ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2003 г. N 3878-III ГД
О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. ВЕШНЯКОВУ "О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ МЕР
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Председателю
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.
Вешнякову "О необходимости принятия мер по результатам изучения
организации подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский
запрос Председателю Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации А.А. Вешнякову.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский
запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Председателю Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А. ВЕШНЯКОВУ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Уважаемый Александр Альбертович!
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по изучению организации подготовки и проведения выборов
депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, образованная
Постановлением Государственной Думы от 23 октября 2002 г.
N 3170-III ГД, отметила ряд серьезных нарушений избирательного
законодательства в ходе подготовки и проведения указанных выборов.
Такие нарушения выражались в основном в использовании преимуществ
должностного или служебного положения (административного ресурса),
подкупе избирателей, расходовании финансовых средств на
предвыборную агитацию помимо средств избирательного фонда.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
предоставляет достаточно возможностей для принятия эффективных мер
по предотвращению и своевременному пресечению таких нарушений.
Однако городской и некоторыми окружными избирательными комиссиями
Санкт-Петербурга такие меры не принимались, что способствовало
нарушениям избирательного законодательства, стимулировало правовой
нигилизм участников избирательного процесса.
Так, Санкт-Петербургская избирательная комиссия не только не
пресекла практику использования административного ресурса
руководителями города и одного из районов Санкт-Петербурга, но и
не рассмотрела на своем заседании жалобы кандидатов по этому
вопросу, несмотря на то что на этот счет имелось Ваше поручение. В
очевидной ситуации подкупа избирателей, которую смогла лично
наблюдать член Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации Е.П. Дубровина, Санкт-Петербургская избирательная
комиссия отменила решение одной из окружных избирательных комиссий
об отказе в регистрации кандидата, осуществлявшего этот подкуп.
Несмотря на многочисленные обращения участников избирательной
кампании, окружная и городская избирательные комиссии
Санкт-Петербурга отказывались применять норму пункта 4 статьи 56
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
запрещающую в период избирательной кампании оплачивать рекламу
учрежденных кандидатом, принадлежащих ему на праве собственности
или руководимых им организаций, а также рекламу с использованием
его фамилии из средств помимо средств избирательного фонда
кандидата.
Последнее из указанных нарушений избирательного
законодательства стало основанием для отмены судом города
Санкт-Петербурга результатов выборов по одному из избирательных
округов, где учрежденная и руководимая победившим кандидатом
организация затратила значительные средства на свою рекламу в
период избирательной кампании.
Особое беспокойство вызывает то, что ни окружная и городская
избирательные комиссии, ни суд города Санкт-Петербурга не признали
нарушением избирательного законодательства финансирование из
средств помимо средств избирательного фонда деятельности и рекламы
автономной некоммерческой организации, учрежденной перед началом
избирательной кампании близким родственником одного из кандидатов
для предоставления населению практически бесплатных услуг по
благоустройству дворов и подъездов домов на территории
соответствующего избирательного округа и названной фамилией этого
кандидата. Хотя в судебном решении отмечается, что жители округа
"предполагали непосредственную связь названия данной организации с
зарегистрированным по их избирательному округу кандидатом в
депутаты", и не оспаривается, что кандидат знал о ее деятельности
и рекламе и не принимал мер по их прекращению, окружная и
городская избирательные комиссии и суд города Санкт-Петербурга
сочли деятельность и рекламу этой организации не имеющими
отношения к предвыборной агитации, что противоречит пункту 4
статьи 56 указанного Федерального закона в части запрета оплаты из
средств помимо средств избирательного фонда кандидата рекламы с
использованием его фамилии.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации усматривает в описанном эпизоде опасный прецедент
дозволенности подкупа избирателей с помощью родственников или
нанятых однофамильцев кандидата либо специально
зарегистрированного товарного знака. Признание избирательными
комиссиями и судом законности подобных действий стимулирует
недобросовестных участников избирательных кампаний создавать
некоммерческие организации, называемые фамилиями кандидатов, или
регистрировать соответствующие товарные знаки и от имени этих
организаций дарить избирателям деньги, продукты питания, товары,
маркированные соответствующими товарными знаками, осуществлять
благоустройство дворов. Так можно агитировать не только за
кандидата, но и против его конкурента, называя его фамилией
организацию или товар, заведомо непопулярные у избирателей.
Государственная Дума обращается к Вам, уважаемый Александр
Альбертович, с просьбой рассмотреть отчет Санкт-Петербургской
избирательной комиссии об организации подготовки и проведения
выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
принять мотивированное решение по результатам работы указанной
избирательной комиссии и ориентировать избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации на принятие своевременных
исчерпывающих мер, предусмотренных избирательным
законодательством, по обеспечению гарантий избирательных прав
граждан.
|