Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
10 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
587 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
052100 ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КВАЛИФИКАЦИЯ: "ИСКУССТВОВЕД"
1. Общая характеристика специальности 052100
История и теория изобразительного искусства
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника по специальности 052100 История и
теория изобразительного искусства с указанием нормативного срока
освоения основной образовательной программы при очной форме
обучения:
"Искусствовед" - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускников.
Через систему исторически сложившихся образовательных программ
специальность обеспечивает подготовку историков искусства и
художественных критиков для профессиональной деятельности в
художественном пространстве культуры и общества.
К объектам профессиональной деятельности искусствоведа
относятся произведения искусства, памятники культуры, процессы
художественной жизни, социальная среда как объект воздействия на
нее средствами искусства.
Искусствовед подготовлен к следующим видам профессиональной
деятельности:
научно-исследовательская работа в сфере теории и истории
изобразительных искусств;
работа в области художественного образования;
художественная критика;
научно-исследовательская работа в области реставрации и
консервации художественных произведений;
музейная и выставочная деятельность;
работа в творческих союзах и объединениях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника по
специальности 052100 История и теория изобразительного искусства.
Выпускники подготовлены для продолжения образования в
аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 052100 История и
теория изобразительного искусства проводятся вступительные
экзамены по истории искусства, предшествующие государственным
экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности 052100
История и теория изобразительного искусства
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника
по специальности 052100 История и теория изобразительного
искусства разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки искусствоведа, к условиям ее
реализации и срокам освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки
искусствоведа состоит из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки
искусствоведа должна предусматривать изучение студентом следующих
циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации:
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины
(по специальностям культуры и искусства дисциплины данного цикла
стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы
могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы).
Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах
философии, а также, с учетом профиля подготовки специалиста, в
циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки искусствоведа должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 052100
История и теория изобразительного искусства
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные особенности ¦ ¦
¦ ¦научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 года. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время.¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения и¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория, основные¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦4420 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4220 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Всеобщая история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического сознания.¦ ¦
¦ ¦Типы культуры и цивилизации древности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия человека и природной среды в ¦ ¦
¦ ¦древних обществах. История Древнего мира. Место ¦ ¦
¦ ¦Средневековья во всемирно-историческом процессе.¦ ¦
¦ ¦Проблема национальных государств в Западной ¦ ¦
¦ ¦Европе. Начало Нового времени и проблема ¦ ¦
¦ ¦формирования целостной европейской цивилизации. ¦ ¦
¦ ¦XVIII в. в западноевропейской и ¦ ¦
¦ ¦североамериканской истории. Духовный мир ¦ ¦
¦ ¦человека на пороге перехода к индустриальному ¦ ¦
¦ ¦обществу. Основные тенденции развития всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории в XIX в. Место XX в. во всемирно- ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе. Новый уровень ¦ ¦
¦ ¦исторического синтеза. Эволюция менталитета ¦ ¦
¦ ¦человека в Западной Европе и других регионах ¦ ¦
¦ ¦мира ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦История искусства и архитектуры Древнего мира ¦ ¦
¦ ¦Происхождение искусства и его ранние формы. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего Востока: Египет и Передняя ¦ ¦
¦ ¦Азия. Искусство и архитектура Древней Греции, ¦ ¦
¦ ¦этрусков и Древнего Рима. Раннее христианское ¦ ¦
¦ ¦искусство ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦История зарубежного искусства и архитектуры ¦ ¦
¦ ¦История искусства Византии и ¦ ¦
¦ ¦западноевропейского Средневековья. Искусство ¦ ¦
¦ ¦Возрождения и Нового времени. Художественная ¦ ¦
¦ ¦культура Запада XX в. - основные течения и ¦ ¦
¦ ¦направления. Тенденции и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦современной западной художественной культуры ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦История русского искусства и архитектуры ¦ ¦
¦ ¦Древнерусское искусство. Русское искусство ¦ ¦
¦ ¦XVIII в. и его место в общеевропейской ¦ ¦
¦ ¦художественной культуре. Стилистические ¦ ¦
¦ ¦направления в русском искусстве XIX века. ¦ ¦
¦ ¦Искусство второй пол. XIX в. Русское искусство ¦ ¦
¦ ¦рубежа XIX - XX вв. на фоне европейской ¦ ¦
¦ ¦художественной жизни этого периода ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦История русского искусства и архитектуры XX в. ¦ ¦
¦ ¦Становление и этапы развития отечественного ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства первой пол. XX в. ¦ ¦
¦ ¦Своеобразие творчества русских художников ¦ ¦
¦ ¦второй пол. XX столетия. Основные тенденции в ¦ ¦
¦ ¦развитии современного российского искусства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Народное искусство ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы формообразования и стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности отечественного народного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Народные промыслы. ¦ ¦
¦ ¦Специфика народного искусства и многообразие его¦ ¦
¦ ¦видов. Значение народного творчества для ¦ ¦
¦ ¦развития отечественной культуры. Древнерусское ¦ ¦
¦ ¦художественное ремесло: художественная обработка¦ ¦
¦ ¦дерева и металла, резьба по кости. Керамика. ¦ ¦
¦ ¦Ювелирное дело. Шитье, ткани, вышивка. ¦ ¦
¦ ¦Художественные промыслы XIX и XX веков ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦История декоративно-прикладного искусства ¦ ¦
¦ ¦Основные виды и техники декоративно-прикладного ¦ ¦
¦ ¦искусства. История развития декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства в России и за рубежом. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы стиля. Периодизация развития ¦ ¦
¦ ¦декоративно-прикладного искусства, история и ¦ ¦
¦ ¦методы его изучения. Западноевропейское ¦ ¦
¦ ¦прикладное искусство Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, XVII - XVIII, XIX вв. Русское ¦ ¦
¦ ¦декоративно-прикладное искусство, его генезис и ¦ ¦
¦ ¦специфические особенности развития. Проблема ¦ ¦
¦ ¦разделения русского декоративно-прикладного ¦ ¦
¦ ¦искусства на промышленное и народное. Русская ¦ ¦
¦ ¦художественная промышленность XX века ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦История отечественной и зарубежной литературы ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития литературы от ¦ ¦
¦ ¦Античности до начала XX в. в Европе, России, ¦ ¦
¦ ¦Америке. Древнерусская литература XI - XVII вв. ¦ ¦
¦ ¦Русская литература XVIII - XIX вв. История ¦ ¦
¦ ¦русской литературы XX века. Зарубежная ¦ ¦
¦ ¦литература Античности, Средних веков, ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, XVII - XVIII вв. ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Введение в изучение изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия и терминология ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства. Виды и жанры ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства. Живопись, графика, ¦ ¦
¦ ¦скульптура, архитектура, декоративно-прикладное ¦ ¦
¦ ¦искусство. Художественно-образные возможности ¦ ¦
¦ ¦различных видов художественных техник и ¦ ¦
¦ ¦материалов. Описание и анализ памятников ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Эстетика как учение о выразительной форме. ¦ ¦
¦ ¦Эстетические ценности и категории. Эстетика как ¦ ¦
¦ ¦общая теория искусств. Эстетика изобразительного¦ ¦
¦ ¦искусства. Эстетические проблемы композиции в ¦ ¦
¦ ¦изобразительном искусстве. Гармоническая ¦ ¦
¦ ¦целостность как главный принцип композиции. ¦ ¦
¦ ¦Эстетическая функция основных принципов и ¦ ¦
¦ ¦приемов композиции, стилевые особенности ¦ ¦
¦ ¦композиции. ¦ ¦
¦ ¦История эстетических учений. Описание и анализ ¦ ¦
¦ ¦наиболее значимых эстетических идей с древнейших¦ ¦
¦ ¦времен до наших дней ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦1470 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01 ¦Теория и история художественной критики ¦ ¦
¦ ¦Предмет художественной критики и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦ее развития в России и за рубежом. Семинар по ¦ ¦
¦ ¦художественной критике. Рецензирование ¦ ¦
¦ ¦художественных выставок и анализ ¦ ¦
¦ ¦специализированной искусствоведческой литературы¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02 ¦История искусства зарубежного Востока ¦ ¦
¦ ¦Искусство мусульманских стран. Искусство стран ¦ ¦
¦ ¦Дальнего Востока с древних времен до конца XX ¦ ¦
¦ ¦в. Зарубежный Восток в Средние века: Арабский ¦ ¦
¦ ¦Восток, Малая Азия, Османская Турция - ¦ ¦
¦ ¦архитектура, миниатюра, художественное ремесло. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Индии и Юго-Восточной Азии. Искусство ¦ ¦
¦ ¦Дальнего Востока: Китай, Корея, Япония. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Зарубежного Востока XIX - XX вв.: ¦ ¦
¦ ¦Египет, Ирак, Сирия, Иран, Афганистан, Турция. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Индии, Цейлона, Вьетнама, Пакистана, ¦ ¦
¦ ¦Китая, Монголии, Кореи, Японии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.03 ¦История искусства стран Восточной Европы ¦ ¦
¦ ¦Этапы художественного развития стран Балканского¦ ¦
¦ ¦полуострова, Румынии, Венгрии, Чехии и др. ¦ ¦
¦ ¦Обсуждение выставок изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦восточноевропейских стран, рецензирование ¦ ¦
¦ ¦статей и монографий ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.04 ¦История материальной культуры ¦ ¦
¦ ¦Культура первобытного общества; история ¦ ¦
¦ ¦предметного мира Древнего Египта, античной ¦ ¦
¦ ¦Греции и Рима; предметная культура Востока ¦ ¦
¦ ¦(Китай, Индия и др.). ¦ ¦
¦ ¦Предметный мир Средневековья и эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦Новое время; становление научно-технического ¦ ¦
¦ ¦прогресса; предметный мир и промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; новые технологии и материалы; ¦ ¦
¦ ¦Европа и Америка, всемирные промышленные ¦ ¦
¦ ¦выставки и их влияние на формирование ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦XX век. Влияние научно-технических достижений на¦ ¦
¦ ¦развитие предметного мира. Культура второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦предметного мира ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.05 ¦Редакционно-издательское дело ¦ ¦
¦ ¦Основы редакторской работы. Принципы ¦ ¦
¦ ¦макетирования книги. Работа в типографии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.06 ¦Рисунок и живопись ¦ ¦
¦ ¦Овладение навыками рисунка с гипсовой модели, ¦ ¦
¦ ¦натуры. Основные приемы работы в технике ¦ ¦
¦ ¦акварели и масляной живописи ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.07 ¦Основы археологии ¦ ¦
¦ ¦Предмет археологии как науки. Разделы ¦ ¦
¦ ¦археологии, ее специфические особенности. Связь ¦ ¦
¦ ¦археологии с другими отраслями знаний. Объекты, ¦ ¦
¦ ¦методы и основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦археологических исследований. Развитие ¦ ¦
¦ ¦археологии в России. Археология первобытного ¦ ¦
¦ ¦общества, Древнего Востока, Античности. ¦ ¦
¦ ¦Значение археологии для искусствоведения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.08 ¦Основы музейного дела ¦ ¦
¦ ¦Возникновение музеев. Развитие музейного дела в ¦ ¦
¦ ¦России XVI - XX вв. Классификация музеев. ¦ ¦
¦ ¦Профильные группы музеев: исторические, ¦ ¦
¦ ¦литературные, художественные, мемориальные, ¦ ¦
¦ ¦историко-архитектурные и др. Музейные ¦ ¦
¦ ¦объединения. Музеи-заповедники. Учет и хранение ¦ ¦
¦ ¦музейных ценностей. Основы комплектования ¦ ¦
¦ ¦фондов. Порядок учетно-хранительской работы. ¦ ¦
¦ ¦Экспозиционная работа в музее. ¦ ¦
¦ ¦Научно-просветительская работа музеев. Охрана ¦ ¦
¦ ¦памятников. История культуры ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.09 ¦Основы архивного дела ¦ ¦
¦ ¦Ведение работы в архивах. Определение архива. ¦ ¦
¦ ¦Исторические сведения об архивах. Архивное дело ¦ ¦
¦ ¦в России и зарубежных странах. Международные ¦ ¦
¦ ¦организации архивного дела. Современная система ¦ ¦
¦ ¦архивов в России. Архивы главных учреждений ¦ ¦
¦ ¦науки и культуры. Технические средства ¦ ¦
¦ ¦современных архивов. Работа в архивах, поиск ¦ ¦
¦ ¦вспомогательного материала ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДС.00 ¦Дисциплина специализации ¦300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ ¦В том числе "Военная подготовка" ¦450 ¦
¦ ¦либо "ОБЖ" ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦8440 ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности 052100
История и теория изобразительного искусства
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки искусствоведа при очной форме обучения составляет 260
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, -
158 недель;
- практики - 32 недели;
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и
защиту выпускной квалификационной работы, - 20 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 50
недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, а
также в случае сочетания различных форм обучения сроки освоения
основной образовательной программы подготовки искусствоведа по
очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличиваются
вузом до 1 года относительно нормативного срока, установленного п.
1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, но не более 36
часов аудиторных занятий в среднем за все годы теоретического
обучения (не считая часов, отводимых на "Физическую культуру" и
"Факультативы").
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 052100 История и теория
изобразительного искусства
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки искусствоведа
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу для подготовки
выпускника по специальности 052100 История и теория
изобразительного искусства с присвоением квалификации, указанной в
пункте 1.2, на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентами.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
Специализации предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях
деятельности по профилю данной специальности.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"
или "зачтено", "не зачтено").
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
перераспределять время, рекомендованное для дисциплин примерным
учебным планом, утвержденным Минобразованием России, между
отдельными дисциплинами в пределах цикла при условии сохранения
общей направленности образовательной деятельности;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин
"Иностранный язык" (в объеме 340 часов), "Физическую культуру" (в
объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию".
Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению
вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы
при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина
является частью подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля
подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при
очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания
студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
устанавливать наименование специализаций (по согласованию с
УМО), перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а
также форму контроля их освоения студентом;
реализовывать основную образовательную программу подготовки
искусствоведа в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих
среднее профессиональное образование соответствующего профиля или
высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится
на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных
на предыдущем этапе профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять не менее двух лет.
Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по
специальности 052100 История и теория изобразительного искусства с
присвоением квалификации, указанной в п. 1.2
6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной,
научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень (почетное
звание работника искусств, работника культуры) и/или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному
обеспечению учебного процесса по специальности 052100 История и
теория изобразительного искусства с присвоением квалификации,
указанной в пункте 1.2
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основных
образовательных программ, к методическим пособиям, фондам учебной
литературы, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и
мультимедийными материалами.
Перечень профессионально важной учебной, методической, научной
и периодической литературы указывается в утверждаемых в
Минобразовании России примерных учебных программах по дисциплинам,
зафиксированным в настоящем ГОС.
Необходимое количество общепрофессиональной и специальной, а
также учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам
общегуманитарного и социально-экономического цикла должно
определяться соотношением 0,5 издания на 1 студента.
Информация о новых наименованиях обязательной и дополнительной
литературы содержится в УМО по дизайну и изобразительным
искусствам (базовый вуз - МГХПУ им. С.Г. Строганова).
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса по специальности 052100 История и теория изобразительного
искусства с присвоением квалификации "Искусствовед"
Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки
выпускников по специальности 052100 История и теория
изобразительного искусства, должен располагать материально-
технической базой, соответствующей действующим санитарно-
техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, научно-исследовательской и творческой работы
студентов, предусмотренных учебным планом вуза.
6.5. Требования к организации практик
Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки
дипломированного специалиста по специальности 052100 История и
теория изобразительного искусства, как правило, проводит следующие
виды практик:
- ознакомительную практику, имеющую целью реальное изучение
культурного наследия;
- учебно-творческую практику;
- обмерно-археологическую, организуемую либо отдельно, либо в
качестве составной части других видов практик;
- музейную;
- редакционно-издательскую;
- преддипломную практику.
Формой итогового контроля за работой студентов на практике
является экзамен (зачет).
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 052100 История и теория
изобразительного искусства
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации
выпускника
7.1.1. Итоговая государственная аттестация по специальности
052100 История и теория изобразительного искусства включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе
выпускника.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа искусствоведа
представляет собой законченную исследовательскую работу,
содержание которой связано с историей мировой художественной
культуры.
В данной работе выпускник должен продемонстрировать следующее:
- навыки научной и методической работы;
- владение знаниями о содержании специальной литературы,
архивных и других источников информации, как по профилю своего
вида искусства, так и в смежных областях художественного
творчества;
- знание основных этапов и закономерностей развития искусства.
Тематика и объем дипломной работы определяются выпускающей
кафедрой вуза (либо другим структурным подразделением вуза).
7.1.3. Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен может проводиться по истории и теории
изобразительного искусства. В ходе экзамена выпускник должен
продемонстрировать следующее:
- умение ориентироваться в основных вопросах, касающихся
определенных направлений искусствознания, стилей и эпох развития
изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры,
а также основных произведений, фактов, художественных школ и
отдельных мастеров;
- знания в области теории изобразительного искусства, живописи,
рисунка, композиции, в области создания скульптурных и графических
произведений.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Выпускник должен уметь профессионально решать задачи,
соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта:
в области гуманитарного и социально-экономического знания:
- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь
применять их в своей профессиональной деятельности;
по общепрофессиональным дисциплинам:
- ориентироваться в специальной литературе по истории и теории
изобразительного искусства;
- обладать знаниями основных закономерностей развития
искусства;
- понимать специфику изобразительно-выразительных средств
различных видов искусства;
- знать основные периоды исторического развития изобразительных
искусств, основные стилевые направления;
по специальным дисциплинам:
- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями,
необходимыми искусствоведу;
- уметь анализировать произведения в различных видах искусства;
иметь представления о творческих процессах создания
художественных произведений;
- иметь навыки научно-исследовательской работы в области
истории изобразительных искусств.
Составители:
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения.
|