СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2003 г. N 112-СФ
О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД
Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции
федерального бюджета на 2004 год, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Формирование федерального бюджета и его исполнение начиная с
1999 года проходили на фоне положительных тенденций в
экономическом развитии Российской Федерации. Однако поставленная
Правительством Российской Федерации первоочередная задача
бюджетной политики - обеспечение профицита федерального бюджета -
достигнута в основном за счет благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры.
Продолжает сохраняться зависимость российской экономики от
мировых цен на нефть, притока валютных поступлений и сегодня. Но
при этом темпы роста в промышленности и инвестиционной сфере
замедлились.
Негативное влияние на исполнение федерального бюджета
оказывает и несоответствие прогнозных и фактических параметров
основных макроэкономических показателей и характеристик
федерального бюджета. В связи с этим формирование федерального
бюджета на 2004 год должно основываться на обеспечении
обоснованных и достоверных показателей.
В условиях проводимой Правительством Российской Федерации
политики, направленной на ограничение роста непроцентных расходов
федерального бюджета, требуется принять меры по оптимизации
бюджетных расходов, выработав критерии оценки их рациональности и
эффективности.
Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело
к значительному росту доли федерального бюджета в налоговых
доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за счет
сокращения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Но до настоящего времени не предусмотрены источники возмещения в
полном объеме доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в
связи с изменениями законодательства по налогам и сборам.
Изменились порядок и источники финансирования дорожных фондов
в Российской Федерации, что привело к сокращению финансирования
дорожного хозяйства. Однако до сих пор не выработаны новые
механизмы его финансирования, в том числе механизмы, гарантирующие
полное возмещение выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Необходимо завершить работу по четкому и сбалансированному
разграничению на долгосрочной основе расходных полномочий и
доходных источников между бюджетами всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации. Это должно способствовать повышению
финансово-экономической самостоятельности бюджетов субъектов
Российской Федерации и усилению их ответственности.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при
формировании проекта федерального бюджета на 2004 год:
обеспечить повышение уровня достоверности прогноза основных
макроэкономических показателей;
включить в проект Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2004 год" статью, устанавливающую исходные макроэкономические
показатели, в том числе объем валового внутреннего продукта и
уровень инфляции;
включить в перечень документов и материалов, представляемых в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2004 год", перспективный финансовый план на 2004 - 2006 годы и
внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс
Российской Федерации;
внести предложения по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в части применения специального налогового
режима, касающегося единого сельскохозяйственного налога;
предусмотреть меры по существенному повышению поступлений в
доходную часть федерального бюджета от оборота алкогольной
продукции и других подакцизных товаров;
передать в бюджеты субъектов Российской Федерации 100
процентов доходов от акцизов на бензин автомобильный, дизельное
топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных
(инжекторных) двигателей при изменении процедуры их сбора по месту
фактической реализации этой продукции потребителям;
предусмотреть увеличение норматива отчислений в бюджеты
субъектов Российской Федерации от поступлений единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности;
рассмотреть в целях сокращения налогового бремени возможность
снижения с 2004 года эффективной и предельной ставок единого
социального налога и налога на добавленную стоимость;
предусмотреть в случае отмены с 2004 года налога с продаж
передачу в бюджеты субъектов Российской Федерации части доходов,
полученных от уплаты налога на добавленную стоимость, или изыскать
другие источники возмещения выпадающих доходов субъектам
Российской Федерации;
обеспечить долговременный характер закрепления налоговых
доходов за соответствующими уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
обеспечить соответствие доходных источников бюджетов субъектов
Российской Федерации их расходным полномочиям, законодательно
закрепив распределение нормативов отчислений федеральных налогов и
сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской
Федерации;
основываться на положениях Бюджетного кодекса Российской
Федерации и при принятии решений, приводящих к увеличению расходов
либо снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации,
предусматривать их полную компенсацию из федерального бюджета или
обеспечивать реальные источники доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации и при необходимости вносить изменения в
законодательство Российской Федерации;
предусмотреть средства на компенсацию дополнительных расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с
железнодорожными пассажирскими перевозками пригородного и местного
сообщения, а также выпадающих доходов по налогу на прибыль в связи
с реформированием железнодорожного хозяйства и РАО "ЕЭС России";
принять меры по увеличению поступлений в федеральный бюджет от
использования государственной собственности, в том числе от
использования объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном
ведении государственных организаций и сдаваемых в аренду;
завершить работу по созданию единой системы управления
государственным долгом Российской Федерации и принять концепцию по
управлению государственным долгом Российской Федерации;
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", касающийся
формирования в составе федерального бюджета финансового резерва,
механизма его образования, порядка использования и учета средств;
подготовить и до внесения проекта Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2004 год" в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации представить палатам
Федерального Собрания Российской Федерации предложения по
оптимизации бюджетных расходов;
включить в проект Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2004 год" перечень приоритетных направлений государственных
капитальных вложений на среднесрочную перспективу;
предусмотреть увеличение капитальных вложений на модернизацию
объектов жилищно-коммунального хозяйства, имея в виду новые
подходы к реформированию этой отрасли;
провести при формировании федеральной адресной инвестиционной
программы инвентаризацию объектов строительства на основании
критериев эффективности и в соответствии с приоритетами
структурной политики государства предусмотреть первоочередное
финансирование строительства объектов с высокой степенью
готовности;
предусмотреть финансирование федеральных целевых программ в
объемах, установленных Правительством Российской Федерации при
утверждении этих программ. В случае уменьшения финансирования
вносить соответствующие изменения в федеральные целевые программы;
увеличить расходы на государственную поддержку
агропромышленного производства пропорционально увеличению
расходной части федерального бюджета и предусмотреть приоритетное
финансирование мер государственной поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей, направленных на субсидирование процентных
ставок по полученным ими кредитам, обеспечение их техникой на
условиях лизинга, а также мер по регулированию внутреннего рынка
сельскохозяйственной продукции и стимулированию ее экспорта, мер
по развитию специализированных институтов кредитно-финансового
обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
предусмотреть существенное увеличение расходов в форме
субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных
товаропроизводителей по страхованию сельскохозяйственных культур,
имея в виду, что за счет средств федерального бюджета должно
уплачиваться не менее двух третей страхового взноса;
обеспечить возмещение части затрат на уплату процентов по
кредитам, полученным в российских кредитных организациях,
сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям
агропромышленного комплекса всех форм собственности, предприятиям
и организациям по переработке сельскохозяйственной продукции, по
ремонтно-техническому обслуживанию и материально-техническому
обеспечению сельского хозяйства;
формировать Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации исходя из размера не менее 14 процентов
налоговых доходов, утвержденных при принятии в первом чтении
проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год",
за исключением таможенных пошлин и доходов от внешнеэкономической
деятельности;
продолжить финансирование расходов по реализации Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие
законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" из
Фонда компенсаций;
предусмотреть финансирование расходов по реализации
Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" из
Фонда компенсаций;
исключить из состава Федерального фонда финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации субвенции на компенсацию тарифов на
электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской
области и выделить их в разделе "Финансовая помощь другим бюджетам
бюджетной системы" функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации в виде отдельной целевой статьи расходов.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|