РЕШЕНИЕ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 25 апреля 2003 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Признать приоритетной задачей создание интегрированного
валютного рынка государств-участников СНГ в развитие положений
Меморандума "Об основных направлениях сотрудничества в сфере
валютных отношений", подписанного центральными (национальными)
банками государств-участников СНГ 26 апреля 2002 года в
городе Москве.
2. Утвердить Организационные основы и принципы построения
интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ
(прилагаются).
3. Осуществление функций по координации мер, направленных на
выполнение настоящего Решения, возложить на Межгосударственный
валютный комитет.
4. Просить правительства государств, подписавших настоящее
Решение, а также центральные (национальные) банки государств
Содружества оказывать содействие в формировании правовых и
организационных условий для обеспечения эффективного
функционирования интегрированного валютного рынка
государств-участников СНГ.
5. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе Москве 25 апреля 2003 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Решению
Совета глав правительств СНГ
о сотрудничестве и координации
деятельности государств-участников
Содружества Независимых Государств в
области организации интегрированного
валютного рынка государств-участников СНГ
от 25 апреля 2003 года
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Организационные основы и принципы построения интегрированного
валютного рынка государств-участников СНГ устанавливаются в целях
создания и обеспечения эффективного функционирования
интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ.
Система торгов и расчетов на интегрированном валютном рынке
должна удовлетворять следующим критериям:
1) достижение высокой надежности проведения торгов и расчетов
путем использования механизмов, позволяющих эффективно управлять
кредитными рисками, возникающими при совершении операций
банками-резидентами государств-участников СНГ, а именно путем
ограничения обязательств участников торгов и выполнения принципа
"поставка против платежа";
2) обеспечение низкого уровня затрат на организацию
интегрированного валютного рынка за счет использования
существующей в государствах-участниках СНГ инфраструктуры
организованных национальных валютных рынков;
3) возможность запуска проекта не только на многосторонней, но
и на двусторонней основе (на начальном этапе);
4) выполнение принципа полицентричности (множественности
центров) организационно-технической структуры интегрированного
валютного рынка.
Организационная структура
интегрированного валютного рынка
государств-участников СНГ
Интегрированный валютный рынок - объединение национальных
организованных валютных рынков (национальных бирж), посредством
которых участники торгов получают возможность совершения
конверсионных операций с валютами государств-участников СНГ на
организованном рынке;
национальные биржи (организованные валютные рынки) - валютные
биржи и иные центры организованной торговли валютами
государств-участников СНГ. В рамках интегрированного валютного
рынка национальные биржи осуществляют следующие функции:
- организация депонирования средств банков-участников на счете
национальной биржи в расчетном центре;
- направление информации администратору о депонированных
средствах для установления лимитов нетто-операций;
- направление распоряжений в расчетные центры для перевода
средств, причитающихся участникам по итогам торгов;
организатор системы - Международная ассоциация бирж стран СНГ;
администратор - одна из национальных бирж
государств-участников СНГ, организующая функционирование
программно-технического комплекса и осуществляющая клиринг
обязательств национальных бирж. Администратор должен отвечать
критериям надежности, наличия опыта работы по организации торгов
валютами государств-участников СНГ, а также обладать необходимой
программно-технической базой.
В зависимости от специфики конкретных рынков и особенностей
национальной инфраструктуры валютного рынка применительно к
определенным валютным парам решением организатора определяется
национальная биржа, которая будет выполнять функции администратора
по данной валютной паре.
Администратор выполняет следующие функции по проведению
расчетов:
- организация системы расчетов на основе принципа "поставка
против платежа" <*>;
--------------------------------
<*> Поставка против платежа - порядок исполнения обязательств
по совершенным сделкам с иностранной валютой, при котором
перечисление денежных средств в пользу каждого участника
клиринга производится только после проверки и удостоверения
(подтверждения) исполнения данным участником клиринга своих
обязательств в контр-валюте по совершенным сделкам.
- осуществление приема информации о предварительно
депонируемых средствах, предназначенных для продажи, на счетах
национальных бирж в расчетных центрах;
- определение лимита нетто-операций для каждого участника
торгов на основании информации, полученной администратором от
расчетных центров о суммах денежных средств на счетах национальных
бирж, а также информации от национальных бирж о том, каким
участникам принадлежат эти средства;
- проведение клиринга по результатам торгов и определение
итоговых нетто-обязательств как национальных бирж, так и
участников торгов;
- предоставление информации национальным биржам об их итоговых
нетто-обязательствах;
- предоставление информации национальным биржам о заключенных
их участниками сделках;
- направление информации в расчетные центры для перевода
причитающихся национальным биржам средств на их счета в расчетных
центрах;
участники торгов - центральные (национальные) и коммерческие
банки государств-участников СНГ, имеющие надлежащим образом
оформленное разрешение уполномоченного органа своего государства
на осуществление валютных операций. Требования к членству и
вопросы осуществления технического доступа устанавливаются
национальными биржами, а если это предусмотрено национальным
законодательством, то совместно с органами валютного
регулирования;
расчетные центры - кредитные организации, осуществляющие
ведение счетов национальных бирж и перечисление средств по итогам
торгов по поручению администратора.
Расчетные центры выполняют следующие функции: открывают и
ведут счета администратора для проведения клиринга по торгам в
системе электронных торгов и расчетов; открывают и ведут счета
национальных бирж; предоставляют информацию администратору об
остатках средств на счетах национальных бирж в системе электронных
торгов и расчетов; осуществляют перевод средств по итогам торгов
между счетами администратора и национальных бирж по распоряжениям
администратора;
валютная пара - комбинация национальных валют двух различных
государств-участников СНГ.
Торгуемые инструменты
Для торгов участникам предоставляется возможность котировать
валютные пары, для которых определен администратор.
В качестве базовой валюты лота предлагается использовать более
дорогостоящую исходя из долларовой котировки валюту, а в качестве
сопряженной (котируемой) валюты - менее дорогостоящую. Время
проведения торгов, даты проведения расчетов и иные существенные
параметры торгуемых инструментов определяются на основании
переговоров с национальными биржами и расчетными центрами и
утверждаются организатором.
Заключение сделок проводится в Системе электронных торгов и
расчетов (СЭТРа), функционирующей на технической базе Системы
электронных торгов иностранной валютой Московской межбанковской
валютной биржи (СЭЛТ). Торговые системы национальных бирж
подключаются к системе СЭЛТ через универсальные
аппаратно-программные интерфейсы (шлюзы). Регламент проведения
операций в СЭТРа утверждается организатором.
Система расчетов
Система расчетов организуется на основе принципа "поставка
против платежа", что позволяет в полной мере реализовать
преимущества биржевой (централизованной) системы расчетов.
Платежи в валютах государств-участников СНГ могут
осуществляться (с учетом особенностей национального
законодательства) через:
1) национальные платежные системы государств-участников СНГ -
счета открываются в национальных (центральных) банках;
2) негосударственную расчетную систему - счета открываются в
расчетных палатах при национальных биржах;
3) расчетную систему Межгосударственного банка.
Список расчетных центров для проведения платежей в валютах
государств-участников СНГ утверждается решением организатора
системы с учетом требований национальных законодательств.
Юридическое оформление
Национальные биржи заключают с администратором договоры,
которыми регламентируются их права и обязанности по выполнению
обязательств, возникающих в результате заключения сделок.
Взаимоотношения между банками-участниками, национальными
биржами и администратором регламентируются Правилами валютных
торгов на интегрированном валютном рынке СНГ, которые утверждаются
организатором по согласованию с национальными (центральными)
банками государств-участников СНГ.
Каждый участник для получения доступа к торгам подписывает
заявление о присоединении к этому документу. При этом
ответственность за соответствие данного участника общим критериям
членства несет национальная биржа.
Управление рисками
Общее управление операционными и кредитными рисками
осуществляется администратором в соответствии с Правилами
валютных торгов на интегрированном валютном рынке СНГ. В
соответствии с принципом полицентричности риски, возникающие в
процессе взаимодействия с "участниками" торгов, распределяются
между соответствующими национальными биржами. Администратор несет
предусмотренную договорами ответственность перед национальными
биржами за своевременное осуществление расчетов с ними.
На первом этапе для гарантированного управления рисками и
обеспечения расчетов используется принцип обязательного
100-процентного предварительного депонирования средств на счетах
администратора в расчетных центрах.
На втором этапе, после накопления определенного опыта
проведения торгов и расчетов и выработки достаточной кредитной
истории, может быть рассмотрен вопрос о переходе от принципа
заключения сделок на условиях 100-процентного предварительного
депонирования к принципу проведения операций и расчетов в пределах
лимитов нетто-операций, устанавливаемых на национальные биржи. Для
установления существенных размеров лимитов потребуется создание
гарантийного фонда за счет взносов участников.
|