ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2003 г. N КАС03-137
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03.04.2003
гражданское дело по жалобе Растимешина Д.В. о признании
незаконными п. 31 и абзаца 5 пп. 2 п. 45 "Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении", утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с
последующими изменениями) и абзаца 5 пункта 53 и пункта 54
"Типового положения об образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204 по
кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 27
января 2003 года, которому в удовлетворении заявленного требования
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную
жалобу Растимешина Д.В. необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с
изменениями от 14 февраля 1997 г.) утверждено "Типовое положение о
дошкольном образовательном учреждении", в пункте 31 которого
предусмотрено, что взимание платы с родителей за содержание детей
в дошкольном образовательном учреждении производится в
соответствии с законодательством РФ, а в абз. 5 пп. 2 пункта 45
этого же Положения указано на то, что источниками формирования
имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного
учреждения являются также и средства родителей (законных
представителей).
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204
утверждено "Типовое положение об образовательном учреждении для
детей дошкольного и младшего школьного возраста", в абз. 5 пункта
53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила, что и в
указанных выше пунктах "Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении".
Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о
признании этих положений нормативных правовых актов
недействующими, сославшись на несоответствие их федеральному
закону и на нарушение прав и законных интересов заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Растимешин Д.В. ставит вопрос об отмене
судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о
соответствии актов в оспоренной их части требованиям федерального
закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный
Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения
нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону и
другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую
силу.
Так, п. 31, абзац 5 пп. 2 п. 45 "Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении" и соответствующие им абз. 5
п. 53 и пункт 54 "Типового положения об образовательном учреждении
для детей дошкольного и младшего школьного возраста" полностью
соответствуют Постановлению Верховного Совета РФ N 2464-1 от 6
марта 1992 года "Об упорядочении платы за содержание детей в
детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы
этих учреждений", которым установлена предельная величина размера
оплаты родителями стоимости содержания детей в указанных
учреждениях - не более 20% от всех затрат.
В своем решении Верховный Суд РФ обоснованно сослался на то,
что упоминаемая оспоренными положениями нормативных правовых актов
Правительства РФ обязанность родителей по частичной оплате
содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях вовсе не
свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате
образования детей.
Довод в кассационной жалобе о несоответствии оспоренных
положений нормативных актов федеральному закону и Конституции РФ
Кассационная коллегия считает несостоятельным, поскольку ни
федеральным законом, ни Конституцией РФ не предусмотрено
бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных
учреждениях.
По изложенным основаниям нельзя согласиться и с доводом в
кассационной жалобе о наличии противоречий между приведенным выше
Постановлением Верховного Совета РФ - с одной стороны и
федеральным законом и Конституцией РФ - с другой.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на Закон РФ "Об
основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации". Однако и этот закон не содержит норм о бесплатном
содержании детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Никаких оснований для того, чтобы считать неправильным
толкование норм Конституции РФ и Закона РФ "Об образовании",
данное Верховным Судом РФ, не имеется, в связи с чем и этот довод
в кассационной жалобе не может свидетельствовать о незаконности
как судебного решения, так и оспоренных положений нормативных
правовых актов.
О соответствии оспоренных положений актов нормам федерального
закона свидетельствует и указание, содержащееся в п. 9 ст. 50
Закона РФ "Об образовании", согласно которому на основании полного
государственного обеспечения осуществляется содержание в
дошкольных образовательных учреждениях только детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению
не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Растимешина
Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН
|