СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 9
О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Согласиться с Предложением Российского авиационно-
космического агентства и Национальной академии наук Беларуси о
разработке научно-технической программы Союзного государства
"Разработка и использование перспективных космических средств и
технологий в интересах экономического и научно-технического
развития Союзного государства".
2. Определить государственным заказчиком-координатором
указанной программы Российское авиационно-космическое агентство,
государственным заказчиком - Национальную академию наук Беларуси.
3. Российскому авиационно-космическому агентству и Национальной
академии наук Беларуси внести в III квартале 2003 г. в Совет
Министров Союзного государства согласованный в установленном
порядке проект программы "Разработка и использование перспективных
космических средств и технологий в интересах экономического и
научно-технического развития Союзного государства".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 9
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО
АГЕНТСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ
О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу,
утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года,
определяют важнейшие направления государственной политики в
области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их
реализации, а также систему экономических и иных мер,
стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
Поэтому приоритетные направления развития науки, технологий и
техники федерального значения, Перечень технологий федерального
значения и целевые программы научных исследований и
экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения
реализации важнейших инновационных проектов государственного
значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники.
Приоритетными направлениями развития науки, технологий и
техники Российской Федерации на втором месте признаны "Космические
и авиационные технологии", а в Перечне критических технологий
Российской Федерации на первом месте находится "Авиационная и
ракетно-космическая техника с использованием новых технических
решений".
Для реализации приоритетных направлений Основами политики
Российской федерации в области развития науки и технологий на
период до 2010 года и дальнейшую перспективу предусмотрено
развитие международного научно-технического сотрудничества.
Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных
условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного
международного сотрудничества в научной, научно-технической и
инновационной сферах, к которой относится и космическая
деятельность.
Пунктом 27 "Основ..." предусмотрено развитие научных и научно-
технических связей с государствами-участниками Содружества
Независимых Государств, создание единого научно-технического и
информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.
В бывшем СССР исторически сложилась кооперация передовых
предприятий и организаций Беларуси и России при создании
сложнейшей космической техники, требующей, как и принято во всем
цивилизованном мире, государственных вложений.
Например:
- в настоящее время оптико-электронные комплексы предприятия
Республики Беларусь "Пеленг" обеспечивают выведение в космос
российских ракет-носителей космического назначения с космодрома
"Байконур";
- озонометрическая аппаратура разработки Беларуси,
предназначенная для контроля состояния атмосферы, функционирует на
космических аппаратах серии "Метеор";
- министерства и ведомства Беларуси используют космическую
информацию, получаемую с Российских космических аппаратов связи,
навигации и дистанционного зондирования Земли, в том числе решая
важнейшую для человечества задачу ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС;
- предприятия Беларуси и России решают проблему создания
унифицированного ряда навигационной аппаратуры потребителей
космической информации и организации транспортных перевозок с
использованием космических навигационных систем России;
- планируется проведение ряда совместных Беларуси и России
экспериментов на Международной космической станции;
И таких примеров можно привести множество. Однако техника и
технологии, созданные ранее, не могут оставаться на месте и сейчас
требуется принятие незамедлительных мер для совершенствования и
создания новой космической техники и технологий мирового уровня.
В условиях становления нового Союзного государства Советом
Министров Союзного государства было принято, что "...программы
Союзного государства (далее именуются - союзные программы),
являются одним из важнейших средств дальнейшего развития
экономической интеграции в рамках Союзного государства,
осуществления скоординированных действий по совместному решению
отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный
интерес".
Космическая деятельность относится именно к этой сфере в
соответствии с основополагающими документами правительств Беларуси
и России.
Естественно возникает проблема отсутствия единого
информационного поля в области космической деятельности и
отсутствие единых космических средств и технологий, создающих его.
Эта проблема находится в области разработки и использования
перспективных космических средств и технологий в интересах
оборонного, экономического и научно-технического развития Союзного
государства, решение которой должно привести к интеграции
предприятий космических отраслей России и Беларуси при создании
образцов космической техники, конкурентоспособных на мировом рынке
космических услуг, и создании единого научно-технического и
информационного пространства в области космической деятельности.
1. Обоснование актуальности разработки союзной Программы,
ее экономическая эффективность для Беларуси и России
Для решения данной проблемы необходима разработка союзной
программы (программы Союзного государства).
Союзная программа с возможным наименованием "Разработка и
использование перспективных космических средств и технологий в
интересах экономического и научно-технического развития Союзного
государства" на период 2004 - 2007 годы основана на необходимости
решения задач, изложенных в Договоре о создании Союзного
государства, подписанного Президентами Республики Беларусь и
Российской Федерации и Программы действий Республики Беларусь и
Российской Федерации по реализации указанного Договора от
08.12.1998 года.
Предложение о разработке программы Союзного государства
подготовлено в соответствии с "Порядком разработки и реализации
программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета
Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Одной из основных целей Союзного государства, определенной в
Договоре о его создании, является обеспечение социально-
экономического развития на основе объединения материального и
интеллектуального потенциалов государств-участников и
использования рыночных механизмов функционирования экономики.
Для Союзного государства применение космических средств имеет
особое значение. Специфика его географического положения,
размещения ресурсов и социально-экономических объектов такова, что
ни одна серьезная социально-экономическая программа не может быть
успешно реализована без использования космической техники, в том
числе при решении задач создания единого информационного
пространства, рациональном использовании природных ресурсов,
развитии навигации и телекоммуникаций, проведения экологического
мониторинга земной поверхности, эффективного использования
транспорта и повышения качества гидрометеорологических прогнозов.
Высокие требования к характеристикам применяемой космической
аппаратуры, уровню надежности и работоспособности космических
объектов в жестких условиях космической среды стимулируют создание
высокоэффективных технологий. Космические технологии являются
базой для производства высокотехнологичной продукции,
конкурентоспособной на мировом рынке, и мощным рычагом развития
научно-технического прогресса.
Основой для восстановления и развития интеграционных процессов
в области исследования и использования космического пространства в
рамках Союзного государства является:
- Формирование общего научно-технического и информационного
пространства.
- Проведение общей политики Союзного государства в области
создания единого геоинформационного пространства (геодезия,
картография, дистанционное зондирование Земли из космоса) и
создания на этой основе геоинформационной системы органов
государственной власти Союзного государства.
- Осуществление совместной политики в области экологической
безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей
среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и
техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на
Чернобыльской АЭС.
- Традиционное распределение работ по космической тематики в
бывшем СССР.
- Сохранение и развитие, представляющего взаимный
государственный интерес для обеспечения космической деятельности,
ранее созданного научно-промышленного комплекса в Российской
Федерации и в Республике Беларусь.
- Совместные работы по космической тематике России и Беларуси в
рамках Межгосударственных соглашений по исследованию и
использованию космического пространства стран СНГ в период 1994 -
1998 годы, работы по реализации белорусско-российской Программы
"Разработка и использование космических средств и технологий
получения, обработки и отображения космической информации на 1999
- 2002 гг.", работы отдельных белорусских предприятий по прямым
контрактам с российскими предприятиями.
Экономическая эффективность, в первую очередь, определятся тем,
что сложность и многообразие задач в сфере совместной космической
деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации не
позволяет обеспечить их решение в рамках отдельных проектов.
Поэтому требуется консолидация бюджетных и внебюджетных финансовых
источников, материальных, научных и других ресурсов Союзного
государства в течение длительного периода, что обуславливает
необходимость применения программно-целевых методов и разработки
соответствующей союзной программы.
В 2002 году завершаются работы по реализации совместной
белорусско-российской Программы "Разработка и использование
космических средств и технологий получения, обработки и
отображения космической информации на 1999 - 2002 гг." (шифр
"Космос - БР"), которая была утверждена Постановлением
Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 9 декабря 1998
г. N 11.
В результате реализации совместной Программы "Космос - БР"
разработаны и находятся на завершающей стадии создания:
1. Базовые элементы и технологии экспериментального пункта
приема, обработки и распространения космической информации. Монтаж
станции приема космической информации проводится в г. Минске.
Потребителями информации данного пункта являются как белорусские,
так и российские организации использующие различные виды доставки
информации.
2. Стендовый образец мобильного комплекса обеспечения
потребителей космической информацией, позволяющий отрабатывать
технологии космического мониторинга регионов в зоне возникновения
чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс оснащен специальной
аппаратурой и размещен на основной базе головного разработчика в
Московской области. Мобильный комплекс способен перемещаться по
территории Республики Беларусь и Российской Федерации и
осуществлять оперативную передачу информации с использованием
современных каналов связи (НТВ-спутниковый, Iternet и др.).
3. Ключевые элементы российского (г. Юбилейный Московской обл.)
и белорусского (г. Минск) сегментов совместной информационно-
навигационной системы, обеспечивающей контроль и управление
движением транспорта на трассе Москва - Минск.
4. Основные элементы экспериментального мобильного
телеметрического измерительного пункта с использованием
малогабаритной приемно-регистрирующей станции и антенно-фидерного
устройства нового поколения (г. Москва), которые могут быть
оперативно передислоцированы на западную границу Республики
Беларусь, либо в другие регионы, для расширения зоны приема
телеметрической информации с российских космических аппаратов
различного назначения и разгонных блоков, а также оперативной
передачи ее в центры управления полетом.
5. Телевизионный канал формирования изображений на базе
модернизированного видеокинотеодолита "Висмутин" для получения и
передачи телевизионных изображений и координат объекта.
Модернизированный видеокинотеодолит поставлен белорусскими
предприятиями на Космодром "Байконур", прошел межведомственные
испытания и введен в эксплуатацию.
6. Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по теоретическим и экспериментальным исследованиям и
созданию экспериментальных образцов кремниевых и пленочных
солнечных элементов и фотошаблонов на предприятиях "Квант",
"Пульсар" (г. Москва) и НИО "Кибернетика" (г. Минск) для
применения в составе перспективных низкоорбитальных космических
аппаратов.
7. Российскими (НИИ точных приборов, ЦНИИМаш, ГКНПЦ им. М.В.
Хруничева, ИРЭ РАН и др.) и белорусскими (НИО "Кибернетика" и др.)
разработаны теоретические основы и создан опытный образец системы
автоматического проектирования заказных сверхбольших интегральных
схем, предназначенных для использования в бортовой аппаратуре
перспективных космических аппаратов, а также проведена разработка
методов и технологий повышения устойчивости космических аппаратов
к воздействию электромагнитных факторов внешней среды.
Реализация мероприятий Программы "Космос-БР" позволила создать
конкурентоспособные космические средства и технологии получения,
обработки и отображения космической информации на основе
эффективной интеграции ракетно-космической промышленности Беларуси
и России.
Социально-экономическая эффективность Программы "Космос-БР":
Осуществлена ориентация государственных и коммерческих
потребителей информации дистанционного зондирования Земли на
российские космические средства. Затраты на получение информации
при этом снижаются в 5 - 6 раз (при стоимости типового массива
информации за рубежом - от 300 долл. США до 2000 долл. США).
Разработана и проведена опытная эксплуатация технологии
обнаружения пожаров в лесах и на торфяниках. Возникает возможность
получения экологической информации, отсутствующей на мировом
рынке. Возрастает в 10 - 20 раз оперативность получения информации
при чрезвычайных ситуациях, что на 10 - 15% снижает затраты на
ликвидацию их последствий.
Проводится последовательная ориентация на использование
российской (белорусской) навигационной аппаратуры потребителей
космической навигационной информации, стоимость которой ниже
зарубежных аналогов в 1,7 - 2 раза (стоимость базового комплекта
зарубежной аппаратуры - от 100 долл. США до 2000 долл. США).
Возможность использования специальных каналов связи для передачи
навигационной и служебной информации от подвижных объектов взамен
аренды космических ретрансляторов (базовая стоимость аренды 200 -
1000 долл. США в час).
Экономия топлива на 8 - 10%, повышение пропускной способности
транспортных артерий на 3 - 4% за счет оптимизации маршрутов
транспортных средств. Реализовано расширение общей зоны видимости
КА и повышение потенциальных возможностей системы управления на 20
- 25%. Повышение сроков активного существования КА за счет
повышения точности поддержания орбит, оперативности приема
телеметрической информации и закладки рабочих программ.
Создана научно-техническая база для производства и оснащения
потребителей мобильными комплексами обеспечения космической
информации. Сокращается потребное число стационарных пунктов
приема информации (стоимость типового пункта приема - более 30
млн. руб.) и каналов связи для передачи информации, эквивалентное
ресурсу одного спутника-ретранслятора (стоимость годовой аренды -
более 15 - 20 млн. руб.).
За счет снижения ошибок измерений на 5 - 7% снижаются затраты
на отработку новой ракетно-космической техники. В десятки раз
повысилась оперативность обработки информации о полете ракет-
носителей.
Существенно сокращается (до 10 - 15%) масса создаваемых
космических аппаратов, что приводит к экономии затрат на выведение
полезной нагрузки. Увеличиваются сроки активного существования КА,
что приводит к уменьшению потребного числа пусков. Создан научно-
технический задел по конкурентоспособной бортовой аппаратуре для
КА нового поколения.
Установившиеся при выполнении работ по Программе научно-
производственные связи между предприятиями Беларуси и России и
полученный научно-технический и технологический задел явились
практической реализацией преимуществ интеграции для повышения
эффективности использования имеющегося научно-промышленного
потенциала двух государств, в интересах каждого государства в
отдельности и Союзного государства в целом.
В результате выполнения программных мероприятий в рамках Союза
Беларуси и России сформировались основные направления совместных
работ по космической тематике. Созданы благоприятные условия и
механизмы для развития взаимовыгодного и равноправного
сотрудничества.
Однако, Программа "Космос-БР" не позволила решить всех проблем
создания единого научно-технического и информационного
пространства, ввиду их сложности и многообразия, и реализовать все
заложенные в Программе мероприятия в полном объеме из-за
ограниченности и нерегулярности поступления финансовых средств и
инфляционных процессов в экономике.
Предлагаемая к разработке союзная программа в области
космической деятельности является очередным этапом решения
проблемы в области использования космического пространства в
интересах Союзного государства, затрагивает гораздо более широкий
круг вопросов с концентрацией на развитии и практическом
применении результатов, полученных при реализации совместной
Программы "Космос-БР". Перечень основных мероприятий новой союзной
программы представлен ниже.
Сформировавшаяся система мер по реализации и контролю
выполнения и результаты работ совместной Программы "Космос-БР"
показали необходимость дальнейших совместных исследований в
области перспективных космических средств и технологий, проводимых
методом программной разработки, позволяющим реально реализовать
преимущества интеграции в научной, научно-технической и
интеллектуальной сферах России и Беларуси.
Предложения о разработке союзной программы сформированы с
учетом интересов заказчиков и потребителей космических средств
России и Беларуси, возможностей космической науки и
промышленности, потребностей оборонной, социально-экономической и
научной сфер деятельности Союзного государства и конъюктуры
мирового космического рынка.
2. Основные способы решения проблемы и перечень
совместных мероприятий, необходимых для реализации
союзной программы, сроки их выполнения
Основным способом решения проблемы являются программные методы,
которые позволяют оптимальным образом консолидировать средства
Российской Федерации и Республики Беларусь на реализацию целей и
задач программы.
Целями союзной программы являются:
- наиболее эффективное использование и дальнейшее развитие
космического потенциала Союзного государства за счет разработки и
использования перспективных космических средств и технологий в
интересах решения сопряженных экономических, оборонных и научных
задач, фундаментальных и прикладных научно-технических проблем
Союзного государства;
- создание единого научно-технического и информационного
пространства в области космической техники являющейся приоритетным
направлением развития науки, технологий и техники в рамках Союза
Беларуси и России.
Практическая реализация целей программы позволит решить
следующие задачи:
- внедрение наукоемких технологий в различные сферы науки,
техники и экономики Союзного государства путем широкого
использования космической информации дистанционного зондирования
Земли (ДЗЗ) на основе развития наземного и орбитального сегментов
единой многофункциональной космической геоинформационной системы,
в том числе создание новых средств контроля выведения и управления
космическими аппаратами на основе совместных разработок;
- создание устойчивой кооперации организаций ракетно-
космической отрасли Беларуси и России по разработке перспективных
космических средств и технологий, конкурентоспособных на мировом
рынке космической продукции и услуг, в том числе повышение
социально-экономической интеграции на основе развития наземного
сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы;
- практическая реализация преимуществ интеграции научных
достижений в области космоса Национальной академией наук Беларуси
и Российской академией наук в интересах обеспечения единого научно-
технического пространства Союзного государства;
- разработка и использование перспективных методов, технологий
и программно-аппаратных средств продвижения на международный рынок
научно-технической продукции и услуг предприятий ракетно-
космической промышленности и космической информации дистанционного
зондирования Земли.
Принципы союзной программы в области космоса определяются
целями и задачами Союзного государства и являются одним из
важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в
рамках Союзного государства, осуществления скоординированных
действий по совместному решению отдельных социально-экономических
и научно-технических проблем, представляющих взаимный интерес.
Исходя из целей и задач программы Союзного государства
сформированы основные направления (мероприятия) совместных работ
по разработке и использованию космических средств и технологий в
интересах Беларуси и России.
Основными из них являются:
1. Разработка элементов единой системы обеспечения космической
информацией потребителей Союзного государства, с учетом развития
наземного и орбитального сегментов существующих и перспективных
космических геоинформационных и навигационных систем.
2. Разработка и создание ключевых элементов микроспутника
дистанционного зондирования Земли нового поколения с обеспечением
повышенного ресурса эксплуатации.
3. Разработка упреждающего научно-технического задела по
схемотехническим решениям и базовым элементам бортовой аппаратуры,
изготовление и экспериментальная отработка опытных образцов в
целях повышения технических и снижения массогабаритных и
стоимостных характеристик.
4. Создание и комплексная отработка элементов наземного
сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы
повышенной точности РБ и РФ.
Мероприятия союзной программы реализуются в период 2004 - 2007
годов.
Система программных мероприятий, направления и объемы их
финансирования из бюджета Союзного государства на 2004 - 2007 годы
представлена в Таблице 1.
Технико-экономическое обоснование мероприятий с распределением
финансирования по годам по каждому из них будет проведено на этапе
формирования проекта союзной программы, в соответствии с разделом
III Порядка разработки и реализации программ Союзного государства.
3. Оценка соответствия программных мероприятий
социально-экономическим, экологическим и иным
требованиям интересов государств-участников
Реализация программных мероприятий совместной космической
деятельности позволит реализовать первоочередные задачи Союзного
государства, изложенные в Договоре о создании Союзного
государства:
- Объединение энергетической и транспортной систем.
- Формирование общего рынка услуг связи.
- Проведение единой политики в области геодезии и картографии.
- Формирование единого научно-технического пространства.
- Обеспечение единого информационного пространства.
- Осуществление совместной политики в области экологической
безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей
среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и
техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на
Чернобыльской АЭС.
В области социально-экономической сферы реализация программы
позволит эффективно использовать:
- специализацию белорусских и российских предприятий по
отдельным направлениям работ в области космоса;
- установившиеся научно-производственные связи между
предприятиями Республики Беларусь и Российской Федерации;
- научно-технический потенциал предприятий для обеспечения
работ по космической тематике;
- имеющиеся научные и производственные заделы в области космоса
по направлениям работ программы;
- квалифицированные кадры, научно-производственную и
технологическую базы государств и получить актуальные и
необходимые результаты совместных работ по космической тематике
как для Республики Беларусь и Российской Федерации, так и для
Союзного государства, при ограниченных бюджетных средствах
Союзного государства на финансирование работ по космической
тематике.
Интересы Республики Беларусь в сфере использования космического
пространства и космических технологий охватывают широкий круг
вопросов, связанных с социально-экономическим развитием республики
и решением социально-экономических задач.
К основным из них следует отнести:
- использование космической информации в интересах сельского,
лесного, водного хозяйства и мелиорации;
- контроль экологических ситуаций и ведение мониторинга
радиационной обстановки;
- анализ чрезвычайных ситуаций и подготовку материалов для
принятия решений по предотвращению или ликвидации их последствий;
- исследование природных ресурсов и поиск полезных ископаемых;
- обновление топографических карт по результатам съемки из
космоса и с использованием информации спутниковых навигационных
систем ГЛОНАСС/GPS;
- гидрометеорологию;
- связь, телевидение и спутниковую навигацию;
- разработку и изготовление спутниковой аппаратуры
дистанционного зондирования Земли, наземных систем цифровой
обработки космической информации, оптоэлектронных систем и
комплексов траекторных измерений ракетно-космической техники,
других космических приборов и систем.
На протяжении последних лет основными направлениями работ
Республики Беларусь по космической тематике, являлись:
- разработка средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
- разработка методов, технических средств и программного
обеспечения для обработки информации, полученной космическими
средствами ДЗЗ;
- разработка высокоточных систем и комплексов траекторных
измерений космических аппаратов для оборудования стартовых
площадок космодромов и полигонов;
- разработка систем и комплексов совместной обработки
традиционной картографической информации, данных дистанционного
зондирования, данных спутниковых систем позиционирования (ССП) для
создания и обновления цифровых карт местности по результатам
космических съемок земной поверхности;
- разработка спутниковой и наземной аппаратуры и методов для
измерений озонового слоя Земли;
- создание интеллектуальных геоинформационных систем (ГИС) для
анализа информации о ситуациях на местности в автоматизированных
системах поддержки принятия решений (АСППР) на уровне органов
государственной власти республики, отрасли, области, города,
района и т.д.;
- разработка и поставка микроэлектронной техники для
использования в космической аппаратуре;
- создание комплексов и приборов спутниковой навигации для
использования информации спутниковых систем навигации (ССН) GPS
(США)/ГЛОНАСС (Российская Федерация);
- исследование проблем тепловой защиты космических аппаратов и
разработка плазменной техники.
Основы политики Российской Федерации в области космической
деятельности на период до 2010 года, утвержденные Президентом
Российской Федерации 6 февраля 2001 г., относят космическую
деятельность к важнейшим приоритетам государственных интересов,
что изложено в Законе РФ "О космической деятельности", "Концепции
национальной космической политики России на 10-летний период",
одобренной Правительством РФ в 1996 г., и других документах
законодательно-правовой базы. В этих документах сформулированы
основные направления космической деятельности России и
приоритетность задач, решаемых в области исследования и
использования космического пространства.
К основным приоритетным направлениям космической деятельности
России относятся:
- ведение мониторинга природной среды, осуществление контроля
за чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий,
исследование природных ресурсов, совершенствование космических
систем дистанционного зондирования Земли на основе реализации
следующих проектов: оперативного получения гидрометеорологической
информации; изучения природных ресурсов Земли и экологического
мониторинга; многозонального фотографирования Земли с высоким
разрешением; создания перспективной космической системы
дистанционного зондирования Земли (системы космического
мониторинга окружающей среды и предупреждения стихийных бедствий и
чрезвычайных ситуаций);
- глобальное и высокоточное координатно-временное обеспечение в
любой точке Земли в любой момент времени, развитие существующей
навигационной космической системы и создание Единой системы
координатно-временного обеспечения;
- обеспечение глобальной связи и телевещания на всей территории
Российской Федерации, развитие космической связи и телевещания на
основе реализации проектов непосредственного телевизионного
вещания, фиксированной связи и передачи телепрограмм, подвижной
спутниковой связи;
- развитие орбитальных пилотируемых полетов, включая работы по
международной программе пилотируемых полетов и реализацию
международных соглашений по созданию Международной космической
станции (МКС);
- отработка технологий производства в космосе новых материалов
и высокочистых веществ, развитие работ по космическим технологиям
и получению материалов с уникальными свойствами;
- проведение научных исследований околоземного космического
пространства, дальнего космоса и планет, в том числе околоземной
плазмы, методом активного воздействия, космических медицинских
исследований в условиях микрогравитации;
- создание и совершенствование космических аппаратов, средств
их выведения, наземных объектов космической инфраструктуры и
наземной экспериментальной базы;
- создание научно-технического и технологического заделов для
разработки перспективной ракетно-космической техники.
Таким образом, разработка и реализация программы Союзного
государства отвечает национальным интересам Республики Беларусь и
Российской Федерации при проведении совместной космической
деятельности и будет содействовать дальнейшему развитию
взаимовыгодного и равноправного сотрудничества по созданию единого
научно-технического и информационного пространства в рамках Союза
Беларуси и России.
4. Состав государственных заказчиков союзной программы
от государств-участников, сроки и стоимости подготовки
программы, источники ее финансирования
Государственные заказчики союзной программы:
От Российской Федерации - Российское авиационно-космическое
агентство - государственный заказчик-координатор.
От Республики Беларусь - Национальная академия наук Республики
Беларусь - государственный заказчик.
Формирование союзной программы предлагается осуществить в I -
II кварталах 2003 г. с концентрацией максимального количества
специалистов от Российской Федерации и Республики Беларусь на
основе представленных предложений и в соответствии с Порядком
разработки и реализации программ Союзного государства,
утвержденного Постановлением Совета Министров Союзного государства
от 11 октября 2000 г. N 7.
Финансирование работ по разработке союзной программы
осуществляется за счет собственных средств предприятий и
организаций Российской Федерации и Республики Беларусь,
участвующих в программе.
5. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию
программы, предложения о возможных источниках финансирования
и направлениях расходования финансовых средств
Финансирование программы Союзного государства осуществляется за
счет средств бюджета Союзного государства.
Требуемый объем финансирования программы на 2004 - 2007 годы
составляет в ценах 2002 г. - 587,0 млн. руб. РФ, из них:
отчисления от Российской Федерации - 410,000 млн. рублей
отчисления от Республики Беларусь - 177,000 млн. рублей
Объем годового финансирования может уточняться исходя из
реальных возможностей бюджета Союзного государства, состояния
выполнения программных мероприятий и технико-экономического
обоснования запрашиваемых средств.
Предполагаемые финансовые ресурсы Российской Федерации и
Республики Беларусь будут направлены на осуществление комплекса
мероприятий посредством научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ.
Распределение потребного объема финансирования, за счет средств
бюджета Союзного государства, на реализацию мероприятий программы
приведено в таблице.
-----------------------------------T-----T----T-----T-----T-----¬
¦ ¦Всего¦2004¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Российская Федерация (млн. рублей)¦410,0¦65,0¦ 80,0¦121,0¦144,0¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Республика Беларусь (млн. рублей) ¦177,0¦30,0¦ 40,0¦ 42,0¦ 65,0¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Всего (млн. рублей) ¦587,0¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦
L----------------------------------+-----+----+-----+-----+------
Финансовые средства Российской Федерации направляются только
российским предприятиям и организациям, а финансовые средства
Республики Беларусь - только предприятиям и организациям
Республики Беларусь, с исключением их последующей передачи внутри
Союзного государства через контрагентов.
Больший объем финансовых средств со стороны Российской
Федерации определяется реальным уровнем соотношения развития
высокотехнологической космической отрасли России и Беларуси для
успешной реализации мероприятий программы. Запрашиваемые объемы
финансовых средств составлены исходя из предлагаемого перечня
мероприятий программы, существующего уровня и порядка
ценообразования на сложную научно-техническую продукцию, обобщения
заявок предприятий и организаций - предполагаемых участников
программы и предварительного анализа организаций, осуществляющих
контроль технико-экономического обоснования.
Технико-экономическое обоснование мероприятий программы будет
проведено, в соответствии с Порядком разработки и реализации
программ Союзного государства, после принятия Советом Министров
Союзного государства предложения о разработке программы.
Система организации и контроля реализации программы
определяется государственным заказчиком-координатором
(государственными заказчиками) программы в соответствии с
"Порядком разработки и реализации программ Союзного государства",
положениями Договора о создании Союзного государства и
действующими законодательствами государств-участников. Российское
авиационно-космическое агентство и Национальная академия наук
Республики Беларусь осуществляют свои функции по управлению
программой во взаимодействии с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
Государственный заказчик-координатор направляет в установленном
порядке в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации и
Министерство промышленности, науки и технологий Российской
Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о
ходе реализации программы, а также доклады о ходе работ по
программе и эффективности использования финансовых средств в
Российской Федерации и Республике Беларусь.
На результаты научно-технической деятельности, полученные в
ходе совместной деятельности по реализации мероприятий программы
Союзного государства, до принятия правовых актов Союзного
государства, распространяются порядок и правила национальных
законодательств исходя из вклада Республики Беларусь и Российской
Федерации. Особое внимание должно быть обращено на выполнение
национальных законодательств в области создания и передачи двойных
технологий.
Основными исполнителями программы являются
- от Российской Федерации:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации
Российского авиационно-космического агентства и другие организации
независимо от формы собственности, определенные на конкурсной
основе в порядке, установленным Федеральным законом "О конкурсах
на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд".
- от Республики Беларусь:
научно-исследовательские и конструкторские организации
Национальной академии наук Республики Беларусь и другие
организации независимо от формы собственности, в соответствии с
национальным законодательством Республики Беларусь.
Выполнение мероприятий программы осуществляется посредством
заключения государственных контрактов между государственным
заказчиком-координатором программы (государственным заказчиком) и
головными исполнителями программных мероприятий.
Таблица 1
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 - 2007 ГОДЫ
-------------------T-------------T-------T----------------------------------T-------------------¬
¦Наименование ¦Исполнители ¦Сроки ¦Стоимость реализации ¦Ожидаемые ¦
¦мероприятий ¦ ¦выпол- ¦(млн. российских рублей) ¦результаты ¦
¦ ¦ ¦нения +----------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦меро- ¦Всего ¦В том числе по годам ¦ ¦
¦ ¦ ¦приятий+-----------+----T-----T-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2004¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦ ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦Совместная ¦Организации ¦2004 - ¦587,0 ¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦Создание единого ¦
¦программа: ¦и предприятия¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космического ¦
¦Разработка и ¦Российского ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциала сил и ¦
¦использование ¦авиационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств, способных ¦
¦перспективных ¦космического ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в тесной увязке с ¦
¦космических ¦агентства и ¦ ¦587,0 ¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦другими системами ¦
¦средств и ¦Национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечить ¦
¦технологий ¦академии наук¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦непрерывный, ¦
¦в интересах ¦Республики ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦не зависящий от ¦
¦экономического и ¦Беларусь ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий обстановки,¦
¦научно - ¦на конкурсной¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦и анализ широкого ¦
¦технического ¦основе ¦ ¦410,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦круга ситуаций в ¦
¦развития Союзного ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интересах Союзного ¦
¦государства ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства, в том ¦
¦ ¦ ¦ ¦177,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе по созданию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единого научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технического и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пространства. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание единой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы доведения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации до ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованием ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦орбитальных и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наземных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космических средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России и Беларуси. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦1. Разработка ¦ ¦2004 - ¦173,0 ¦32,0¦ 36,0¦ 49,0¦ 56,0¦Повышение ¦
¦элементов единой ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперативности, ¦
¦системы ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качества и ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦достоверности ¦
¦космической ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦получения ¦
¦информацией ¦ ¦ ¦173,0 ¦32,0¦ 36,0¦ 49,0¦ 56,0¦космической ¦
¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации для ¦
¦Союзного ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦
¦государства, с ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦учетом развития ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦
¦наземного и ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений, ¦
¦орбитального ¦ ¦ ¦102,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦
¦сегментов ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономики, ¦
¦существующих и ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности и ¦
¦перспективных ¦ ¦ ¦71,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижения ущерба ¦
¦космических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦от неблагоприятных ¦
¦геоинформационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий. ¦
¦и навигационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание элементов ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единой системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доведения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации до ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованием ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦орбитальных средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России и наземных и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космических средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларуси и России. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦2. Разработка и ¦ ¦2004 - ¦176,0 в том¦24,0¦ 36,0¦ 53,0¦ 63,0¦Создание на единых ¦
¦создание ключевых ¦ ¦2007 ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦принципах бортовой ¦
¦элементов ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦
¦микроспутника ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦микроспутника ДЗЗ ¦
¦дистанционного ¦ ¦ ¦176,0 ¦24,0¦ 36,0¦ 53,0¦ 63,0¦для формирования ¦
¦зондирования Земли¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единого ¦
¦нового поколения ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космического ¦
¦обеспечением ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциала сил и ¦
¦повышенного ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств, способных ¦
¦ресурса ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦в тесной увязке с ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦153,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другими системами ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечить ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦непрерывный, ¦
¦ ¦ ¦ ¦23,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не зависящий от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий обстановки,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроль и анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦широкого круга ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуаций в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интересах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государств - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦участников Союзного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦3. Разработка ¦ ¦2004 - ¦165,0 ¦25,0¦ 29,0¦ 35,0¦ 76,0¦Создание ¦
¦упреждающего ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦упреждающих ¦
¦научно - ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технического и ¦
¦технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологического ¦
¦задела по ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заделов по бортовой¦
¦схемотехническим ¦ ¦ ¦165,0 ¦25,0¦ 29,0¦ 35,0¦ 76,0¦аппаратуре КА и ¦
¦решениям и базовым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отработка опытных ¦
¦элементам бортовой¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образцов базовых ¦
¦аппаратуры, ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦элементов бортовой ¦
¦изготовление и ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦
¦экспериментальная ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦с повышенными ¦
¦отработка опытных ¦ ¦ ¦105,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦техническими ¦
¦образцов в целях ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характеристиками. ¦
¦повышения ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Снижение ¦
¦технических ¦ ¦ ¦60,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массогабаритных ¦
¦и снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и стоимостных ¦
¦массогабаритных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦параметров бортовой¦
¦и стоимостных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры. ¦
¦характеристик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦4. Создание и ¦ ¦2004 - ¦73,0 ¦14,0¦ 19,0¦ 26,0¦ 14,0¦Создание ¦
¦комплексная ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦современных ¦
¦отработка ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программно - ¦
¦элементов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратных средств.¦
¦наземного сегмента¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Повышение ¦
¦межгосударственной¦ ¦ ¦73,0 ¦14,0¦ 19,0¦ 26,0¦ 14,0¦социально - ¦
¦навигационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономической ¦
¦информационной ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеграции на ¦
¦системы повышенной¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦основе развития ¦
¦точности РБ и РФ ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наземного сегмента ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦межгосударственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦50,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦навигационно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы в интересах¦
¦ ¦ ¦ ¦23,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создания единого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-технического¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пространства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства. ¦
L------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+--------------------
|