ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 апреля 2003 г. N 494-р
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики
в области использования минерального сырья и недропользования.
2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти организовать работу по реализации
Основ государственной политики в области использования
минерального сырья и недропользования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. N 494-р
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом
и является одним из ведущих мировых производителей минерального
сырья. В то же время минерально-сырьевая база страны обладает
относительно низкой инвестиционной привлекательностью из-за
неблагоприятного географо-экономического размещения многих
месторождений полезных ископаемых и относительно низкого качества
минерального сырья, его низкой конкурентоспособности в современных
экономических условиях. Отсутствует долгосрочная государственная
стратегия в области изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий
по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Указанные
негативные факторы в ближайшее время могут привести к существенным
затруднениям в функционировании минерально-сырьевого комплекса,
замедлению экономического развития и снижению уровня обеспечения
безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в сфере рационального
использования минерально-сырьевой базы требует учета последствий
глобализации мировой экономики, прогнозируемого роста потребления
минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является важнейшим
условием обеспечения структурной перестройки и модернизации
экономики и последовательного повышения благосостояния населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи
государственного регулирования соответствующих видов деятельности,
а также направления совершенствования системы управления
минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр
России. Для решения поставленных задач разработан план мероприятий
по реализации Основ государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования согласно
Приложению.
1. Цели и принципы государственной политики
в области использования минерального сырья
и недропользования
Основными целями государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования являются:
обеспечение воспроизводства и эффективного освоения
минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения
устойчивого экономического развития России, повышения
благосостояния ее граждан;
организация рационального и комплексного использования
минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих
поколений граждан Российской Федерации;
защита геополитических интересов России, в том числе на
мировом рынке минерального сырья.
Государственная политика в области использования минерального
сырья и недропользования основывается на следующих принципах:
сохранение государственной собственности на недра и
содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
регулирование развития и использования минерально-сырьевого
комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной
стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до
25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов
минерального сырья;
предоставление прав пользования недрами на состязательной
(аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных месторождений
полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда
минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений);
совершенствование системы налогов и платежей, связанных с
пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого
распределения между государством и недропользователями доходов от
использования ресурсов недр, находящихся в государственной
собственности, создания благоприятных экономических условий для
функционирования минерально-сырьевого комплекса России,
поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения полномочий между Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере использования
и охраны недр;
стимулирование перехода экономики Российской Федерации на
ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное
использование минерального сырья при его добыче и переработке;
совершенствование практики реализации соглашений о разделе
продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том
числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях
регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой,
применение таких соглашений в исключительных случаях при
отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях
обычного налогового режима, усиление государственного контроля за
исполнением указанных соглашений.
2. Совершенствование нормативной правовой базы
в области использования минерального сырья
и недропользования
Для реализации государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования необходимо
обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив
особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов
деятельности в сфере недропользования:
предоставление в пользование участков недр на основе
административных и гражданско-правовых механизмов, включая
договоры концессий и другие формы договорных отношений;
четкое распределение между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации полномочий в области управления
недропользованием;
закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и договорах
на пользование участками недр обязательств недропользователя по
этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов
работ, связанных с пользованием недрами;
применение экономических и правовых санкций к
недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том
числе санкций за умышленную консервацию месторождений полезных
ископаемых;
признание работ по разведке месторождений полезных ископаемых
самостоятельным видом пользования недрами, финансируемого в том
числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших технологий разведки и добычи
полезных ископаемых, минимизации негативного воздействия на
окружающую среду при проведении геологоразведочных и горных работ;
развитие системы государственного мониторинга геологической
среды;
создание эффективной системы государственного контроля за
проведением геологоразведочных и добычных работ, за выполнением
условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
совершенствование государственной экспертизы результатов
геологоразведочных работ и системы учета запасов полезных
ископаемых;
разработка новых и корректировка действующих стандартов, норм
и правил в сфере недропользования и охраны окружающей среды с
учетом общепризнанных принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы проектной
документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и
недропользователя.
3. Совершенствование системы управления
государственным фондом недр
В целях совершенствования системы управления государственным
фондом недр необходимо четкое распределение полномочий между
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем:
закрепления за федеральными органами исполнительной власти
функции стратегического планирования развития минерально-сырьевого
комплекса Российской Федерации и основных регулирующих и
контрольных функций;
распределения исполнительно-распорядительных функций между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиления системы государственного контроля за геологическим
изучением и использованием недр;
расширения практики проведения открытых аукционов, связанных с
предоставлением прав пользования недрами для геологического
изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
разработки мер по повышению экономической ответственности
недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и
неэффективное использование предоставленных в пользование участков
недр.
4. Организационные мероприятия в области
использования и воспроизводства запасов
минерального сырья и обеспечения эффективной
работы добывающей промышленности
Важной составной частью реализации государственной политики в
области использования минерального сырья и недропользования
являются федеральные целевые программы геологического изучения
недр и развития минерально-сырьевой базы страны, для выполнения
которых необходимо осуществление следующих мероприятий:
разработка политики в области использования
минерально-сырьевых ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50
лет);
анализ и оценка перспектив внутреннего потребления, экспорта,
импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию
дефицита соответствующего вида минерального сырья;
разработка мер по созданию стратегических государственных
запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных
вод, по формированию необходимых и достаточных объемов складских
запасов стратегических видов минерального сырья;
своевременное и регулярное финансирование из средств
федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в
интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования,
выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных
районах, поиска и разведки стратегических видов минерального
сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в
геологической информации о недрах, а также прогнозирования
геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;
контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы;
стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению
работ, направленных на получение прироста запасов полезных
ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств.
В целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей
промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих компаний, имеющих
высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и
переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в
деятельности в области использования минерального сырья и
недропользования;
использование различных форм государственной поддержки и
защиты интересов российских добывающих компаний при выходе их на
мировой рынок, а также российских добывающих компаний, участвующих
в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с
освоением минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами
Российской Федерации.
Приложение
к Основам государственной
политики в области
использования минерального
сырья и недропользования
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО
СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------------------------T--------------T--------
| | |Ответственные |Сроки |
| | | исполнители |испол- |
| | | |нения |
+---+-------------------------------------+--------------+-------+
| I. Совершенствование нормативной правовой базы в |
| области использования минерального сырья и недропользования |
+---T-------------------------------------T--------------T-------+
|1. |Разработка новой редакции проекта Фе-|МПР России, |I полу-|
| |дерального закона "О недрах" |Минэкономраз- |годие |
| | |вития России, |2003 г.|
| | |Минэнерго Рос-| |
| | |сии, | |
| | |Госгортехнад- | |
| | |зор России, | |
| | |Минпромнауки | |
| | |России, | |
| | |Минфин России | |
| | | | |
|2. |Подготовка предложений по внесению |Минфин России,|2003 - |
| |изменений и дополнений в Налоговый |Минэкономраз- |2004 |
| |кодекс Российской Федерации с целью |вития России, |годы |
| |совершенствования системы налогообло-|МПР России, | |
| |жения недропользователей |МНС России, | |
| | |Минэнерго Рос-| |
| | |сии, | |
| | |Минпромнауки | |
| | |России, | |
| | |Госгортехнад- | |
| | |зор России | |
| | | | |
|3. |Разработка и утверждение классифика- |МПР России, |II |
| |ций запасов полезных ископаемых и |Минэнерго Рос-|квартал|
| |прогнозных ресурсов, соответствующих |сии, |2003 г.|
| |международным стандартам |Минпромнауки | |
| | |России | |
| | | | |
|4. |Разработка проектов нормативных пра- |МПР России, |2003 |
| |вовых актов, регулирующих организацию|Минэкономраз- |год |
| |единой системы государственной экс- |вития России, | |
| |пертизы запасов полезных ископаемых в|Минэнерго Рос-| |
| |целях обеспечения количественной и |сии, | |
| |качественной оценки минерального |Минпромнауки | |
| |сырья |России | |
| | | | |
|5. |Разработка экономических, правовых и |МПР России, |IV |
| |организационных мер, обеспечивающих |Минэнерго Рос-|квартал|
| |привлечение государственных и негосу-|сии, |2003 г.|
| |дарственных средств для финансирова- |Минэкономраз- | |
| |ния поиска и разведки месторождений |вития России, | |
| |полезных ископаемых |Минпромнауки | |
| | |России | |
| | | | |
|6. |Разработка и утверждение в установ- |МПР России, |IV |
| |ленном порядке нормативных правовых |Минэнерго Рос-|квартал|
| |актов, регламентирующих порядок гео- |сии, |2003 г.|
| |логического изучения недр |Минпромнауки | |
| | |России | |
| | | | |
|7. |Разработка и утверждение в установ- |Минэнерго Рос-|IV |
| |ленном порядке нормативных правовых |сии, |квартал|
| |актов, регламентирующих порядок раз- |Минпромнауки |2003 г.|
| |работки месторождений полезных иско- |России, | |
| |паемых (включая вопросы обустройства)|МПР России, | |
| | |Госгортехнад- | |
| | |зор России | |
+---+-------------------------------------+--------------+-------+
| II. Совершенствование системы управления государственным |
| фондом недр |
+---T-------------------------------------T--------------T-------+
|8. |Разработка долгосрочной государствен-|МПР России, |II |
| |ной программы изучения недр и воспро-|Минэнерго Рос-|квартал|
| |изводства минерально-сырьевой базы |сии, |2004 г.|
| |России на основе баланса потребления |Минпромнауки | |
| |и воспроизводства минерального сырья |России, | |
| |в рамках Федеральной целевой |Минатом Рос- | |
| |программы "Экология и природные |сии, | |
| |ресурсы России (2002 - 2010 годы)" |Минэкономраз- | |
| | |вития России | |
| | | | |
|9. |Создание современной научно-произ- |МПР России |2003 |
| |водственной структуры геологической | |год |
| |службы для решения государственных | | |
| |задач по геологическому изучению недр| | |
| |и воспроизводству минерально-сырьевой| | |
| |базы | | |
| | | | |
|10.|Разработка программ исследований по |МПР России |2003 |
| |прогнозу геологических опасных явле- | |год |
| |ний | | |
L---+-------------------------------------+--------------+--------
|