МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 33-1469-18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 30-51-217ин/06-01
ПИСЬМО
от 12 мая 2003 года
О ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В результате пожаров, происшедших 7 апреля 2003 года в здании
Чочунской средней школы с. Сыдыбыл Республики Саха (Якутия) и 10
апреля 2003 года в школе-интернате для глухонемых детей в г.
Махачкале Республики Дагестан, погибло 52 обучающихся и
воспитанника, 156 человек получили ожоги и травмы разной степени
тяжести. По фактам возникновения пожаров возбуждены уголовные
дела, проводятся расследования.
Анализ обстановки с пожарами на объектах образовательных
учреждений Российской Федерации показывает, что количество пожаров
остается высоким. Так, в 2002 году был зарегистрирован 1121 пожар,
погибло 28 человек, в том числе 3 детей, а в образовательных
учреждениях системы Минобразования России произошло 704 пожара, в
результате которых погибло два человека и нанесен материальный
ущерб в сумме более 56 млн. рублей. Основными причинами пожаров
явились: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил
устройства и эксплуатации электрооборудования, а также поджоги.
Такое положение дел с обеспечением пожарной безопасности в
образовательных учреждениях обусловлено, прежде всего,
значительным износом основных фондов, инженерно-технического
оборудования, недостаточным финансированием мероприятий,
направленных на укрепление противопожарной защиты указанных
объектов, а также недостаточной подготовкой обучающихся,
воспитанников и преподавательского состава к действиям в случае
пожара.
В целях предотвращения пожаров на объектах образовательных
учреждений, недопущения гибели людей при пожарах и повышения
уровня пожарной безопасности МЧС России и Минобразование России
обращаются к руководителям федеральных органов исполнительной
власти, имеющим в ведомственном подчинении образовательные
учреждения, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и считают необходимым
предложить:
проанализировать работу по обеспечению пожарной безопасности
объектов образовательных учреждений, особенно с круглосуточным
пребыванием детей, относящихся к группам маломобильных и с
дефектами зрения и слуха (далее - объекты);
организовать проведение обследований этих объектов, прежде
всего расположенных в сельской местности, на предмет определения
соответствия их эксплуатации Правилам пожарной безопасности в
Российской Федерации, обратив особое внимание на состояние
эвакуационных путей и выходов (освещенность, количество, размеры и
наличие знаков пожарной безопасности), а также электроустановок и
электротехнических изделий;
подготовить перечень зданий, имеющих низкую устойчивость при
пожаре, разработать программы по реализации первоочередных
неотложных мероприятий по обеспечению безопасности людей по
каждому объекту, включенному в перечень, направленных на решение
вопросов по:
а) обеспечению пожарной безопасности объектов путем усиления
противопожарного режима, обратив особое внимание на техническое
содержание и обслуживание автоматических систем обнаружения и
тушения пожаров, оповещения людей, дымоудаления, противопожарного
водоснабжения. Не допускать эксплуатацию объектов и помещений в
случае отсутствия системы пожарной автоматики или ее
неисправности;
б) обучению работников объектов, обучающихся и воспитанников
действиям при возникновении пожара, обращая внимание на
своевременность вызова пожарной охраны, правильность использования
первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты.
Ежеквартально проводить занятия с целью отработки и закрепления
практических навыков по организации эвакуации людей и имущества.
При оформлении на работу вновь принимаемых работников проводить
вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте о мерах
пожарной безопасности;
в) обеспечению объектов нормативным количеством первичных
средств пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов
дыхания и приведению автоматических систем противопожарной защиты
в исправное состояние;
г) обеспечению объектов своевременным получением доступной и
качественной информации о пожаре, включающей дублированную
световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к
системе оповещения людей о пожаре, а также устройствами защитного
отключения, особенно на объектах образования для детей,
относящихся к группам маломобильных и с дефектами зрения и слуха.
При этом световая, звуковая и визуальная информирующая
сигнализация должна быть предусмотрена в помещениях, посещаемых
данной категорией лиц, а также у каждого эвакуационного,
аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде
светящихся знаков должны включаться одновременно со звуковыми
сигналами. Частота мерцания световых сигналов должна быть не выше
5 Гц. Визуальная информация должна располагаться на контрастном
фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения;
реализацию указанных программ мер по усилению противопожарной
защиты объектов образовательных учреждений взять на особый
контроль;
определить объем финансовых вложений на повышение пожарной
безопасности объектов образовательных учреждений и выделить
дополнительные финансовые средства для закупки пожарно-технической
продукции;
вопросы о противопожарном состоянии объектов рассмотреть на
заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской
Федерации с подготовкой конкретных решений;
не допускать сокращение или ликвидацию подразделений пожарной
охраны, находящихся в районе обслуживания таких объектов, и
принять меры по укреплению материально-технической базы этих
подразделений;
укрепить службы безопасности труда и жизнедеятельности органов
управления образованием субъектов Российской Федерации и местных
(муниципальных) органов управления образованием специалистами по
пожарной безопасности.
Обследование объектов образовательных учреждений, а также
разработку указанных выше программ необходимо выполнить с
привлечением генпроектировщиков, специализированных проектных
организаций и с участием местных органов государственного
пожарного надзора.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
С.ШОЙГУ
Министр образования
Российской Федерации
В.ФИЛИППОВ
|