ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2003 г. N 4
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 25.04.2002 N 451)
В связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве,
Закон) и в целях правильного и единообразного применения его
положений арбитражными судами Пленум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
1. Согласно пункту 1 статьи 231 Закона о банкротстве настоящий
Закон вступил в силу (за исключением пункта 3 статьи 231, абзаца
одиннадцатого пункта 4 статьи 29 и параграфа 6 главы IX)
с 03.12.2002.
Пункт 3 статьи 231 Закона о банкротстве, устанавливающий
компетенцию регулирующего органа в отношении арбитражных
управляющих, не являющихся членами одной из саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих, вступил в силу с 02.11.2002.
Параграф 6 главы IX настоящего Закона, посвященный банкротству
субъектов естественных монополий, вступает в силу с 01.01.2005.
2. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие
настоящего Закона распространяется на все юридические лица,
за исключением казенных предприятий, учреждений, политических
партий и религиозных организаций.
Таким образом, с 03.12.2002 дела о признании несостоятельными
(банкротами) соответствующих юридических лиц подведомственны
арбитражным судам (далее - судам).
3. Согласно пункту 4 статьи 231 Закона о банкротстве в течение
года с момента вступления настоящего Закона в силу судом могут
быть утверждены арбитражными управляющими лица, не сдавшие
теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных
управляющих, не прошедшие соответствующую стажировку и не
являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих, при условии, что они ранее имели лицензии
арбитражных управляющих, которые не были отозваны или
аннулированы, а также застраховали свою ответственность согласно
пункту 8 статьи 20 Закона о банкротстве.
С учетом положений пункта 4 статьи 45 Закона о банкротстве
с момента вступления в силу настоящего Закона судом не могут быть
утверждены арбитражные управляющие, указанные в пункте 6 статьи
20 Закона о банкротстве, а также арбитражные управляющие,
не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 20 Закона
о банкротстве.
4. При оценке соответствия кандидатуры арбитражного
управляющего требованиям закона с целью его утверждения в качестве
соответствующего управляющего судам следует исходить из того, что
установленный абзацем третьим пункта 4 статьи 231 Закона
о банкротстве годичный срок стажа может и не представлять собой
непрерывный срок деятельности в качестве соответствующего
арбитражного управляющего, а складываться из отдельных менее
продолжительных сроков.
В случае исполнения обязанностей арбитражного управляющего
(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 25.04.2002 N 451)
одновременно в отношении двух или нескольких должников срок
деятельности в качестве арбитражного управляющего не может
складываться из соответствующих одновременных периодов
деятельности такого арбитражного управляющего.
5. При наличии отвода в отношении кандидатуры арбитражного
управляющего такой арбитражный управляющий судом не может быть
утвержден (абзац четвертый пункта 5 статьи 231 Закона
о банкротстве). Отводы кандидатуре арбитражного управляющего
заявляются в процессе судебного заседания по рассмотрению вопроса
о его утверждении. В протоколе судебного заседания указывается
о заявленных отводах.
О назначении судебного заседания, в ходе которого должен быть
утвержден арбитражный управляющий, суду следует уведомить
соответствующее территориальное подразделение регулирующего органа
для реализации им права на мотивированный отвод предложенных
кандидатур арбитражных управляющих (абзац третий пункта 5 статьи
231 Закона о банкротстве).
В тех случаях, когда в соответствии с абзацем третьим пункта
5 статьи 231 Закона о банкротстве для утверждения суду
представляются три кандидатуры арбитражного управляющего,
а руководитель должника отстранен от должности согласно
Федеральному закону от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 08.01.98), право
на отвод одной из кандидатур арбитражного управляющего реализуется
представителем учредителей (участников) должника либо
представителем собственника имущества должника - унитарного
предприятия.
6. В соответствии с пунктом 6 статьи 231 Закона о банкротстве
с 03.12.2002 судам при рассмотрении соответствующих вопросов в
делах о банкротстве следует учитывать, что опубликование сведений,
которые согласно настоящему Закону подлежат опубликованию,
надлежит производить в "Российской газете", а после определения
Правительством Российской Федерации официального издания - в этом
издании. При этом публикации в указанных изданиях осуществляются
как по делам, по которым подлежит применению Закон о банкротстве,
так и по делам, по которым подлежит применению Федеральный закон
от 08.01.98.
7. Если судом разрешается вопрос о введении соответствующей
процедуры банкротства по делам, возбужденным до вступления в силу
Закона о банкротстве, то Федеральный закон от 08.01.98 не подлежит
применению при условии, что по таким делам ранее уже вводилась
какая-либо процедура банкротства. Однако при введении в таких
случаях процедуры конкурсного производства в силу специальной
нормы закона (пункт 3 статьи 233 Закона о банкротстве) применению
подлежит Федеральный закон от 08.01.98, включая положения
об очередности удовлетворения требований кредиторов и правовом
положении залогодержателя. При этом следует учитывать, что
поскольку по делам о несостоятельности отсутствующего должника,
возбужденным до 03.12.2002, по которым не принято решение, никаких
процедур банкротства не вводилось, а также по любым другим делам
о несостоятельности, по которым до указанной даты не введено
какой-либо процедуры банкротства, применению подлежит Закон
о банкротстве.
По смыслу пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве при
отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего
должника заявления о признании такого должника банкротом судом
возвращаются; дела о признании банкротом отсутствующих должников,
возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве, по которым
не принято решение о признании этого должника банкротом, подлежат
прекращению производством.
8. Закон о банкротстве изменил, в частности, правовое
положение залоговых кредиторов и очередность удовлетворения
требований кредиторов. Изменение очередности удовлетворения
требований кредиторов при несостоятельности должника
не затрагивает установленную пунктом 1 статьи 64 Гражданского
кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения требований
при ликвидации юридических лиц, не связанной с банкротством.
При рассмотрении дел о несостоятельности кредитных организаций
следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 49 Федерального
закона от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" за счет имущества кредитной организации,
составляющего конкурсную массу, в первую очередь удовлетворяются
требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной
организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада
и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед
которыми кредитная организация несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью.
9. В тех случаях, когда производство по делу возбуждено
до вступления в силу Закона о банкротстве и после вступления
настоящего Закона в силу вводилось финансовое оздоровление и (или)
внешнее управление, дальнейшее рассмотрение дела после окончания
процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления
осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
10. По смыслу пунктов 4 и 5 статьи 233 Закона о банкротстве
при необходимости утверждения арбитражного управляющего
в процедурах банкротства, введенных на основании Федерального
закона от 08.01.98, арбитражный управляющий утверждается согласно
положениям настоящего Закона, в частности статьи 231.
11. Положения пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве
распространяются только на те обязательства, которые возникли
до принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 4 Закона
о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных
платежей определяются на дату подачи в суд заявления о признании
должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Данная норма применима к требованиям тех лиц, которые
обратились в суд с заявлением о признании должника банкротом
(статья 42 Закона о банкротстве).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве
состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей,
возникших до принятия судом заявления о признании должника
банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления и до
принятия решения о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства, определяются на дату введения каждой
процедуры банкротства, следующей после наступления срока
исполнения соответствующего обязательства.
При применении этой нормы судам следует иметь в виду, что она
не распространяется на случаи определения состава и размера
текущих платежей (статья 5 Закона о банкротстве).
Состав и размер требований, указанных в заявлениях о признании
должника банкротом, поступивших в суд после назначения заседания
по рассмотрению обоснованности требований первого заявителя (пункт
8 статьи 42 Закона о банкротстве), определяются на дату подачи
в суд таких заявлений.
Состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе
процедуры наблюдения (статья 71 Закона о банкротстве),
определяются на дату введения процедуры наблюдения.
Порядок определения состава и размера требований,
установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 4 Закона
о банкротстве, распространяется на требования, срок исполнения
которых наступил до введения процедуры наблюдения, на стадии
наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления
и заявленных в последующих процедурах банкротства. При этом состав
и размер требований по денежным обязательствам и обязательным
платежам, возникших до принятия заявления о признании должника
банкротом и заявленных после открытия конкурсного производства,
во всех случаях определяются на дату открытия конкурсного
производства (абзац третий пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве)
независимо от срока исполнения денежного обязательства
и обязательств по уплате обязательных платежей.
Если срок исполнения по денежному обязательству или
обязательному платежу наступил до введения процедуры наблюдения,
а требование заявлено в ходе проведения процедуры финансового
оздоровления или внешнего управления, то состав и размер такого
обязательства или обязательного платежа определяются на дату
введения процедуры наблюдения. Если срок исполнения
по обязательству или обязательному платежу наступил в период
наблюдения, а требование заявлено в период финансового
оздоровления или внешнего управления, то состав и размер такого
обязательства или обязательного платежа определяются на дату
введения процедуры финансового оздоровления или внешнего
управления.
При введении внешнего управления после финансового
оздоровления (статья 92 Закона о банкротстве) судам следует
учитывать, что если срок исполнения по обязательству или
обязательному платежу наступил в период финансового оздоровления,
а требование заявлено в период внешнего управления, то состав
и размер такого обязательства или обязательного платежа
определяются на дату введения внешнего управления.
12. Согласно пункту 8 статьи 20 Закона о банкротстве
арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его
утверждения судом должен дополнительно застраховать свою
ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим
в деле о банкротстве.
Непредставление арбитражным управляющим в суд соответствующего
документа о дополнительном страховании в течение десяти дней
с даты его утверждения может служить основанием для рассмотрения
в судебном заседании вопроса о его отстранении по ходатайству лиц,
участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих
в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или по инициативе
суда.
Арбитражный управляющий извещается судом о месте и дате
рассмотрения вопроса о его отстранении.
13. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона о банкротстве
подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству
проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее
- АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить
следующие действия: провести судебное заседание по проверке
обоснованности требований заявителя к должнику (статья 48 Закона
о банкротстве); рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц,
участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность
требований кредиторов в порядке, определенном статьей 71 Закона
о банкротстве (пункт 2 статьи 50 Закона о банкротстве). Кроме
того, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве,
может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного
или преднамеренного банкротства, принять меры для примирения
сторон (пункт 4 статьи 50 Закона о банкротстве).
14. Поскольку согласно пункту 1 статьи 52 Закона о банкротстве
указанные в нем судебные акты принимаются судом по результатам
рассмотрения дел о банкротстве, то есть этими судебными актами
дела о банкротстве заканчиваются по существу, к обжалованию таких
судебных актов часть 3 статьи 223 АПК РФ и статья 61 Закона
о банкротстве не применяются. Все поименованные в пункте 1 статьи
52 Закона о банкротстве судебные акты пересматриваются по общим
правилам раздела VI АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 223 АПК РФ определения,
которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел
о банкротстве и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными
федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства, отдельно
от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной
инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. В таком
же порядке обжалуются определения, предусмотренные пунктом
1 статьи 61 Закона о банкротстве. При этом судам следует иметь
в виду, что данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру
указанных определений в кассационном и надзорном порядках, а также
по вновь открывшимся обстоятельствам.
Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках
дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении
которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть
обжалованы в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней
со дня их вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд
апелляционной инстанции в течение четырнадцати дней принимает
постановление, которое является окончательным (пункт 3 статьи
61 Закона о банкротстве). В таком же порядке в силу прямого
указания настоящего Закона обжалуются определение о признании
недействительным решения собрания кредиторов или об отказе
в признании недействительным решения собрания кредиторов (пункт
5 статьи 15 Закона о банкротстве); определение о продлении срока
внешнего управления (пункт 2 статьи 93 настоящего Закона);
определение о продлении срока конкурсного производства (пункт
3 статьи 124 Закона).
15. По смыслу пункта 2 статьи 61 Закона о банкротстве при
обжаловании определений, устанавливающих размер требований
кредиторов, арбитражный суд, вынесший определение, направляет
в вышестоящие судебные инстанции в порядке, предусмотренном АПК
РФ, только те материалы дела о банкротстве, которые
непосредственно относятся к спору должника и кредитора
(кредиторов) об установлении обоснованности, размера и очередности
требований.
Такой же порядок применяется в случаях обжалования определения
о признании недействительным решения собрания конкурсных
кредиторов или об отказе в признании недействительным решения
собрания кредиторов (пункт 5 статьи 15 Закона о банкротстве);
определения о рассмотрении спора между лицами, предоставившими
обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии
с графиком погашения задолженности, и административным
управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами
(пункт 5 статьи 89 настоящего Закона); определения о признании
недействительным полностью или частично плана внешнего управления
(пункт 6 статьи 107 Закона); определения о рассмотрении
разногласий между конкурсным управляющим и органом местного
самоуправления по договору о передаче социально значимых объектов
в муниципальную собственность (пункт 8 статьи 132 Закона);
определения о понуждении органа местного самоуправления к принятию
социально значимых объектов (пункт 9 статьи 132 Закона);
определения о разрешении разногласий о порядке, сроках и условиях
продажи имущества должника (пункт 2 статьи 139 Закона);
определения о разрешении разногласий по вопросу согласования
порядка продажи прав требования должника (пункт 3 статьи 140
Закона); определения о понуждении органа местного самоуправления
к принятию имущества, которое предлагалось к продаже, но не было
продано, и о правах на которое не было заявлено учредителями
(участниками) должника или собственником имущества должника
- унитарного предприятия (пункт 3 статьи 148 Закона
о банкротстве).
16. По смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве
по истечении установленного годичного срока конкурсное
производство может быть продлено судом в исключительных случаях
с целью завершения конкурсного производства по мотивированному
ходатайству конкурсного управляющего. Вопрос о продлении
конкурсного производства рассматривается в судебном заседании.
17. В соответствии с пунктом 2 статьи 190 Закона о банкротстве
перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе
организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым
применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы
IX настоящего Закона, утверждается Правительством Российской
Федерации и подлежит обязательному опубликованию. До опубликования
этого перечня нормы Закона о банкротстве, устанавливающие
особенности несостоятельности стратегических предприятий
и организаций, применяются к тем юридическим лицам, которые
соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 190 Закона
о банкротстве.
18. Если мировое соглашение заключается в ходе процедуры
банкротства, введенной в соответствии с Федеральным законом
от 08.01.98, то исходя из смысла пункта 3 статьи 233 Закона
о банкротстве при утверждении мирового соглашения суду надлежит
проверить соблюдение процедуры заключения данного мирового
соглашения, а также соответствие его содержания требованиям,
установленным в главе VIII настоящего Закона. В частности,
не может быть утверждено мировое соглашение, при заключении
которого не участвовали уполномоченные органы либо решение
о заключении которого со стороны должника, несмотря на то, что это
требовалось, было принято без согласования с органами управления
должника, а также в других подобных случаях.
19. Если на стадии наблюдения, введенной по ранее
действовавшему закону, полномочия руководителя должника
по определению суда были прекращены и возложены на временного
управляющего, то со стороны должника решение о заключении мирового
соглашения принимает временный управляющий, фактически являющийся
руководителем должника.
20. Порядок и последствия пересмотра определений
об утверждении мировых соглашений, а также основания и последствия
расторжения мировых соглашений устанавливаются Законом
о банкротстве независимо от того обстоятельства, что
соответствующие мировые соглашения утверждались в условиях
действия Федерального закона от 08.01.98.
После вступления в силу Закона о банкротстве к ранее
заключенным мировым соглашениям не могут применяться правила
Федерального закона от 08.01.98, касающиеся признания мировых
соглашений недействительными и их расторжения в отношении
отдельного кредитора.
21. Мировое соглашение, заключенное по правилам Закона
о банкротстве, распространяется только на те требования, которые
включены в реестр требований кредиторов на дату проведения
собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового
соглашения (пункт 6 статьи 151, пункт 6 статьи 152, пункт 4 статьи
153, пункт 4 статьи 154 Закона).
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования
которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим
платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои
требования после утверждения мирового соглашения и прекращения
производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем
порядке.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда РФ
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего
Арбитражного Суда РФ
А.С.КОЗЛОВА
|