ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2003 г. N ГКПИ03-330
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе К. и Отделения международной неправительственной
некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании
недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2002 г. N 1830-р,
установил:
К. и Отделение международной неправительственной некоммерческой
организации "Совет Гринпис" (краткое название: Отделение
"Гринпис") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
жалобой о признании недействительным распоряжения Правительства РФ
от 24 декабря 2002 г. N 1830-р.
Как указывают заявители, данное распоряжение противоречит
законодательству Российской Федерации, т.к. не прошло
государственную экологическую экспертизу, которая является
обязательной.
В суде заявители: К. и представитель Отделения "Гринпис" К.
поддержали заявленные требования и пояснили суду, что граждане
имеют право на благоприятную окружающую среду, обязательной мерой
охраны окружающей среды является проведение экологической
экспертизы, которая не была проведена при издании оспариваемого
правового акта.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Кац Е.С.,
Дубодил А.И., Петров В.Б., Холодов В.В., Медведева О.А. возражали
против удовлетворения жалобы и пояснили суду, что распоряжение
Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 1830-р не подлежит
государственной экологической экспертизе, т.к. устанавливает квоты
на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в пределах общих
допустимых уловов, материалы по обоснованию которых проходят в
обязательном порядке государственную экологическую экспертизу в
МПР России.
Оспариваемый правовой акт не нарушает права граждан на
благоприятную окружающую среду.
Выслушав объяснения заявителей К., представителя Отделения
"Гринпис" К., представителей заинтересованного лица Правительства
РФ Каца Е.С., Дубодила А.И., Петрова В.Б., Холодова В.В.,
Медведевой О.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей,
что жалоба не подлежит удовлетворению, и судебные прения,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа, не соответствующий
закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря
2002 г. N 1830-р утверждены квоты на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов на 2003 год для иностранных государств,
устанавливаемые в соответствии с международными соглашениями
Российской Федерации в области рыболовства и решениями
четырехсторонней Комиссии по водным биологическим ресурсам
Каспийского моря.
Обязательность проведения государственной экологической
экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты)
изъятия объектов животного мира, определена в статье 20
Федерального закона "О животном мире", а также Федеральными
законами "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" (статья 34), "О
континентальном шельфе Российской Федерации" (статья 31), "Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статья
27), "Об экологической экспертизе" (статья 11).
В целях совершенствования государственного управления водными
биологическими ресурсами Правительство РФ Постановлением от 27
декабря 2000 г. N 1010 установило, что квоты на вылов (добычу)
водных биологических ресурсов внутренних морских вод,
территориального моря, континентального шельфа и исключительной
экономической зоны Российской Федерации по районам вылова (добычи)
и видам этих ресурсов, их популяциям или иным обособленным
группировкам в пределах установленных общих допустимых уловов
водных биологических ресурсов ежегодно утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Общий допустимый улов является количественным показателем
возможного изъятия объектов промысла и устанавливается исходя из
состояния водных биологических ресурсов в целях обеспечения
сохранения биологического разнообразия животного мира и
способности водных биологических ресурсов к воспроизводству и
устойчивому существованию.
Из объяснений представителей заинтересованного лица
Правительства РФ Каца Е.С., Дубодила А.И., Петрова В.Б. в суде
следует, что распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N
1603-р утверждены объемы общего допустимого улова в 2003 году
водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в
территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
Материалы, обосновывающие объемы общих допустимых уловов (ОДУ)
водных биологических ресурсов во внутренних морских водах,
территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском
морях и низовьях впадающих в них рек на 2003 год, прошли
государственную экологическую экспертизу.
Приказом Росэкологии МПР России от 30 октября 2002 г. N 724
утверждено заключение экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы общих
допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних
морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в
исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в
Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на
2003 год.
Из представленного суду заключения экспертной комиссии следует,
что на основании рассмотрения представленных материалов
"Обоснований объемов общих допустимых уловов (ОДУ) промысловых
рыб, других водных животных и растений во внутренних морских
водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в
исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в
Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на
2003 год" и с учетом мнения территориальных органов МПР России
экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
считает допустимым в 2003 году изъятие промысловых рыб,
водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих в
исключительной экономической зоне и во внутренних морских водоемах
Российской Федерации в объемах, указанных в таблицах 1 - 9
настоящего заключения.
В пределах установленных объемов общего допустимого улова
водных биологических ресурсов Правительство РФ выделяет:
а) квоты на вылов для иностранных государств, устанавливаемые в
соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в
области рыболовства и решениями четырехсторонней Комиссии по
водным биологическим ресурсам Каспийского моря;
б) квоты на вылов для использования водных биологических
ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных
целях, определяемые на основании научных программ и планов
ресурсных исследований;
в) промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной
основе;
г) промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской
Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для
распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного
сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на
территории Российской Федерации, или реализацию продукции на
территории Российской Федерации.
Оспариваемым распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2002
г. N 1830-р утверждены квоты на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов на 2003 год для иностранных государств,
устанавливаемые в соответствии с международными соглашениями
Российской Федерации в области рыболовства и решениями
четырехсторонней комиссии по водным биологическим ресурсам
Каспийского моря.
Данное распоряжение издано во исполнение и развитие
распоряжения Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 1603-р, в
рамках объемов общего допустимого улова (ОДУ) водных биологических
ресурсов, прошедших государственную экологическую экспертизу.
По объяснениям представителя Правительства РФ Петрова В.Б.,
предусмотренные распоряжением квоты на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов установлены в рамках международных
соглашений, которые предусматривают учет рекомендаций
соответствующих международных организаций.
Заявители К. и Отделение "Гринпис" не представили суду
доказательств, свидетельствующих, что установленные квоты на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов на 2003 год для иностранных
государств превышают объемы общего допустимого улова в 2003 году
водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в
территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
В связи с тем, что квоты на вылов (добычу) водных биологических
ресурсов на 2003 год для иностранных государств входят в объемы
общих допустимых уловов, а согласно государственной экологической
экспертизы материалов, обосновывающих объемы общих допустимых
уловов водных биологических ресурсов на 2003 г., они являются
допустимыми, Правительство РФ в соответствии с действующим
законодательством издало оспариваемый правовой акт.
Изданием распоряжения права заявителей на благоприятную
окружающую природную среду не нарушаются, т.к. установленные квоты
на вылов не окажут негативного воздействия на окружающую природную
среду.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу К. и Отделения международной неправительственной
некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании
недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2002 г. N 1830-р оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в
деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
|