МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 112
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
РАЗВИТИЯ ЕВРАЗЭС НА 2003 - 2006 ГОДЫ,
ПОДГОТОВЛЕННЫХ НА ОСНОВЕ ДОКЛАДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА Н.А. НАЗАРБАЕВА "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ
В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО УСКОРЕНИЮ
ИНТЕГРАЦИОННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА"
(Душанбе, 27 апреля 2003 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического
сообщества (на уровне глав государств)
решил:
1. Принять Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 -
2006 годы.
2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС совместно с
Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС до 1 сентября 2003 г. подготовить
дополнения и изменения к документу, указанному в пункте 1
настоящего Решения и внести их на рассмотрение
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) в
рабочем порядке.
(Подписи)
Приняты
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС
от 27 апреля 2003 года N 112
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЕВРАЗЭС НА 2003 - 2006 ГГ.
Настоящий документ разработан на основе доклада Председателя
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества
Н.А. Назарбаева "О положении дел в Евразийском экономическом
сообществе и предложениях по ускорению интеграционного
сотрудничества", выступлений руководителей правительств государств
ЕврАзЭС на первом Экономическом форуме ЕврАзЭС, состоявшемся 19 -
20 февраля 2003 года, предложений правительств Сторон и органов
Сообщества.
Реализация положений данного документа позволит повысить
эффективность формирования Единого экономического пространства с
использованием новых, перспективных форм и механизмов
взаимодействия, реализовать совместными усилиями общие выгоды и
национальные интересы его участников, развивать общий рынок
Сообщества за счет объединения национальных рынков, обеспечить
совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны
третьих стран, усилить потенциал противодействия общим
экономическим угрозам, в частности связанным с обострением
международной конкуренции, обусловленной развитием процесса
глобализации в мировой экономике, сформировать льготные условия
для движения внутри общего рынка товаров, услуг, капиталов и
рабочей силы.
Государства-члены ЕврАзЭС определили следующие основные
направления интеграционного сотрудничества на 2003 - 2006 годы:
1. Формирование таможенного союза и единой таможенной
территории является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и
предполагает скоординированное движение по пути унификации
внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение
согласованной пограничной политики.
а) В области внешнеторговой политики:
- обеспечить эффективное взаимодействие государств-членов
ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО;
- разработать и принять механизмы, исключающие применение
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во
взаимной торговле;
- активизировать формирование Общего таможенного тарифа
Сообщества;
- унифицировать торговые режимы государств-членов ЕврАзЭС в
отношении третьих стран, включая согласованное введение изъятий из
режима свободной торговли с государствами-участниками СНГ, не
входящими в ЕврАзЭС, и их последовательную отмену;
- ускорить работу по гармонизации законодательства
государств-членов Сообщества в сфере технического регулирования;
- выработать единые правила конкуренции и применения субсидий,
создать условия для добросовестной конкуренции;
б) В области таможенного дела:
- обеспечить принятие унифицированных таможенных кодексов,
подготовить Основы таможенного законодательства государств-членов
ЕврАзЭС;
- активизировать работу по формированию согласованной
технической политики таможенных служб, упрощению и гармонизации
таможенных процедур;
- принять меры по созданию единой автоматизированной
информационной системы таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС,
ориентируясь в перспективе на формирование общей системы
управления таможенным делом;
- наращивать усилия по реализации совместных мер борьбы с
контрабандой;
- обеспечить экономическую безопасность на внешних границах
государств-членов ЕврАзЭС, реализовать Программу обустройства
пунктов пропуска;
- совершенствовать совместную работу по подготовке
высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с
международными стандартами и требованиями.
в) В области пограничной политики:
- активизировать взаимодействие пограничных служб по
реализации Основ пограничной политики государств-членов ЕврАзЭС,
выработке согласованных мер в борьбе с преступностью и
терроризмом, незаконной миграцией граждан третьих стран,
проникновением наркотических средств и оружия на территорию
государств-членов ЕврАзЭС;
- принять меры по усилению координации действий при
организации системы безопасности и охраны государственных границ,
устранению фрагментарности пограничного контроля на внешних
границах ЕврАзЭС;
- разработать проект Комплексной целевой программы по
укреплению и обустройству внешних границ государств-членов
ЕврАзЭС;
- обеспечить реализацию Договора о сотрудничестве в охране
внешних границ государств-членов ЕврАзЭС.
2. Проведение согласованной экономической политики:
- обеспечить согласование действий по проведению экономических
реформ государств ЕврАзЭС посредством оказания взаимопомощи в
проведении экономических реформ, разработке программ технического
содействия, проведении консультаций, обучающих семинаров и т.д.;
- приступить к разработке механизма согласования интересов на
основе компенсационного принципа решения спорных вопросов и
стимулирования государств-членов Сообщества;
- активизировать действия по реализации Основных направлений
проведения согласованной структурной перестройки экономик
государств-членов ЕврАзЭС, утвержденных Решением Межгоссовета от
10 октября 2000 года N 81.
3. Активизация взаимодействия в реальном секторе экономики.
Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать
основой интеграционного развития Сообщества. Необходимо перейти от
общих и организационных вопросов к решению конкретных задач:
- активизировать деятельность правительств государств-членов
Сообщества по формированию и реализации конкретных инвестиционных
проектов и программ в приоритетных отраслях экономики;
- завершить подготовку организационно-правовой базы по
разработке и реализации межгосударственных целевых программ и
проектов, отрегулировать механизмы их финансирования за счет
национальных бюджетов государств-членов ЕврАзЭС, бюджета
Сообщества и внебюджетных источников, в том числе за счет создания
различных фондов;
- шире вовлекать представителей деловых кругов в
интеграционные процессы, активно использовать потенциал Ассоциации
"Деловой совет ЕврАзЭС" с учетом рекомендаций первого
Экономического форума ЕврАзЭС.
4. Совместное развитие энергетического рынка:
- продолжить целенаправленные действия по совместному развитию
энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества,
в том числе путем обеспечения равного свободного доступа к
магистральным электрическим сетям энергосистем государств-членов
ЕврАзЭС, формирования прозрачного рыночного механизма
ценообразования на электроэнергию и услуги по ее передаче
(транзиту) по электрическим сетям;
- развивать сотрудничество в гидроэнергетике, что позволит
решить проблему водопользования в регионе Центральной Азии;
- активизировать работу по унификации национальных
законодательств в области энергетики, составлению
топливно-энергетического баланса государств Сообщества,
совместному освоению энергетических проектов;
- разработать программы развития сотрудничества в
электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах,
включая вопросы транспортировки энергоресурсов.
5. Формирование Транспортного союза и реализация транзитного
потенциала ЕврАзЭС:
- ускорить разработку и реализацию проекта Программы
формирования Единого транспортного пространства
государств-участников ЕврАзЭС;
- предпринять скоординированные и целенаправленные усилия по
созданию и развитию сети международных транспортных коридоров,
проходящих по территориям стран ЕврАзЭС, в интересах всех
участников Сообщества и с учетом основных тенденций развития
мировой транспортной системы;
- ускорить присоединение всех государств-участников ЕврАзЭС к
Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг";
- активизировать сотрудничество в области автомобильного,
железнодорожного и авиационного транспорта;
- ускорить принятие и реализацию Соглашения об общих принципах
применения железнодорожных тарифов, единых для
государств-участников ЕврАзЭС, предусматривающего создание единой
тарифной базы и оптимальных тарифных условий.
6. Взаимодействие в агропромышленном секторе.
Для эффективного использования продовольственного потенциала
государств-членов ЕврАзЭС:
- проводить согласованную аграрную политику в целях
формирования общего аграрного рынка ЕврАзЭС;
- разработать проекты и программы взаимодействия по отдельным
сегментам аграрного рынка;
- разработать механизм взаимодействия в агропромышленном
секторе стран Сообщества, обратив особое внимание на устранение
барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией,
продовольствием и сельскохозяйственной техникой.
7. Формирование общего рынка капитала:
- активизировать работу по стабилизации национальных валют,
сближению показателей инфляции и бюджетного дефицита в
государствах Сообщества;
- сформировать механизм согласования обменных курсов
национальных валют и разработать режим их совместного
регулирования;
- продолжить работу по формированию интегрированного валютного
рынка;
- создать условия для расширения использования национальных
валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их
основе общей платежной системы;
- усилить координацию действий по согласованию валютной
политики, постепенно снимая барьеры на движение капитала внутри
Сообщества и унифицируя правила ввоза (вывоза) капитала в третьи
страны, как для физических, так и для юридических лиц.
8. Взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области
миграционной политики:
- в целях формирования согласованной социальной политики
приступить к разработке системы индикаторов социального развития
Сообщества на основе сравнительного анализа национальных
законодательств в социальной сфере;
- ускорить разработку принципов регулирования трудовой
миграции и повышения трудовой мобильности населения
государств-членов Сообщества, обеспечив свободное перемещение
граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за
миграцией населения;
- продолжить работу по формированию общего образовательного
пространства, обеспечению равных условий для поступления в учебные
заведения, взаимному признанию документов об образовании, ученых
степенях и званиях.
* * *
В целях достижения полноценной реализации достигнутых в рамках
Сообщества договоренностей государства-члены ЕврАзЭС, признавая
сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества
одним из приоритетов национальной внешнеэкономической политики
стран ЕврАзЭС:
будут предусматривать меры по дальнейшему развитию Сообщества
в политических документах стратегического характера - Ежегодных
посланиях президентов и программных документах правительств
государств-членов ЕврАзЭС;
поручат правительствам государств-членов ЕврАзЭС совместно с
Интеграционным Комитетом подготовить Решение Межгосударственного
Совета (на уровне глав государств) о передаче органам интеграции
части национальных полномочий государств-членов ЕврАзЭС по
вопросам формирования и регулирования внешнеторговой политики;
разработают совместно с органами Сообщества
организационно-правовой механизм реализации и контроля за
выполнением принятых договоров и решений;
примут все необходимые меры для реализации Приоритетных
направлений сотрудничества на 2003 - 2006 годы, включат их в свои
национальные программы межгосударственного экономического
сотрудничества и планы работы правительств.
|