СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 10
О ПОЛОЖЕНИИ О КОМИТЕТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Положение о Комитете Союзного государства по
гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 10
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИТЕТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
1. Общие положения
1.1. Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и
мониторингу загрязнения природной среды (далее - Комитет Союзного
государства) является отраслевым органом Союзного государства,
осуществляющим на межгосударственном уровне организацию и
координацию деятельности в области гидрометеорологического и
гелиогеофизического обеспечения органов государственного
управления, населения, отраслей экономики и вооруженных сил
Республики Беларусь и Российской Федерации, а также мониторинга
состояния и загрязнения природной среды.
1.2. Комитет Союзного государства является правопреемником
Комитета Союза Беларуси и России по гидрометеорологии и
мониторингу загрязнения природной среды (Положение о Комитете
утверждено Исполкомом Союза Беларуси и России 23 июля 1997 года,
Протокол заседания N 1, р. XI, п. 2), переименованным
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 25 января
2002 года N 6 в Комитет Союзного государства по гидрометеорологии
и мониторингу загрязнения природной среды.
1.3. Комитет Союзного государства, Республиканский орган
государственного управления в области гидрометеорологической
деятельности Республики Беларусь, специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области
гидрометеорологии и смежных с ней областях Российской Федерации
(два последних далее: уполномоченные органы государственного
управления в области гидрометеорологии) и их подведомственные
организации и учреждения являются специально уполномоченными
органами Союзного государства, государственными органами
управления Республики Беларусь и Российской Федерации в области
гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
1.4. Комитет Союзного государства в своей деятельности
руководствуется решениями Высшего Государственного Совета, Совета
Министров и Постоянного Комитета Союзного государства,
соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь
и Российской Федерации в части, касающейся конкретно их
территорий, а также настоящим Положением.
1.5. Комитет Союзного государства осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими органами Союзного
государства, государственными органами, общественными
объединениями, юридическими и физическими лицами Республики
Беларусь и Российской Федерации по следующим направлениям:
1.5.1. Сохранение и развитие оптимальных сетей наблюдений,
обеспечивающих в заданных пространственных и временных интервалах
получение данных о состоянии и загрязнении природной среды в
соответствии с едиными действующими наставлениями и руководствами,
а также рекомендациями Всемирной метеорологической организации;
1.5.2. Создание, развитие и использование единых методов
наблюдений, измерений, обработки, передачи данных и доведения до
потребителей фактической и прогностической гидрометеорологической
информации и данных о загрязнении природной среды;
1.5.3. Обеспечение на единой научно-методической и
организационной основе органов государственного управления,
населения, экономики и вооруженных сил Республики Беларусь и
Российской Федерации данными и информацией о фактических и
прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и
загрязнении природной среды, включая стихийные и опасные
гидрометеорологические явления;
1.5.4. Обеспечение единой технологии обработки и хранения
режимной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении
природной среды, формирования баз данных с использованием для этих
целей унифицированного программно-математического обеспечения;
1.5.5. Осуществление единой научно-технической политики,
включая подготовку и реализацию программ и разработок Союзного
государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения
природной среды;
1.5.6. Участие в решении глобальных и региональных проблем
оценки состояния природной среды, включая мониторинг ее
загрязнения, выполнение соответствующих международных договоров и
конвенций;
1.5.7. Создание и обеспечение функционирования системы
оперативного оповещения о чрезвычайных гидрометеорологических и
радиационно-экологических ситуациях.
2. Основные задачи Комитета Союзного государства
Основными задачами Комитета Союзного государства являются:
2.1. Обеспечение на основе интеграции материальных, научно-
технических и интеллектуальных ресурсов обоих государств
функционирования единой пространственно-технологической системы
наблюдений, получения, сбора, обработки, анализа, обобщения,
хранения и выдачи потребителям фактической и прогностической
гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной
среды по всей территории Союзного государства;
2.2. Совместное решение приоритетных задач в области
гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды;
2.3. Повышение эффективности использования
гидрометеорологической информации о сложившихся и ожидаемых
погодно-климатических условиях, об опасных и стихийных
гидрометеорологических явлениях, а также данных о загрязнении
природной среды в интересах Союзного государства.
3. Функции Комитета Союзного государства
Комитет Союзного государства в соответствии с возложенными на
него задачами:
3.1. Организует и обеспечивает наблюдения, сбор
гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной
среды, их анализ, обобщение и хранение, оценку и прогноз состояния
атмосферы, поверхностных вод суши, сельскохозяйственных культур,
околоземного космического пространства, трансграничного переноса
загрязняющих веществ;
3.2. Обеспечивает предоставление информации о возникновении
опасных и стихийных гидрометеорологических явлений, об
экстремальном загрязнении природной среды, в том числе для
обеспечения аварийно-спасательных и восстановительных работ в
районах стихийных бедствий, промышленных аварий и других
чрезвычайных ситуаций, о метеорологических, агрометеорологических
и гидрологических условиях и изменениях климата, о состоянии и
загрязнении природной среды, о радиационной обстановке на
поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;
3.3. Совершенствует систему предупреждения органов
государственного управления, населения, экономики и вооруженных
сил об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях и
экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением природной среды;
3.4. Организует и обеспечивает мониторинг загрязнения природной
среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на
территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской
катастрофы;
3.5. Организует разработку и составление краткосрочных и
долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая
сельскохозяйственных культур, гидрометеорологических явлений,
глобальных и региональных изменений климата, радиационной
обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом
пространстве, загрязнения, включая радиационное, природной среды;
3.6. Обеспечивает развитие и функционирование
межгосударственной службы наблюдений, системы сбора, обработки,
анализа, хранения и распространения гидрометеорологической
информации и данных о загрязнении природной среды;
3.7. Организует и координирует научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по проблемам гидрометеорологии,
загрязнения природной среды, гидрометеорологического
приборостроения;
3.8. Организует проведение комплексных экспедиций;
3.9. Осуществляет организационно-техническое и методическое
руководство подчиненными учреждениями, организациями и
предприятиями;
3.10. Обеспечивает разработку методов и технических средств
получения, сбора, обработки и распространения
гидрометеорологической, включая космическую, информации, а также
данных о загрязнении природной среды;
3.11. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
соблюдением требований ко всем видам работ в области
гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды,
выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями на
территории Союзного государства, независимо от их форм
собственности;
3.12. Координирует издание научно-технической литературы в
области гидрометеорологии, оценки загрязнения природной среды и
его последствиях;
3.13. Обеспечивает через средства массовой информации
регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых
погодных условиях, опасных и стихийных явлениях
гидрометеорологического характера;
3.14. Разрабатывает и осуществляет меры по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров по направлениям
своей деятельности;
3.15. Участвует в организации работ соответствующих органов
Республики Беларусь и Российской Федерации по уменьшению
негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и
предотвращению отрицательных последствий изменения климата для
экономики и природной среды, а также в координации их деятельности
по выполнению Рамочной конвенции ООН об изменении климата и ее
протоколов;
3.16. Обеспечивает обмен гидрометеорологической информацией и
данными о загрязнении природной среды, включая обмен указанной
информацией с иностранными государствами и международными
организациями.
4. Права Комитета Союзного государства
Комитет Союзного государства в пределах своей компетенции имеет
право:
4.1. Издавать единые наставления, руководства, технические
регламенты, методические указания, научно-технические и
технологические рекомендации по проведению гидрометеорологических
наблюдений и работ, мониторингу загрязнения природной среды, а
также определять порядок представления результатов наблюдений;
4.2. Разрабатывать предложения по скоординированной политике
выделения инвестиций для приобретения приборов и оборудования,
обеспечивающих технологическое единство функционирования
гидрометеорологической службы Союзного государства;
4.3. Координировать деятельность организаций Республики
Беларусь и Российской Федерации во Всемирной метеорологической
организации и в других международных организациях, конвенциях,
программах и проектах, касающихся гидрометеорологии, мониторинга
загрязнения природной среды;
4.4. Разрабатывать в установленном порядке проекты нормативных
правовых актов Союзного государства;
4.5. Участвовать в разработке и реализации программ Союзного
государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения
природной среды.
5. Организационная структура Комитета Союзного государства
5.1. Для руководства деятельностью Комитета Союзного
государства образуется совместная коллегия в количестве 10
человек. В состав коллегии входят: председатель коллегии и
заместитель председателя коллегии - руководители уполномоченных
органов государственного управления Республики Беларусь и
Российской Федерации в области гидрометеорологии или лица,
назначенные в этих органах в качестве руководителей деятельностью
в области гидрометеорологии, а также по четыре члена коллегии,
назначаемых на паритетной основе от Республики Беларусь и
Российской Федерации.
5.2. Председателем коллегии является руководитель Комитета
Союзного государства, назначаемый Высшим Государственным Советом
Союзного государства на ротационной основе.
Председатель коллегии Комитета Союзного государства
обеспечивает в соответствии с настоящим Положением руководство
работой коллегии и Комитета Союзного государства в целом и
представляет Комитет Союзного государства в межгосударственных
органах.
5.3. Коллегия проводит свои заседания по мере необходимости, но
не реже двух раз в год. Решения коллегии принимаются на основе
единогласия.
Руководители уполномоченных органов государственного управления
в области гидрометеорологии или лица, назначенные в этих органах в
качестве руководителей деятельностью в области гидрометеорологии,
организуют выполнение решений коллегии в рамках своей компетенции.
Коллегия может образовывать на постоянной и временной основе
совместные рабочие органы (группы экспертов, рабочие группы и
т.д.).
Работа коллегии осуществляется согласно Регламенту,
утверждаемому коллегией.
6. Заключительные положения
6.1. Обязательства государств, входящих в Союзное государство в
сфере гидрометеорологической деятельности, не затрагивают их
обязательств перед международными организациями по их участию в
международных договорах.
Уполномоченные органы государственного управления Республики
Беларусь и Российской Федерации в области гидрометеорологии
сохраняют самостоятельность при обеспечении членства Республики
Беларусь и Российской Федерации во Всемирной метеорологической
организации, Межгосударственном Совете по гидрометеорологии
Содружества Независимых Государств и других международных
организациях, конвенциях, программах и проектах, касающихся
гидрометеорологии, смежных с ней областей и мониторинга
загрязнения природной среды.
6.2. Комитет Союзного государства имеет свой бланк
установленного образца.
|