ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2003 г. N ГКПИ 03-424
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Белоусовой Ирины Владимировны о признании незаконными
пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом
10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила),
установил:
Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации
с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые
пункты Правил не соответствуют требованиям Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", приняты Правительством
РФ с превышением своих полномочий, содержащиеся в них положения
нарушают ее права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании представитель заявительницы Ионов В.И.
требование поддержал.
Представители Правительства РФ Васильева Т.Ю., Цветкова И.О.,
Бубнов Д.В. с предъявленным требованием не согласились и просили
об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что
оспариваемые Правила, в том числе и пункты 4 и 5 этих Правил,
приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и каких-либо
охраняемых законом прав и интересов заявительницы не нарушают.
Выслушав объяснения заявительницы, представителей
Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской
Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ нормативные
акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и
нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными
(недействующими).
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 29
октября 2002 г. N 781 утверждены "Правила исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей в
соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости этим лицам.
Согласно пункту 4 оспариваемых Правил периоды выполнявшейся до
1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в
Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в
эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной
нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения
(суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего
времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за
ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных
настоящими Правилами.
Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в
должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы
при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам
работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной
нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от
времени, когда выполнялась эта работа.
По утверждению представителей Правительства РФ, до 1 января
2002 г. (до принятия ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") право на
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической
деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для
детей (пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей)
определялось с учетом соответствующего Списка профессий и
должностей работников народного образования, утвержденного
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463,
а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в
выслугу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22
сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления от 1 февраля
2001 г. N 79).
Разделом "Наименование должностей" Списка от 6 сентября 1991
года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена,
т.е. работа в этой должности до 1 ноября 1999 г. права на
досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не
давала.
Списком от 22 сентября 1999 г. была предусмотрена должность
"Музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 1
ноября 1999 г., стала засчитываться в стаж, дающий право на
досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения
суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего
времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за
ставку заработной платы.
Оспариваемыми Правилами ранее действующий порядок исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии, в отношении музыкальных руководителей сохранен.
Более того, пунктом 5 этих Правил предусмотрено, что периоды
работы в этой должности засчитываются им в стаж работы при условии
выполнения нормы рабочего времени, независимо от времени, когда
выполнялась эта работа, т.е. их права в части зачета периодов
работы в льготный стаж по сравнению с ранее действовавшими
Правилами и Списками расширены.
Право утверждать такого рода списки и правила предоставлено
законом Правительству РФ, что им и было сделано при утверждении
оспариваемых Правил.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами
дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их
опровержение и представителем заявительницы.
Анализ содержания оспариваемых пунктов Правил также
свидетельствует о соответствии их требованиям действующего
законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания
оспариваемых пунктов Правил незаконными не имеется.
Довод заявительницы о том, что содержащиеся в оспариваемых
пунктах Правил требования, в нарушение положений Конституции РФ,
ставят музыкальных руководителей в неравное положение с другими
педагогическими работниками в части исчисления льготного стажа, не
может быть признан обоснованным.
Согласно пп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года, введенного в
действие с 1 января 2002 года, лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста,
устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 3 этой же нормы предусмотрено, что Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пп. 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Указанным выше Постановлением Правительства РФ утверждены
Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии.
Пунктами 4 и 5 этих Правил предусмотрены должности и
учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды
работы засчитываются в льготный трудовой стаж.
Исходя из содержания пункта 5 Правил, как уже приводилось
выше, периоды работы в должности музыкального руководителя
включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда
протекала эта работа, но при условии выполнения (суммарно по
основному и другим местам работы) нормы рабочего времени
(педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку
заработной платы.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности
музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999
г. и Правилами, утвержденными Правительством РФ 22 сентября 1999
г. (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в
льготный трудовой стаж не засчитывалась).
Следовательно, в силу п. 5 новых Правил заявительница,
работавшая в указанной должности, приобрела право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости за все прошлые периоды
работы, а не с 1 ноября 1999 г., как это было предусмотрено ранее
действовавшими Правилами.
Ссылка заявительницы и ее представителя на то, что работа в
должности музыкального руководителя засчитывалась в льготный стаж
и по Спискам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР
от 6 сентября 1991 г. N 463, не может быть принята во внимание,
поскольку должность музыкального руководителя в указанные списки
вообще не включалась и была включена в такие списки лишь
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Утверждение заявительницы о том, что, признав утратившими силу
ранее действовавшие по этому вопросу Постановления, Правительство
РФ тем самым лишило музыкальных руководителей права на включение
работы в этой должности в льготный трудовой стаж за прошлое время
независимо от нормы рабочего времени, также не может быть принято
во внимание, так как в соответствии с общими правилами правовые
акты, если им не придано обратной силы, действуют со дня введения
их в действие.
Оспариваемые Правила введены в действие в ноябре 2002 года, и
с этого времени утратили силу указанные в Постановлении
Правительства РФ ранее действовавшие его правовые акты по этому
вопросу, т.е. до принятия новых Правил и в соответствии с ними,
если они не ухудшали положение работников по сравнению с новыми
Правилами, должен исчисляться льготный трудовой стаж
педагогических работников, в том числе и музыкальных
руководителей.
Как уже отмечалось выше, права музыкальных руководителей в
части исчисления льготного трудового стажа в соответствии с новыми
Правилами не нарушаются.
Что касается положений, содержащихся в п. 4 Правил, то они
также соответствуют требованиям закона и прав заявительницы не
нарушают.
Различные подходы к исчислению льготного педагогического стажа
отдельных категорий работников, в том числе и музыкальных
руководителей, обусловлены условиями и характером их труда,
которые определяются Министерством образования РФ. Исходя из этого
и был определен порядок исчисления льготного стажа музыкальных
руководителей, что не противоречит требованиям действующего
законодательства РФ и норм международного права.
Указанные выше Правила приняты Правительством РФ в пределах
предоставленных ему законом полномочий (п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых
пенсиях в РФ"), а поэтому суд не может согласиться с доводом о
том, что они приняты Правительством с превышением своих
полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и
253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Белоусовой И.В. о признании незаконными пунктов 4 и
5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ
"О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, оставить без
удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|