МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2003 г. N СА-6-05/510@
О КОНТРОЛЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ВИДЕ
ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА
В связи с тем, что согласно статье 25 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)
контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим
деятельность налоговых органов, Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам разъясняет следующее.
1. В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 167-ФЗ
страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного
Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного
платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц
устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно
утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в
размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При
этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части
трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части
трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
N 167-ФЗ в целях настоящего Федерального закона частные детективы
и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к
индивидуальным предпринимателям.
1.1. Статьей 10 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации" статья 28 Федерального закона N 167-ФЗ
дополнена пунктом 5, в соответствии с которыми
страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы
самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования,
исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
Таким образом, уплата страховых взносов в виде фиксированного
платежа на финансирование страховой и накопительной частей
трудовой пенсии адвокатами осуществляется самостоятельно либо
через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в
отношении адвокатов функции налоговых агентов.
1.2. В соответствии с пунктом 2 статьи II Порядка регистрации
в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде
фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления
Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.08.2002 N 89п
(зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2002 N 3971), определено,
что главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются
страхователями и обязаны зарегистрироваться в качестве
страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда
Российской Федерации в 30-дневный срок с момента регистрации
крестьянского (фермерского) хозяйства по месту его нахождения.
Положениями статьи 23 части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что глава
крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего
деятельность без образования юридического лица, признается
предпринимателем с момента государственной регистрации
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения
в действие части первой ГК РФ, является юридическим лицом до
момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
С введением в действие ГК РФ крестьянским (фермерским)
хозяйствам предоставлено право самостоятельно определять свой
правовой статус, то есть либо согласно статье 23 ГК РФ
зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского)
хозяйства, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица, либо согласно статье 259 ГК РФ в установленном
порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или
производственный кооператив, которые являются юридическими лицами.
Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские
(фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские
(фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность с правами
юридического лица, и хозяйства без образования юридического лица),
главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают
страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном
порядке.
2. При осуществлении контроля налоговыми органами за уплатой
страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается
следующее.
Действующим законодательством не установлены:
- для индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность
представлять по итогам отчетных периодов - расчеты, по итогам
налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах
страховых взносов в виде фиксированного платежа;
- для налоговых органов обязанность по исчислению суммы
страховых взносов в виде фиксированного платежа, направлению
налоговых уведомлений на уплату авансовых платежей по страховым
взносам в виде фиксированного платежа страхователям;
- применительно к страховому взносу в виде фиксированного
платежа сроки уплаты в течение расчетного года, определенные
конкретной датой;
- требования к адвокатам и членам крестьянского (фермерского)
хозяйства, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица, об их регистрации в качестве предпринимателей.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ) указанные категории налогоплательщиков - физических лиц
не приравнены для целей НК РФ к индивидуальным предпринимателям.
Статья 83 НК РФ не содержит нормы, обязывающей адвокатов и членов
крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме являющегося
индивидуальным предпринимателем главы этого хозяйства, встать на
учет в налоговых органах в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Учитывая вышеизложенное, у налоговых органов отсутствуют
основания (помимо изложенных в письме МНС России от 17.06.2002
N СА-6-05/839@) для:
- начисления пеней при уплате страховых взносов в виде
фиксированного платежа;
- проверки своевременности уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа
и определения сумм, подлежащих начислению и уплате.
3. В целях реализации контроля за уплатой страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа
налоговые органы проводят работу в соответствии с положениями
Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами
Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.02.2002
N БГ-15-05/65, N МЗ-16-25/1043.
Действительный
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
С.Х.АМИНЕВ
|