ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2003 г. N СС/270
О ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Территориальное землеустройство является обязательным
комплексом мероприятий по образованию новых и упорядочению
существующих земельных участков и установлению их границ на
местности. При проведении территориального землеустройства
необходимо понимать, что для государства важен сам факт наличия
земельного участка, его местоположение, правовой режим, площадь и
другие сведения о земельном участке, описывающие его, прежде
всего, как объект налогообложения. Поэтому источниками сведений о
земельном участке (местоположение, площадь, границы земельного
участка) как об объекте налогообложения могут быть и материалы
межевания, и картографический материал, численный масштаб которого
позволяет идентифицировать местоположение и границы земельного
участка.
Задачей территориального землеустройства является обеспечение
идентификации местоположения и границ земельного участка на
местности с целью защиты прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков. Надежность идентификации местоположения и границ
земельного участка на местности в значительной степени зависит от
точности сведений о местоположении и границах земельного участка,
получаемых при проведении землеустройства. Наиболее точно границы
описываются на основе материалов межевания земельного участка и с
меньшей точностью - на основе картографических материалов или
материалов дистанционного зондирования. Учитывая, что речь идет о
гарантиях прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков, то соответственно они вправе сами выбирать: более
дорогие работы - межевание и точное описание границ земельных
участков или менее дорогие работы и менее точные - на основе
картографических материалов или материалов дистанционного
зондирования. При этом заказчик землеустройства принимает на себя
ответственность за точность идентификации границ земельного
участка, в рамках которой будут гарантироваться его права как
правообладателя земельного участка. Однако здесь следует отметить,
что межевание земельного участка как мероприятие по установлению
на местности границ земельных участков является необходимым и
обязательным в том случае, если без его проведения невозможно
идентифицировать положение земельного участка и его границ на
местности, а следовательно невозможно его использование без
нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.
Вышесказанное закреплено в положениях статьи 20 Федерального
закона "О землеустройстве", которыми определено, что карта (план)
объекта землеустройства (в том числе земельного участка)
составляется с использованием сведений государственного земельного
кадастра, имеющегося картографического материала, материалов
дистанционного зондирования, а также по данным измерений,
полученных при съемке объектов землеустройства на местности или
при его межевании. Карта (план) объекта землеустройства
составляется как при образовании новых и упорядочении существующих
объектов землеустройства на основе имеющегося картографического
материала или материалов дистанционного зондирования, так и при
межевании объектов землеустройства на основе измерений на
местности.
Исходя из вышеизложенного, к землеустроительной документации,
на основании которой могут оформляться документы о межевании,
представляемые в органы кадастрового учета, относятся:
- материалы межевания земельных участков и составленная на их
основе карта (план) земельного участка;
- карта (план) земельного участка, составленная на основе
проекта территориального землеустройства и (или) имеющегося
картографического материала или материалов дистанционного
зондирования;
- материалы инвентаризации земель, утвержденные
Росземкадастром или его территориальными органами;
- проект границ земельного участка (проект территориального
землеустройства) при проведении землеустройства с целью
разграничения государственной собственности на землю.
Технические условия и требования проведения территориального
землеустройства изложены в Методических рекомендациях по
проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении
существующих объектов землеустройства и Методических рекомендациях
по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных
Росземкадастром 17.02.2003, Методических указаниях по проведению
землеустройства и подготовке документов для проведения
государственного кадастрового учета земельных участков при
разграничении государственной собственности на землю, утвержденных
Росземкадастром 02.07.2002, и дополнительному утверждению
территориальными органами Росземкадастра не подлежат. Выдача
технических условий и требований на проведение территориального
землеустройства должна осуществляться путем размещения указанных
документов на стендах по месту выдачи кадастровых планов земельных
участков для проведения территориального землеустройства, а также
в рай(гор)комземах.
Следует обратить особое внимание на то, что проведение
территориального землеустройства не допускается без получения
кадастровых планов земельных участков, из которых образуются новые
участки или сведения о которых уточняются при межевании.
Руководитель
С.И.САЙ
|