ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2003 г. N 2742/03
(Извлечение)
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в
судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного
общества "Вектор" о признании недействующим пункта 7 раздела 4
Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в
соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001
N 110-ФЗ, утвержденных Приказом МНС России от 21.08.2002
N БГ-3-02/458.
Суд установил:
ЗАО "Вектор" (далее - общество) обратилось в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по
расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных
актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах" (далее - Рекомендации).
Как указано в заявлении, в соответствии с Законом Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
продукция общества входила в перечень жизненно необходимых и
важнейших изделий медицинского назначения и прибыль, полученная от
реализации этой продукции, не подлежала налогообложению, то есть
не включалась в налоговую базу до 01.01.2002.
Исходя из положений введенной в действие с 01.01.2002 главы 25
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) и в связи с переходом организаций на определение
доходов по методу их начисления в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций
предусмотрено включение в налоговую базу переходного периода
прибыли, которая ранее, то есть в 2001 году, не учитывалась при
формировании налоговой базы для исчисления и уплаты налога.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Рекомендаций
противоречит статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ,
пункту 8 статьи 10 этого Закона в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
а также не соответствует пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса.
Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций нарушает права общества и
охраняемые законом интересы, поскольку его применение ухудшает
имущественное положение общества, ставит его в неравное положение
по сравнению с другими юридическими лицами с точки зрения
налогообложения при прочих равных экономических показателях.
МНС России в удовлетворении заявленного требования просит
отказать, ссылаясь на то, что Рекомендации изданы в пределах
полномочий, предоставленных ему Налоговым кодексом, и в целях
реализации положений статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ,
которым не предусмотрено иного порядка расчета налоговой базы в
переходный период для лиц, освобожденных в 2001 году от уплаты
налога на прибыль. Министерство считает, что положения пункта 7
раздела 4 Рекомендаций соответствуют статье 10 Федерального закона
N 110-ФЗ.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив
обстоятельства дела, доводы сторон, суд признал заявление ЗАО
"Вектор" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
в первоначальной редакции в случае, если при вступлении в силу
главы 25 Налогового кодекса налогоплательщик переходит на
определение доходов и расходов по методу начисления, по состоянию
на 1 января 2002 г. он обязан отразить в составе доходов от
реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со
статьей 249 Налогового кодекса, которая ранее не учитывалась при
формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Если у налогоплательщика отношение суммы выручки от
реализации, которая ранее не учитывалась при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль, превышает 10 процентов от
суммы выручки от реализации, учтенной в 2001 году в целях
налогообложения, он обязан по состоянию на 1 января 2002 г.
отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации в
размере, не превышающем 10 процентов от объема выручки, учтенной в
2001 году в целях налогообложения (абз. второй ст. 10 Закона
N 110-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
в редакции от 24.07.2002 уточнен порядок уплаты в бюджет суммы
налога от налоговой базы 2001 года с рассрочкой его уплаты до 2006
года. По существу редакция Закона изменений не претерпела.
Анализ содержания статьи 10 Закона дает основание для вывода о
том, что установленный ею порядок уплаты налога на прибыль вызван
переходом с 01.01.2002 большей части
организаций-налогоплательщиков на определение доходов и расходов
по методу начисления и касается именно тех налогоплательщиков,
которые имели налоговую базу и обязанность по уплате налога по
итогам хозяйственной деятельности за 2001 год.
В этом случае у организаций в одном и том же периоде возникала
обязанность по уплате налога как с выручки, полученной от
реализованной в предыдущем периоде продукции (работ, услуг), когда
эти организации использовали метод определения доходов и расходов
по поступлении оплаты, так и от стоимости реализованной продукции
по методу начисления. Поэтому целью упомянутой нормы Закона
является уменьшение налогового бремени путем рассрочки платежей на
период с 2002-го по 2006 год.
В отношении организаций, освобожденных от уплаты налога на
прибыль по хозяйственной деятельности 2001 года, Законом не
установлены соответствующие правила.
Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций разъясняет порядок расчета
налоговой базы организациями, освобожденными от уплаты налога на
прибыль до 01.01.2002, не имеющими налоговой базы 2001 года.
Данной нормой предусмотрено, что если в 2001 году организация
имела льготу по налогу на прибыль и в связи с этим сумма налога на
прибыль за 2001 год у нее составила нулевую сумму, то сумма налога
на прибыль по налоговой базе переходного периода подлежит внесению
в бюджет в порядке, аналогичном установленному пунктом 8 статьи 10
Федерального закона N 110-ФЗ. При этом исчисление суммы
производится непосредственно от самой суммы налога, исчисленной по
базе переходного периода.
Таким образом, положением пункта 7 раздела 4 Рекомендаций
порядок внесения в бюджет суммы налога, предусмотренный статьей 10
Закона, распространен на организации, не являющиеся плательщиками
налога на прибыль в 2001 году в связи с наличием у них льготы и не
имеющие налоговой базы для исчисления налога в установленном
порядке.
Этим положением, по существу, восполнен пробел в законе и
применена аналогия в отношении субъекта и элементов налогового
обязательства, что недопустимо с точки зрения понятия законно
установленного налога.
Довод МНС России со ссылкой на статью 2 Закона об отсутствии в
перечне льгот по налогу на прибыль, действие которых сохранено на
2002 год, льготы организациям, реализующим продукцию медицинского
назначения, не может быть принят в качестве обоснования
правомерности оспариваемого пункта 7 раздела 4 Рекомендаций.
С момента введения в действие с 01.01.2002 главы 25 части
второй Налогового кодекса общество утратило право на льготу. Это
обстоятельство заявителем не оспаривается.
Сохранение льгот на 2002 год организациям, занимающимся
определенными видами деятельности, указанными в перечне, означает,
что они вправе не уплачивать налог на прибыль по деятельности,
осуществляемой в 2002 году, что к данному делу отношения не имеет.
Общество производило и реализовывало изделия медицинского
назначения в 2001 году и имело право на льготу в соответствии с
действующим в этом же периоде Законом Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" по итогам
хозяйственной деятельности указанного периода.
Оспариваемым положением Рекомендаций возлагается обязанность
по уплате налога на организации, освобожденные от его уплаты в
2001 году, и только на те, которые вели учет доходов и расходов по
методу оплаты и не получили денежные средства в счет реализованной
в этом периоде продукции до 01.01.2002.
Исходя из принципа, содержащегося в статье 56 Налогового
кодекса, право на льготу по налогу не может быть поставлено в
зависимость от избранного организацией метода учетной политики.
Однако в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций из-за различных
методов учетной политики хозяйствующие субъекты поставлены в
неравное экономическое положение при прочих равных условиях, и
права части из них, в том числе заявителя, оказываются
ущемленными.
При таких обстоятельствах следует признать, что положения
пункта 7 раздела 4 Рекомендаций нарушают права и законные интересы
общества и не соответствуют статье 10 Федерального закона от
06.08.2001 N 110-ФЗ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
Признать пункт 7 раздела 4 Методических рекомендаций по
расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных
актов (положений актов) законодательства о налогах и сборах",
утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, не соответствующим статье 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и полностью
недействующим.
|