Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
10 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
588 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530400 - ДИЗАЙН
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ДИЗАЙНА
1. Общая характеристика направления 530400 - Дизайн
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр дизайна.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530400 - Дизайн при очной
форме обучения - 4 года.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанному
направлению не предусматриваются.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Дизайн - вид творческой деятельности по формированию
эстетически выразительной предметно-пространственной среды,
интегрирующий инженерно-конструкторскую, научную и художественную
деятельность.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 530400 - Дизайн являются целостные эстетически
выразительные комплексы предметной среды, удовлетворяющие
утилитарные и духовные потребности человека (техника и
оборудование, транспортные средства, интерьеры, товары народного
потребления и др.).
Бакалавр по направлению 530400 - Дизайн подготовлен к таким
видам профессиональной деятельности, как:
- производственно-технологическая;
- творческая;
- организационно-управленческая;
- учебно-методическая и педагогическая;
- научно-исследовательская;
- аналитическая и др.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 530400 - Дизайн;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальности 052400 - Дизайн.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование, а также владение профессиональными
знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции,
определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра
профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавра по направлению 530400 -
Дизайн проводятся профессиональные вступительные экзамены по
рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным
экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 530400 - Дизайн
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины
(дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются.
Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД
(факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний
закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля
подготовки выпускника в циклах ОПД и СД.).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530500 - Дизайн
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому и ¦ ¦
¦ ¦узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 ¦ ¦
¦ ¦года. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие цивилизаций и сценарии ¦ ¦
¦ ¦будущего ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности.¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность.¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны.¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознательного ¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. ¦ ¦
¦ ¦Восприятие. Представление. Воображение. ¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦ Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория,¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей.¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном ранке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦4040 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3440 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦История культуры и искусств ¦ ¦
¦ ¦ Культура первобытного общества; история ¦ ¦
¦ ¦предметного мира Древнего Египта, Античной ¦ ¦
¦ ¦Греции и Рима; предметная культура Востока ¦ ¦
¦ ¦(Китай, Индия и др.). Предметный мир ¦ ¦
¦ ¦Средневековья и эпохи Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦ Новое время; становление научно-технического ¦ ¦
¦ ¦прогресса; предметный мир и промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; новые технологии и материалы; ¦ ¦
¦ ¦Европа и Америка. Всемирные промышленные ¦ ¦
¦ ¦выставки и их влияние на формирование ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦ XX век. Влияние научно-технических достижений¦ ¦
¦ ¦на развитие предметного мира. Культура второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. Классификация видов ¦ ¦
¦ ¦искусств. Специфика и сущность различных видов¦ ¦
¦ ¦искусств, место искусства в жизни. Взаимосвязь¦ ¦
¦ ¦всемирной истории и истории искусств. История ¦ ¦
¦ ¦и развитие искусства от древности до наших ¦ ¦
¦ ¦дней. Общие и уникальные для каждого региона ¦ ¦
¦ ¦и страны историко-художественные, социальные ¦ ¦
¦ ¦и национальные свойства искусства. Уровень ¦ ¦
¦ ¦развития художественной жизни различных ¦ ¦
¦ ¦регионов мира, взаимосвязь и совпадение ¦ ¦
¦ ¦отдельных эпох истории искусств с эпохами ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории; история больших ¦ ¦
¦ ¦художественных стилей, эпохи их зарождения, ¦ ¦
¦ ¦расцвета и упадка от античности до начала XX ¦ ¦
¦ ¦века. ¦ ¦
¦ ¦ Западноевропейское искусство; изучение ¦ ¦
¦ ¦архитектуры, станкового и декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса, Барокко, Рококо, эпохи Великой ¦ ¦
¦ ¦Французской революции и Империи, Романтизм и ¦ ¦
¦ ¦Модерн. Знакомство с творчеством великих ¦ ¦
¦ ¦мастеров прошлого. ¦ ¦
¦ ¦ Искусство Востока, особенности развития ¦ ¦
¦ ¦искусства в Америке и Африке. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития искусства в различных регионах мира. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древней Руси; русское искусство ¦ ¦
¦ ¦ХVIII - ХIХ вв.; искусство XX века в России; ¦ ¦
¦ ¦самобытность русского искусства и его связь с ¦ ¦
¦ ¦развитием Российского государства. История ¦ ¦
¦ ¦Византии как основа формирования русского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Влияние западноевропейских ¦ ¦
¦ ¦тенденций на архитектуру, станковые и ¦ ¦
¦ ¦прикладные виды искусства в ХVII - XIX вв. ¦ ¦
¦ ¦ Мировое искусство в конце XIX и начале XX вв.¦ ¦
¦ ¦и факторы, повлиявшие на его формирование. ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции развития современного мирового ¦ ¦
¦ ¦искусства - реализм, модернизм, постмодерн, ¦ ¦
¦ ¦масс-культура; особенности развития культуры и¦ ¦
¦ ¦искусства во второй половине XX века. ¦ ¦
¦ ¦ Направления и теории в истории искусств. ¦ ¦
¦ ¦Школы современного искусства ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦История дизайна, науки и техники ¦ ¦
¦ ¦ Определение дизайна как формальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и как составного элемента ¦ ¦
¦ ¦экономической системы. Появление проблематики ¦ ¦
¦ ¦дизайна при разделении искусства, ремесла, ¦ ¦
¦ ¦техники и зарождение промышленного ¦ ¦
¦ ¦производства. Поиски в области теории формы ¦ ¦
¦ ¦машин и промышленных изделий. Технический ¦ ¦
¦ ¦прогресс XIX - начала XX веков ¦ ¦
¦ ¦и примитивность форм промышленной продукции. ¦ ¦
¦ ¦Особенности промышленного развития России и ¦ ¦
¦ ¦проблемы художественно-промышленного ¦ ¦
¦ ¦образования. Россия в международных ¦ ¦
¦ ¦промышленных выставках. ¦ ¦
¦ ¦ Становление дизайна после первой мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; Германия, Баухауз и его вклад в ¦ ¦
¦ ¦развитие мирового дизайна. ¦ ¦
¦ ¦ Реформы художественного образования в ¦ ¦
¦ ¦Советской России; ВХУТЕМАС - ВХУТОИН, ¦ ¦
¦ ¦разработки принципов промышленного искусства. ¦ ¦
¦ ¦ Возникновение промышленного дизайна в США; ¦ ¦
¦ ¦пионеры американского дизайна; становление ¦ ¦
¦ ¦организационных форм; школы дизайна. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности развития дизайна после второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; страны Скандинавии, Италии, ¦ ¦
¦ ¦Германии, Японии и др. Роль дизайна в ¦ ¦
¦ ¦обеспечении коммерческого успеха. Развитие ¦ ¦
¦ ¦дизайна в странах Восточной Европы; ориентация¦ ¦
¦ ¦на обеспечение качества продукции в условиях ¦ ¦
¦ ¦замкнутого рынка. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности развития отечественного ¦ ¦
¦ ¦художественного конструирования: ¦ ¦
¦ ¦организационные формы, системы подготовки ¦ ¦
¦ ¦дизайнеров, ориентация на региональные отрасли¦ ¦
¦ ¦промышленности. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности современного состояния дизайна ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦Рисунок ¦960 ¦
¦ ¦ Часть 1. ¦(занятия¦
¦ ¦ Овладение методами изобразительного языка ¦только ¦
¦ ¦академического рисунка. ¦аудитор-¦
¦ ¦ Приобретение навыков изображения объектов ¦ные с ¦
¦ ¦предметного мира, пространства и человеческой ¦препода-¦
¦ ¦фигуры с помощью изучения основ строения, ¦вателем)¦
¦ ¦конструкции и пространства, изучение ¦ ¦
¦ ¦пластической анатомии на примере гипсовых ¦ ¦
¦ ¦слепков, живой натуры, объектов предметной и ¦ ¦
¦ ¦пространственной среды. ¦ ¦
¦ ¦ Часть 2. ¦ ¦
¦ ¦ Рисунок, связанный с содержанием как учебных ¦ ¦
¦ ¦тем и курсов цикла специальных дисциплин, так ¦ ¦
¦ ¦и выпускной квалификационной работы ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.04¦Живопись ¦420 ¦
¦ ¦ Овладение методами академической живописи, ¦(занятия¦
¦ ¦знаниями цветоведения и колористики. ¦только ¦
¦ ¦Создание средствами живописи с использованием ¦аудитор-¦
¦ ¦различных техник живописных композиций ¦ные с ¦
¦ ¦различной степени сложности ¦препода-¦
¦ ¦ ¦вателем)¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.05¦Скульптура и пластическое моделирование ¦264 ¦
¦ ¦ Овладение основами академической скульптуры ¦(занятия¦
¦ ¦на примере образцов классической культуры и ¦только ¦
¦ ¦живой природы. ¦аудитор-¦
¦ ¦ Овладение техникой круглой скульптуры и ¦ные с ¦
¦ ¦рельефа. Приобретение умения работать в ¦препода-¦
¦ ¦различных пластических материалах с учетом их ¦вателем)¦
¦ ¦специфики для создания пространственных ¦ ¦
¦ ¦композиций различной степени сложности ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.06¦Начертательная геометрия и технический рисунок¦ ¦
¦ ¦ Изучение основ начертательной геометрии и ¦ ¦
¦ ¦теории теней; построение геометрических ¦ ¦
¦ ¦предметов в ракурсах; построение сечений, тел ¦ ¦
¦ ¦вращения. ¦ ¦
¦ ¦ Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех¦ ¦
¦ ¦проекциях), изображения ее в рисунке. ¦ ¦
¦ ¦ Перспектива и тени в перспективе ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Информационные технологии и компьютерная ¦ ¦
¦ ¦графика ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия информатики; общая ¦ ¦
¦ ¦характеристика процессов сбора, передачи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и накопления информации при решении ¦ ¦
¦ ¦задач проектирования, технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных¦ ¦
¦ ¦процессов, методы решения функциональных, ¦ ¦
¦ ¦вычислительных, проектных задач; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования. Их ¦ ¦
¦ ¦роль в практической деятельности дизайнера. ¦ ¦
¦ ¦ Введение в компьютерную графику, ¦ ¦
¦ ¦геометрическое моделирование в работах с ¦ ¦
¦ ¦геометрическими объектами (2-х и 3-х мерное ¦ ¦
¦ ¦изображение). ¦ ¦
¦ ¦ Решение практических композиционных и общих ¦ ¦
¦ ¦дизайнерских задач ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.08¦Цветоведение и колористика ¦ ¦
¦ ¦ Предмет цветоведения. Основные представители ¦ ¦
¦ ¦органических красителей и неорганических ¦ ¦
¦ ¦пигментов. Их классификация, свойства; ¦ ¦
¦ ¦основные свойства цветов; основы колориметрии;¦ ¦
¦ ¦цветовые явления; определение характеристик ¦ ¦
¦ ¦цветов при помощи ЭВМ; цветовые ряды; ¦ ¦
¦ ¦спектральный состав излучения и его связь с ¦ ¦
¦ ¦цветом; физиология восприятия цвета; строение ¦ ¦
¦ ¦и работа глаза; закономерности аддитивного и ¦ ¦
¦ ¦субстрактивного синтеза цветов; смешение ¦ ¦
¦ ¦цветов; эмоциональное и физиологическое ¦ ¦
¦ ¦воздействие цветов на человека; цветовая ¦ ¦
¦ ¦символика; дополнительные цвета; виды ¦ ¦
¦ ¦цветового контраста ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.09¦Дизайн-проектирование ¦ ¦
¦ ¦ Методы дизайн-проектирования; проектные ¦ ¦
¦ ¦методики в дизайне; проект вещи, имеющей ¦ ¦
¦ ¦простое устройство (традиционное и новое в ¦ ¦
¦ ¦вещи; материал, его конструктивные и ¦ ¦
¦ ¦технологические свойства; принцип ¦ ¦
¦ ¦"естественности" в использовании материала; ¦ ¦
¦ ¦образно-смысловые характеристики формы; ¦ ¦
¦ ¦"совершенство" формы, ее композиционный ¦ ¦
¦ ¦смысл); проект новой модификации хорошо ¦ ¦
¦ ¦известного изделия, выполненного в заданном ¦ ¦
¦ ¦материале (выразительные возможности разных ¦ ¦
¦ ¦материалов; морфология вещи; функциональные ¦ ¦
¦ ¦параметры и функциональная структура вещи; ¦ ¦
¦ ¦конструкция; информативность формы; композиция¦ ¦
¦ ¦как средство гармонизации формы); проект ¦ ¦
¦ ¦простой традиционной вещи с обилием ¦ ¦
¦ ¦эргономических и других функциональных ¦ ¦
¦ ¦требований к ней ("современная форма", ее ¦ ¦
¦ ¦социально-культурный и эстетический смысл; ¦ ¦
¦ ¦стиль как источник современного ¦ ¦
¦ ¦формообразования; стилевая гармонизация ¦ ¦
¦ ¦формы); графический фирменный стиль ¦ ¦
¦ ¦конкретного предприятия; проект комплекта ¦ ¦
¦ ¦изделий с использованием принципов "игрового ¦ ¦
¦ ¦дизайна" (формирование проектной концепции; ¦ ¦
¦ ¦художественная образность как основа ¦ ¦
¦ ¦"игрового" подхода к формообразованию); проект¦ ¦
¦ ¦изделий как разных зон жилой и общественной ¦ ¦
¦ ¦среды (связь образа жизни и стиля предметной ¦ ¦
¦ ¦среды; социальная перспективность ¦ ¦
¦ ¦дизайнерского решения и факторы, от которых ¦ ¦
¦ ¦она зависит) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦200 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.В.00¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦200 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦800 ¦
¦ ¦(устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента) ¦ ¦
¦ ¦УМО рекомендует вузам, ведущим подготовку ¦ ¦
¦ ¦бакалавра дизайна, включать в образовательную ¦ ¦
¦ ¦программу следующие дисциплины и учебные ¦ ¦
¦ ¦курсы: ¦ ¦
¦ ¦- Теория дизайна; ¦ ¦
¦ ¦- Материаловедение; ¦ ¦
¦ ¦- Эргономика и антропометрия; ¦ ¦
¦ ¦- Техническое конструирование ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦в том числе Военная подготовка ¦450 ¦
¦ ¦либо БЖД ¦100 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7290 ¦
L--------+----------------------------------------------+---------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530400 - Дизайн
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра дизайна при очной форме обучения составляет
208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую и
творческую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные
сессии - 156 недель;
- практики (в том числе преддипломной) - не менее 12 недель;
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и
защиту выпускной квалификационной работы - не менее 8 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 32
недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы бакалавра дизайна по
очно-заочной (вечерней) форме обучения увеличивается вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного в п.
1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный
объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не
более 38 часов аудиторных занятий в среднем за все годы
теоретического обучения. При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по дисциплине "Физическая
культура" и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530500 - Дизайн
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра дизайна.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения должна предусматриваться итоговая
оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно",
"неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин - в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую
культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю",
"Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной
или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля
подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
- предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура"
при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания
студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем
направления;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
выпускников в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих
среднее профессиональное образование соответствующего профиля или
высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится
на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных
на предыдущем этапе профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет.
Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы по направлению
подготовки бакалавра 530400 - Дизайн должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и
систематически занимающимися творческой, научной и/или научно-
методической деятельностью.
Не менее тридцати процентов от общего состава преподавателей
общепрофессиональных и специальных дисциплин, как правило, должны
иметь либо ученую степень кандидата или доктора соответствующих
наук, либо ученое звание доцента или профессора, либо почетное
звание работника искусств и архитектуры, либо являться членом
Союза художников России, или Союза дизайнеров России, а также
других творческих союзов соответствующего профиля.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному
обеспечению учебного процесса.
Реализация основных образовательных программ подготовки
выпускника по направлению подготовки бакалавра 530400 - Дизайн
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным
фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному
перечню дисциплин основной образовательной программы, к
методическим пособиям, фондам учебной литературы, а также
наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными
материалами.
Перечень профессионально важной учебной, методической, научной
и периодической литературы указывается в утверждаемых в
Минобразования России примерных учебных программах по дисциплинам,
зафиксированным в настоящем ГОС.
Необходимое количество общепрофессиональной и специальной, а
также учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам
общего гуманитарного и социально-экономического цикла должно
определяться соотношением 0,5 издания на 1 студента.
Информация о новых наименованиях обязательной и дополнительной
литературы содержится в УМО по дизайну и изобразительным
искусствам (базовый вуз - МГХПУ им. С.Г. Строганова).
При определении педагогической нагрузки преподавателя
специальных дисциплин, осуществляющего руководство выпускной
квалификационной работой студента, необходимо руководствоваться
решением Ученого совета вуза. Минимальный объем часов,
рекомендуемых УМО на данный вид работы, исчисляется в объеме не
менее 6 часов в неделю на одного студента. При этом количество
студентов, прикрепленных к преподавателю, не должно превышать 3
(трех) человек.
При формировании учебных групп и определении нагрузки
преподавателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
исходить из нормативов, зафиксированных в федеральных нормативных
документах. УМО рекомендует формировать группы в среднем по 7 - 10
человек; число студентов, приходящихся на одного преподавателя
специальных дисциплин (за исключением теоретических) по дневной
форме обучения в среднем 4 студента.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки
выпускника по направлению подготовки бакалавра 530400 - Дизайн,
должен располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской и
творческой работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза,
и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
При расчете предельного контингента студентов по направлению
подготовки бакалавра 530400 - Дизайн, вуз должен исходить из
минимального количества площади, определяемого нормативными
документами Минобразования России, а именно: не менее 15 кв. м на
одного обучающегося.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра дизайна, должно организовать
квалифицированное прохождение студентами практик, в ходе которых
происходит практическое применение и закрепление знаний,
полученных в учебном процессе, приобретение опыта работы по
профессии, а также изучение роли и места дизайнера в системе
производства как материальных, так и духовных ценностей, а также
его правового положения в социуме.
Как правило, практика проводится в летний период после
завершения теоретического обучения и сдачи экзаменационной сессии.
По итогам практики проводится зачет (экзамен), форма которого
(выставка, просмотр, конференция и др.) определяется Ученым
советом вуза (факультета).
7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению
подготовки бакалавра 530500 - Дизайн
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.1.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой систематизируются, закрепляются
и расширяются полученные во время теоретического и практического
обучения знания и умения по общепрофессиональным и специальным
дисциплинам.
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме
дипломного проекта в соответствии с утвержденным Советом вуза
(факультета) Положением о выпускной квалификационной работе.
Выпускная работа направлена на выяснение степени
подготовленности выпускника к выполнению самостоятельной
практической работы.
Выпускная работа выполняется по материалам, собранным в период
преддипломной практики.
Каждому выпускнику назначается руководитель проекта, как
правило, из числа преподавателей вуза.
Тематика выпускной работы утверждается на заседании Ученого
совета вуза (факультета) не позднее окончания теоретического
обучения.
7.1.3. Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой
и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время
обучения.
Экзаменационные билеты должны включать наиболее важные вопросы,
имеющие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке
таких дисциплин, как "История" и "История искусств", "История
искусств" и "История дизайна", "Философия" и "История искусств" и
др.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
в области гуманитарного и социально-экономического знания:
- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь
применять их в своей профессиональной деятельности;
по общепрофессиональным дисциплинам:
- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю
своего вида творчества, так и смежных областях культуры и
искусства;
- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства
и культуры;
- понимать специфику выразительных средств различных видов
искусства;
- владеть практическими навыками различных видов
изобразительного искусства;
по специальным дисциплинам:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии;
- обладать основами теоретических знаний и практических
навыков, необходимых дизайнеру;
- уметь всесторонне анализировать конечные результаты
деятельности дизайнера;
- иметь опыт реализации художественного замысла в практической
деятельности дизайнера;
- иметь реальные представления о процессе художественно-
промышленного производства;
- обладать знаниями методов организации творческой и
производственной деятельности коллектива, умениями передавать
собственный опыт и навыки по созданию художественно-промышленных
ценностей.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
дизайна и изобразительных искусств (базовый вуз - Московский
государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.
Строганова).
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по образованию в области дизайна и
изобразительных искусств.
|