ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2003 г. N ГКПИ 03-166
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Петрова В.И. о признании частично не действующими пункта
13 Положения о перемещении товаров физическими лицами через
таможенную границу Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999
г. N 783, и пункта 2.6 Правил перемещения в упрощенном, льготном
порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации, утвержденных Приказом
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24
ноября 1999 г. N 814, в редакции от 30 сентября 2002 г. N 1043,
установил:
Петров В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании частично не действующими пункта 13
Положения о перемещении товаров физическими лицами через
таможенную границу Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999
г. N 783 (далее - Положение), и пункта 2.6 Правил перемещения в
упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими
лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных
Приказом Государственного таможенного комитета Российской
Федерации от 24 ноября 1999 г. N 814, в редакции от 30 сентября
2002 г. N 1043 (далее - Правила).
В заявлении указано, что оспариваемые предписания Положения и
Правил противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и
нарушают право заявителя на пользование принадлежащим ему
автомобилем, а пункт 2.6 Правил, кроме того, не соответствует
Конституции Российской Федерации и Таможенному кодексу Российской
Федерации.
В судебном заседании Петров В.И. уточнил заявленные в суд
требования и просил признать недействующими абзац 1 пункта 13
Положения в силу его несоответствия статьям 1, 209, 304
Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацы 1 - 3 пункта
2.6 Правил вследствие их противоречия статье 74 Конституции
Российской Федерации, статье 119 Таможенного кодекса Российской
Федерации, статьям 1, 209, 304 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Представитель Правительства Российской Федерации и
Государственного таможенного комитета Российской Федерации Наумов
А.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации
Обушенко Л.А. требования заявителя не признали, ссылаясь на их
необоснованность.
Выслушав объяснения заявителя, представителей лиц, участвующих
в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.,
полагавшей требования заявителя удовлетворить частично, Суд
находит заявление Петрова В.И. подлежащим удовлетворению в части
признания недействующим абзаца 3 пункта 2.6 Правил по следующим
основаниям.
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 Положения физические
лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации,
могут временно ввозить на таможенную территорию Российской
Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов автомобили,
зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего
временного пребывания, но не более чем на один год. Такие
автомобили не могут отчуждаться, передаваться в пользование,
владение или распоряжение другим лицам. В случае невыполнения
указанных условий, а также в случае, если автомобили не вывозятся
за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении
установленного срока, в отношении таких временно ввезенных
автомобилей взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с
пунктами 10 и 11 данного Положения.
С доводами заявителя о противоречии приведенного предписания
Положения нормам Гражданского кодекса Российской Федерации Суд
согласиться не может, поскольку в силу пункта 3 статьи 2
названного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на
административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и
административным отношениям, гражданское законодательство не
применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно статье 22 Таможенного кодекса Российской Федерации
перемещение товаров и транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации производится в соответствии с их
таможенными режимами в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Статья 68 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет
временный ввоз (вывоз) товаров как таможенный режим, при котором
пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации
или за ее пределами допускается с полным или частичным
освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер
экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары
подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений
вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения.
При временном ввозе товаров и транспортных средств они
считаются условно выпущенными в обращение на территории Российской
Федерации и могут использоваться только в тех целях, в связи с
которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных
товаров и транспортных средств в иных целях допускается с
разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии
уплаты таможенных платежей и выполнения других требований,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства
Российской Федерации. Распоряжение условно выпущенными товарами и
транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы
по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного
органа Российской Федерации (статья 29 Кодекса).
В соответствии со статьей 14 Таможенной конвенции о временном
ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954
г.), вступившей в силу для СССР 15 ноября 1959 г., перевозочными
средствами, ввезенными на территорию какого-либо договаривающегося
государства на условиях временного ввоза, не разрешается
пользоваться, хотя бы даже нерегулярно, для перевозок за плату,
награду или иное встречное удовлетворение между какими-либо
пунктами, находящимися в пределах этой территории.
Поскольку физические лица, постоянно проживающие за пределами
Российской Федерации, могут временно ввозить на территорию
Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов
автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве, лишь для
личного пользования, а не для производственной или иной
коммерческой деятельности, содержащийся в абзаце 1 пункта 13
Положения запрет на отчуждение, передачу в пользование, владение
или распоряжение другим лицам таких автомобилей следует признать
правомерным.
Не нашли в судебном заседании подтверждения и доводы заявителя
о том, что Правительство Российской Федерации незаконно ограничило
срок временного ввоза автомобилей, зарегистрированных в
иностранном государстве, пределами одного года.
Согласно статье 71 Таможенного кодекса Российской Федерации
сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным
органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого
ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Для отдельных
категорий товаров Государственный таможенный комитет Российской
Федерации может устанавливать более короткие или более
продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза).
Статьей 14 Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства
Российской Федерации отнесено, в частности, осуществление общего
руководства таможенным делом.
Из приведенных норм следует, что, устанавливая предельный срок
временного ввоза автомобилей равным одному году, Правительство
Российской Федерации действовало в пределах компетенции,
предоставленной ему законом.
То обстоятельство, что срок временного ввоза не должен
превышать один год, следует также из положений статей 5 и 14
Приложения А к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990
г.), к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября
1995 г. N 1084.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
10 июля 1999 г. N 783 Государственному таможенному комитету
Российской Федерации поручено установить подробные правила ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров
физическими лицами.
В целях реализации данного поручения Правительства РФ
Государственным таможенным комитетом РФ 24 ноября 1999 г. были
утверждены Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке
товаров физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации (Приказ N 815), а также оспариваемые заявителем Правила.
В силу абзаца 1 пункта 2.6 Правил физические лица, постоянно
проживающие за пределами Российской Федерации, могут временно
ввозить при следовании через таможенную границу Российской
Федерации одно транспортное средство, зарегистрированное в
иностранном государстве, на срок пребывания на территории
Российской Федерации, но не более одного года включительно, без
уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что в течение
этого срока такое транспортное средство не будет использоваться
для производственной или иной коммерческой деятельности,
отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо
распоряжение другим лицам. В отношении указанных транспортных
средств допускается в течение одного года оформление продления
сроков временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов при
соблюдении изложенных условий.
Указанное предписание Правил содержит нормы абзаца 1 пункта 13
Положения и полностью соответствует приведенным выше положениям
международных конвенций и Таможенного кодекса Российской
Федерации.
Абзацем 2 пункта 2.6 Правил предусмотрено, что в случае
временного ввоза транспортных средств на срок свыше одного года
допускается два оформления продления срока временного ввоза на
срок до одного года и при условии уплаты 50 процентов совокупного
таможенного платежа при каждом таком продлении. Временно ввезенные
транспортные средства подлежат обязательному вывозу за пределы
Российской Федерации до дня истечения срока временного ввоза. При
вывозе за пределы Российской Федерации уплаченные суммы не
возвращаются.
Как следует из приведенной нормы, возможны два оформления
продления срока временного ввоза на срок до одного года, но при
этом при каждом продлении обязательна уплата 50 процентов
совокупного таможенного платежа.
Учитывая, что, таким образом, срок временного ввоза
транспортного средства может составлять вместо одного три года
(при условии внесения совокупного таможенного платежа в полном
объеме), права заявителя не нарушаются.
Полномочия Государственного таможенного комитета Российской
Федерации по определению порядка продления предельных сроков
временного ввоза оговорены в статье 71 Таможенного кодекса
Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации Суд, признав, что оспариваемый
нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что абзац 1
пункта 13 Положения и абзацы 1, 2 пункта 2.6 Правил не
противоречат федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, требования
заявителя о признании их недействующими не подлежат
удовлетворению.
В абзаце 3 пункта 2.6 Правил закреплено, что повторный
временный ввоз физическим лицом транспортного средства,
возвращенного указанным лицом за пределы Российской Федерации
после временного ввоза на срок не менее 6 месяцев, не допускается
без уплаты таможенных пошлин и налогов в течение 6 месяцев со дня
вывоза транспортного средства.
Из содержания приведенного предписания Правил следует, что
повторный временный ввоз физическим лицом транспортного средства в
Российскую Федерацию (в том числе на оставшуюся часть времени в
пределах одного года), ранее временно ввозившегося на срок не
менее шести месяцев, допускается только с уплатой таможенных
платежей, если оно ввозится ранее шести месяцев со дня вывоза.
Однако это противоречит абзацу 1 пункта 13 Положения, в
котором предусмотрено право физических лиц, постоянно проживающих
за пределами Российской Федерации, на временный ввоз на территорию
России без уплаты таможенных пошлин и налогов автомобилей,
зарегистрированных в иностранном государстве, сроком до одного
года.
При этом Положение не содержит нормы о том, что в течение
годичного срока временного ввоза автомобили могут быть временно
ввезены физическими лицами без уплаты таможенных пошлин и налогов
только один раз.
Изложенное следует также из статьи 15 Таможенной конвенции о
временном ввозе частных дорожных перевозочных средств,
устанавливающей, что лица, которые имеют право на временные
ввозные льготы, могут в течение срока действительности документов
на временный ввоз ввозить перевозочные средства, к которым
относятся эти документы, так часто, как это необходимо, при
условии, что каждый проезд (ввоз или вывоз) удостоверен ими
отметкой (визой) соответствующих таможенных чиновников, если
таможенные власти того требуют.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что
оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит
федеральному закону или другому нормативному правовому акту,
имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный
правовой акт не действующим полностью или в части со дня его
принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Петрова В.И. удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в
законную силу абзац 3 пункта 2.6 Правил перемещения в упрощенном,
льготном порядке транспортных средств физическими лицами через
таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24
ноября 1999 г. N 814, в редакции от 30 сентября 2002 г. N 1043.
В остальной части заявление Петрова В.И. оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после
вынесения решения суда в окончательной форме.
|