ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2003 г. N 3889-III ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СОГЛАШЕНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГРУЗИИ И США"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "О Соглашении о сотрудничестве в
сфере обороны между правительствами Грузии и США".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Правительство
Российской Федерации, Парламент Грузии.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2003 года
О СОГЛАШЕНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГРУЗИИ И США
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации с глубокой обеспокоенностью восприняли заключение
Соглашения о сотрудничестве в сфере обороны между правительствами
Грузии и США и рассматривают его как акт, противоречащий духу
добрососедства и сотрудничества между Российской Федерацией и
Грузией. Указанное Соглашение явно превышает потребности
американо-грузинской программы "Обучи и оснасти" по подготовке
антитеррористических подразделений и направлено на дальнейшее
наращивание американского военного присутствия в Закавказье. По
сути, речь идет о создании договорно-правовой базы для возможного
размещения вооруженных сил США на территории Грузии.
Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны между
правительствами Грузии и США предусматривает неограниченный и
безвизовый въезд в Грузию американских военнослужащих. Особую
тревогу вызывает предоставление американским военнослужащим права
по первому требованию командования вооруженных сил США
беспрепятственного пересечения границ Грузии, размещения на
территории Грузии американской военной техники, вооружений,
транспорта и грузов и их свободного перемещения.
Согласно указанному Соглашению американские военнослужащие
получают исключительные права и полномочия и пользуются на
территории Грузии привилегиями и иммунитетами административных и
технических сотрудников Посольства Соединенных Штатов Америки в
Грузии. Таким образом, руководство Грузии практически снимает с
себя ответственность за осуществление контроля за действиями
американского воинского контингента и открывает прямой путь к
ускоренному вступлению Грузии в НАТО.
Военнослужащие Российской Федерации, проходящие службу на
российских военных базах в Грузии, подобных прав никогда не имели
и не имеют в настоящее время. Это обстоятельство ставит Россию и
США в неравные правовые условия, а также будет препятствовать
проведению совместных антитеррористических операций в Закавказье.
В сложившейся ситуации нельзя исключать возможность
наращивания американского военного присутствия и неограниченного
использования сил и средств вооруженных сил США на территории
Грузии, в том числе для решения проблем, связанных с конфликтами в
Абхазии и Южной Осетии, силовыми методами. Важно, чтобы и с
американской, и с грузинской стороны последовали бы, по крайней
мере, политические заверения в том, что при решении указанных
проблем силовые методы не будут применяться.
По мнению депутатов Государственной Думы, в случае, если
Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны между Правительствами
Грузии и США не будет сбалансировано соответствующими действиями
Грузии в отношении Российской Федерации, оно может серьезно
нарушить баланс сил в Закавказье и создаст угрозу международной
безопасности, в первую очередь угрозу безопасности России.
Депутаты Государственной Думы напоминают об обязательствах,
взятых на себя Грузией по Договору об обычных вооруженных силах в
Европе от 19 ноября 1990 года (ДОВСЕ), прежде всего в части
размещения на территории Грузии ограничиваемых ДОВСЕ вооружений и
техники, и о Заявлении Совета НАТО от 8 декабря 1998 года, в
котором содержится обязательство государств - членов Организации
Североатлантического договора проявлять сдержанность при
размещении своих обычных вооруженных сил на территориях государств
- участников ДОВСЕ.
Депутаты Государственной Думы отмечают необходимость скорейшей
ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных
вооруженных силах в Европе всеми государствами, подписавшими
данное Соглашение.
Государственная Дума расценивает заключение Соглашения о
сотрудничестве в сфере обороны между правительствами Грузии и США,
в соответствии с которым США предоставляется возможность
беспрепятственно размещать вблизи Государственной границы
Российской Федерации американский воинский контингент, военную
технику и вооружения, как недружественный шаг, не соответствующий
добрососедским отношениям и способный привести к обострению
обстановки вокруг российских военных баз в Грузии.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что Соглашение о
сотрудничестве в сфере обороны между правительствами Грузии и США
противоречит духу готовящегося к подписанию Договора между
Российской Федерацией и Грузией о дружбе, добрососедстве,
сотрудничестве и взаимной безопасности и что заключение указанного
Соглашения ставит под сомнение искренность намерений Грузии
сохранить добрососедские отношения с Россией.
Закавказье является исключительно важным с точки зрения
интересов безопасности Российской Федерации регионом, и любое
повышение напряженности в этом регионе вызывает у России серьезное
беспокойство.
Учитывая вышеизложенное и исходя из стратегических интересов
Российской Федерации, Государственная Дума заявляет о
недопустимости совершения руководством Грузии шагов, нарушающих
сложившийся в Закавказье баланс сил и противоречащих
добрососедскому характеру российско-грузинских отношений.
|