КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2003 г. N 167-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА АДМИНИСТРАЦИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 4
СТАТЬИ 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я.
Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой,
проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Администрации Коми-Пермяцкого
автономного округа,
установил:
1. Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа в своем
запросе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает
конституционность положений пункта 4 статьи 44 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающих
обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления предоставлять во
внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от
срока проживания в данном населенном пункте прокурорам и
следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в
улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение с
последующей компенсацией его стоимости за счет средств
федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры
Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решениями
Кудымкарского городского суда Коми-Пермяцкого автономного округа,
оставленными без изменения вышестоящими судебными инстанциями,
были удовлетворены иски граждан - прокуроров и следователей об
обязании Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и города
Кудымкара предоставить истцам жилые помещения на основании пункта
4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации", а при отсутствии жилых помещений выделить им
соответствующие денежные средства (в размере рыночной стоимости
жилья).
По мнению заявителя, пункт 4 статьи 44 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации", возлагающий на органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления обязанность по внеочередному предоставлению жилых
помещений должностным лицам прокуратуры Российской Федерации, -
при том что Правительство Российской Федерации необходимое
финансирование не обеспечивает, а предоставляемое жилье может быть
приватизировано - ограничивает полномочия названных органов
публичной власти по самостоятельному управлению государственной и
муниципальной собственностью, что противоречит статьям 114 (пункт
"е" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации.
2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право
на жилище; органы государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия
для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в
законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную цену из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и
исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств (статья 132);
местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом
на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами (статья 133).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации
компетенцию местного самоуправления, Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" относит к ведению муниципальных образований в том числе
содержание и использование муниципального жилого фонда и создание
условий для жилищного строительства (подпункты 5 и 10 пункта 2
статьи 6). В то же время прокуратура, согласно Конституции
Российской Федерации, находится в ведении Российской Федерации
(статья 71, пункт "о"), а кадры судебных и правоохранительных
органов - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов
(статья 72, пункт "л" части 1).
По смыслу статьи 129 Конституции Российской Федерации и статей
1 и 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих
единую федеральную централизованную систему, представляет собой
особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры и
следователи от имени Российской Федерации и в целях обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов
общества и государства осуществляют надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное
преследование и координацию деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью. Это обусловливает право
законодателя устанавливать определенные гарантии, соответствующие
статусу прокурора и следователя.
Одной из таких гарантий является материальное и социальное
обеспечение прокурорских работников, которое установлено статьей
44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Пункт
4 данной статьи определяет порядок предоставления им органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления надлежащего жилья, предусматривая при этом
полную компенсацию его стоимости; в качестве альтернативного
варианта решения данного вопроса прокурорам и следователям с их
согласия выделяется беспроцентная ссуда для самостоятельного
приобретения или строительства жилья, которая погашается из
бюджетных средств, при условии работы ее получателей в органах
прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской
Федерации не менее 10 лет.
Поскольку обеспечение указанной категории государственных
служащих жильем имеет как общегосударственное, так и местное
значение, а определенный оспариваемой нормой порядок
предоставления жилья - и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, и органами местного самоуправления -
касается тех прокуроров и следователей, которые проживают на
территории соответствующего муниципального образования,
установленное ею регулирование гарантирует баланс прав и законных
интересов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления
и органов прокуратуры и не может рассматриваться как нарушающее
самостоятельность и права субъектов Российской Федерации, а также
права местного самоуправления, в том числе закрепленные в статье
132 Конституции Российской Федерации.
3. В силу части второй статьи 36 и статьи 84 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" основанием к рассмотрению Конституционным Судом
Российской Федерации дела по запросу органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации о проверке конституционности
законодательной нормы является обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Конституции
Российской Федерации.
Поскольку в данном случае такая неопределенность отсутствует,
запрос Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа не может
быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению как не отвечающий критерию допустимости обращений в
соответствии с Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде Российской Федерации". Это не исключает право
соответствующих органов субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления на защиту своих законных интересов в иных
судах (статья 8, часть 2; статья 46, часть 2; статья 133
Конституции Российской Федерации). Проверка же законности и
обоснованности судебных решений, выбора норм, подлежащих
применению в конкретных делах, осуществляется вышестоящими судами
в установленном порядке.
Кроме того, доводы заявителя, указывающего на ненадлежащее
финансирование из федерального бюджета (несвоевременно; в
размерах, не соответствующих стоимости предоставленных
прокурорским работникам жилых помещений), свидетельствуют о том,
что в запросе фактически ставится вопрос о невыполнении требований
пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации" уполномоченными на то федеральными органами
государственной власти. Между тем разрешение данного вопроса не
относится к компетенции Конституционного Суда Российской
Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской
Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 36,
пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Администрации
Коми-Пермяцкого автономного округа, поскольку он не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми такого рода обращения могут быть признаны допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|