Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 12169/02 ОТ 22.04.2003] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СДЕЛКИ ПО ПЕРЕДАЧЕ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРИМЕНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЕЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ОСВОБОЖДЕНИЯ СПОРНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТКАЗАНО, ТАК КАК ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСТЦА НА СПОРНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПРЕКРАТИЛОСЬ В СВЯЗИ С ПРАВОМЕРНЫМ ИЗЪЯТИЕМ У НЕГО ИМУЩЕСТВА ПО РЕШЕНИЮ СОБСТВЕННИКА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 22 апреля 2003 г. N 12169/02
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина А.А.,  Бойкова
   О.В.,  Витрянского В.В.,  Вышняк Н.Г.,  Иванниковой Н.П., Исайчева
   В.Н.,  Киреева Ю.А.,  Козловой А.С.,  Козловой О.А., Наумова О.А.,
   Савкина С.Ф.,  Слесарева В.Л.,  Суховой Г.И., Шмелевой В.И., Юкова
   М.К., Юхнея М.Ф.
       рассмотрел заявление Кабардино-Балкарской таможни о пересмотре
   в  порядке  надзора  решения  суда  первой  инстанции от 02.07.02,
   постановления    суда    апелляционной   инстанции   от   07.10.02
   Арбитражного   суда  Кабардино-Балкарской  Республики  по  делу  N
   А20-1418/02   и  постановления   Федерального   арбитражного  суда
   Северо-Кавказского округа от 26.11.02 по тому же делу.
       В заседании приняли участие:
       от   Управления   федеральной   почтовой   связи   (истца)   -
   представитель Пшуков Л.К.;
       от  Кабардино-Балкарской  таможни  (ответчика) - представитель
   Соблирова А.И.;
       от  Государственного таможенного комитета Российской Федерации
   - представитель Турбенева Г.Н.
       Заслушав  и обсудив  доклад  судьи  Шмелевой  В.И.,   а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Прокурор    Кабардино-Балкарской    Республики    в  интересах
   государственного   учреждения  - Управления  федеральной  почтовой
   связи   Кабардино-Балкарской   Республики   (далее   - управление)
   предъявил  иск  к Министерству имущественных и земельных отношений
   Кабардино-Балкарской  Республики,  Кабардино-Балкарской  таможне о
   признании недействительными распоряжения Государственного комитета
   по   управлению  государственным  имуществом  Кабардино-Балкарской
   Республики   (далее   - Госкомимущество  КБР)  от  17.02.94  N 53,
   свидетельства  о праве собственности от 27.11.95 N 50 на складские
   помещения,  расположенные  на  территории  аэропорта "Нальчик" (г.
   Нальчик,  ул.  Кабардинская,  195), выданного Кабардино-Балкарской
   таможне,  признании  сделки  по  передаче  этих  помещений таможне
   ничтожной  и применении последствий ее недействительности,  обязав
   таможню освободить спорные помещения площадью 273 кв. метра.
       Решением  суда  первой  инстанции от 02.07.02 в удовлетворении
   искового   требования  о признании  недействительным  распоряжения
   Госкомимущества  КБР от 17.02.94 N 53 отказано в связи с пропуском
   срока исковой давности. Одновременно суд признал недействительными
   свидетельство  о праве  собственности от 27.11.95 N 50,  сделку по
   передаче    спорного   здания   таможне,    применил   последствия
   недействительности  сделки  и обязал  таможню  освободить  спорное
   здание.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  07.10.02 решение
   оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского   округа
   постановлением от 26.11.02 указанные судебные акты изменил в части
   взыскания  с таможни  госпошлины.  В остальной части судебные акты
   оставлены без изменения.
       Судебные  инстанции  сделали  вывод о том,  что спорное здание
   принадлежит  федеральной  почтовой связи и в силу приложения N 1 к
   Постановлению   Верховного   Совета  РСФСР  от  27.12.91  N 3020-1
   является     федеральной    собственностью.     В    установленном
   законодательными  актами  порядке  в республиканскую собственность
   здание   не   передавалось.   Комитет  государственного  имущества
   Кабардино-Балкарской    Республики    при   распоряжении   спорным
   имуществом вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
       В  заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных
   актов     Кабардино-Балкарская    таможня    приводит    следующие
   обстоятельства.
       Распоряжение  Госкомимущества  Кабардино-Балкарской Республики
   от  17.02.94  N 53  о передаче  таможне  в оперативное  управление
   складских  помещений  общей площадью 273 кв.  метра было издано во
   исполнение  Постановления  Правительства  Российской  Федерации от
   24.05.93   N 486  "О  неотложных  мерах  по  усилению  таможенного
   контроля   на   государственной   границе  Российской  Федерации".
   Складские  помещения не использовались почтамтом с 1992 года из-за
   отсутствия  авиакорреспонденции  и были  переданы  таможне  в 1995
   году. С этого момента последняя добросовестно владеет помещениями,
   проведя  соответствующую их реконструкцию.  По мнению таможни,  на
   требование  о возврате  имущества  истек трехгодичный срок исковой
   давности.
       Управление в отзыве на заявление повторило доводы,  изложенные
   в  иске  и судебных  актах.  По утверждению управления,  изъятие и
   передача   другому  лицу  федерального  имущества  осуществлены  с
   нарушением порядка, установленного законодательными актами.
       Рассмотрев  и обсудив  доводы сторон,  Президиум считает,  что
   судебные   акты   подлежат   изменению   в  связи   с неправильным
   применением норм материального права.
       Распоряжением   Госкомимущества   КБР   (ныне   - Министерство
   имущественных    и  земельных   отношений)   от   17.02.94   N  53
   предусмотрена   передача  бывшего  почтового  склада  главпочтамта
   площадью   273  кв.   метра  таможне  в пользование  и оперативное
   управление для учреждения таможенного склада.
       Названное   распоряжение   издано   во   исполнение  пункта  7
   Постановления  Совета Министров Российской Федерации от 24.05.93 N
   486  "О  неотложных  мерах  по  усилению  таможенного  контроля на
   государственной границе Российской Федерации".
       Пунктом   7 названного  Постановления  Госкомимуществу  России
   разрешено    закреплять    по   заявкам   таможенных   органов   в
   первоочередном  порядке  безвозмездно  общественные,  промышленные
   здания  и сооружения,  а также аналогичные объекты,  находящиеся в
   незавершенном   строительстве,   для   использования   в  качестве
   служебных помещений и в иных таможенных целях.
       В  соответствии  с действовавшим  положением о государственном
   учреждении  почтовой связи - Управлении федеральной почтовой связи
   Кабардино-Балкарской Республики, утвержденном Госкомимуществом КБР
   02.06.93  по согласованию с Федеральным управлением почтовой связи
   при  Министерстве связи Российской Федерации,  управление является
   государственным  учреждением,  а  имущество  закреплено  за ним на
   праве    оперативного    управления    и   является    федеральной
   собственностью.  Такие  же нормы о правовом положении управления и
   режиме  пользования  закрепленным  за  ним имуществом содержатся в
   последующих уставных документах.
       Складские  помещения  не использовались Нальчикским почтамтом,
   являющимся подразделением управления,  из-за сокращения, а позднее
   прекращения   поступления   авиакорреспонденции,   что   осложнило
   финансовое  положение  Нальчикского  почтамта,  который письмом от
   14.12.94  N 149 просил управление поставить спорное здание на свой
   баланс.
       Приказом  управления  от  29.12.95 N 108 бывший почтовый склад
   главпочтамта  был  передан на баланс Кабардино-Балкарской таможне.
   Передача  осуществлена  по накладной от 29.12.95 N 853 и извещению
   от 29.12.95.
       В  силу  пункта  3 статьи  5 Закона  Российской  Федерации  "О
   собственности  в РСФСР"  (1991  г.)  собственник  закрепленного за
   учреждением   имущества   вправе   изъять   это   имущество   либо
   перераспределить  его  между  другими  созданными  им юридическими
   лицами  по  своему  усмотрению.  Согласно  статье 296 Гражданского
   кодекса Российской Федерации собственник имущества,  закрепленного
   за учреждением,  вправе изъять излишнее и неиспользуемое имущество
   и распорядиться им по своему усмотрению.
       Судебные  инстанции,  частично удовлетворяя исковые требования
   управления, сослались на то, что порядок изъятия у него имущества,
   установленный   статьей   296   Гражданского   кодекса  Российской
   Федерации  и Федеральным  законом  "О  почтовой  связи",   не  был
   соблюден,   здание   в  установленном   порядке  в республиканскую
   собственность    не    передавалось,    Комитет    по   управлению
   государственным  имуществом  КБР  правом  распоряжения федеральной
   собственностью  не обладал,  а пункт 7 Постановления Правительства
   Российской   Федерации   от   24.05.93   N 486  касается  передачи
   таможенным органам только не завершенных строительством объектов.
       Данный  вывод  судебных инстанций противоречит законодательным
   актам.
       Пунктом  5 Постановления Правительства Российской Федерации от
   10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской
   Федерации   по  управлению  и распоряжению  объектами  федеральной
   собственности" к компетенции Госкомимущества России наряду с иными
   полномочиями,  предоставленными  ему  законодательством Российской
   Федерации,   была   отнесена   передача   в установленном  порядке
   государственного    имущества,     относящегося    к   федеральной
   собственности,   в   полное  хозяйственное  ведение,   оперативное
   управление, а также в аренду и пользование юридическим лицам.
       Государственный  комитет  Российской  Федерации  по управлению
   государственным   имуществом   согласно  названному  Постановлению
   вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным
   агентствам.
       Решения,   принятые   до   введения   в  действие   указанного
   постановления   Госкомимуществом   России  и его  территориальными
   агентствами,  в  порядке,  установленном Постановлением Верховного
   Совета  Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1,  сохраняют свою
   юридическую силу (пункт 12 Постановления).
       Приказом    Госкомимущества    России   от   07.12.92   N  244
   Государственный   комитет   Кабардино-Балкарской   Республики   по
   управлению   государственным   имуществом   был   наделен  правами
   территориального агентства.
       В  соответствии  с Типовым положением о комитете по управлению
   имуществом,  обладающем  правами  и полномочиями  территориального
   агентства   Государственного   комитета  Российской  Федерации  по
   управлению   государственным   имуществом,   утвержденным   Указом
   Президента  Российской  Федерации  от  14.10.92  N 1231,   комитет
   вправе    распоряжаться   государственным  имуществом  и заключать
   договоры   на   оперативное   управление   имуществом,   а   также
   осуществлять  передачу  объектов  государственной  собственности с
   баланса на баланс в соответствии с действующим законодательством.
       Таким  образом,  Госкомимущество КБР,  являясь территориальным
   агентством  Госкомимущества России,  распорядилось зданием бывшего
   почтового  склада  путем  передачи  его  в оперативное  управление
   Кабардино-Балкарской   таможне   в  пределах  предоставленных  ему
   полномочий.
       Вывод  суда  о том,  что в соответствии с пунктом 7 названного
   Постановления  таможне  могли  передаваться  только не завершенные
   строительством объекты,  а спорное здание к таким не относится, не
   вытекает из содержания этого пункта Постановления.
       Передача  имущества  таможне  не  изменила федеральный уровень
   собственности     имущества.      Кабардино-Балкарская     таможня
   финансируется   из   федерального  бюджета,   а  в силу  пункта  2
   приложения   N  1  к Постановлению  Верховного  Совета  Российской
   Федерации    от    27.12.91    N  3020-1   имущество   учреждений,
   финансирование  которых осуществляется из республиканского бюджета
   Российской   Федерации,   относится   исключительно  к федеральной
   собственности.    Следовательно,    имущество    из    федеральной
   собственности не выбывало.
       Что  касается  ссылки  суда  на  Федеральный закон "О почтовой
   связи"  (от  09.08.95 N 129-ФЗ),  действовавший на момент передачи
   имущества,  то каких-либо особенностей в части правового положения
   учреждения   связи   и  режима  пользования  закрепленным  за  ним
   имуществом названный Закон не содержит.
       Таким образом,  право оперативного управления истца по делу на
   спорные  помещения в силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса
   Российской  Федерации  прекратилось в связи с правомерным изъятием
   имущества у него по решению собственника.
       Вместе   с  тем,   поскольку   таможня  является  учреждением,
   финансируемым  из  федерального  бюджета,  спорное здание согласно
   статье  296  Гражданского  кодекса Российской Федерации могло быть
   закреплено  за  ней  на праве оперативного управления,  о чем было
   указано в распоряжении Госкомимущества КБР от 17.02.94 N 53,  а не
   на   праве  собственности.   Госкомимущество  КБР  выдало  таможне
   свидетельство  о праве  собственности  на  складские  помещения от
   27.11.95   N  50   с  нарушением  положений  Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации,   поэтому  названное  свидетельство  судом
   правомерно признано недействительным.
       Таким образом, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением
   требований   статей  296,   299  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации  и подлежат  изменению в соответствии с пунктом 1 статьи
   304  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как
   нарушающие  единообразие  в толковании  и применении  арбитражными
   судами норм права.
       Исходя   из  установленных  судом  фактических  обстоятельств,
   Президиум  считает  необходимым изменить решение суда без передачи
   дела на новое рассмотрение.
       Учитывая  изложенное  и руководствуясь статьей 303,  пунктом 3
   части  1 статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса Российской Федерации,  Президиум Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 02.07.02,  постановление суда
   апелляционной    инстанции    от    07.10.02   Арбитражного   суда
   Кабардино-Балкарской   Республики   по   делу   N  А20-1418/02   и
   постановление  Федерального  арбитражного  суда Северо-Кавказского
   округа от 26.11.02 по тому же делу изменить.
       В   удовлетворении   исковых   требований   в части  признания
   недействительной   сделки   по   передаче   складских   помещений,
   расположенных на территории аэропорта "Нальчик" (г.  Нальчик,  ул.
   Кабардинская,    д.    195),    и    применении   последствий   ее
   недействительности путем освобождения таможней складских помещений
   площадью 273 кв. метра отказать.
       В остальной части судебные акты оставить без изменения.
   
                                                 Председательствующий
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz