МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ
В соответствии с Типовым положением о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии в редакции Постановлений
Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288 и от
10.03.2000 N 212 в коррекционном учреждении могут открываться
специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе
для воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо
определяет специфику образовательного процесса в специальных
классах, группах, группах продленного дня для обучающихся,
воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных)
образовательных учреждений.
Сложный дефект - любое сочетание психических и (или)
физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для
обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в
специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее -
коррекционное учреждение) с целью максимально возможной социальной
адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной
самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее -
воспитанников).
2. Специальные классы, группы, группы продленного дня
открываются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом
особенностей воспитанников со сложным дефектом.
3. Количество специальных классов, групп, групп продленного
дня в коррекционном учреждении определяется самим учреждением.
4. В специальный класс, группу, группу продленного дня
коррекционного учреждения принимаются воспитанники школьного
возраста.
5. Направление детей в специальный класс, группу, группу
продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органами
управления образованием только с согласия родителей (законных
представителей) на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии.
6. В специальный класс, группу, группу продленного дня
коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия
родителей (законных представителей) на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные классы,
группы, группы продленного дня коррекционного учреждения
комплектуются по мере выявления таких воспитанников в ходе
психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях
образовательного процесса.
7. Перевод воспитанников из специального класса, группы,
группы продленного дня в класс, группу, группу продленного дня
коррекционного учреждения осуществляется органом самоуправления
учреждения.
8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп
продленного дня коррекционного учреждения - 5 человек. При наличии
необходимых условий и средств возможно комплектование классов с
меньшей наполняемостью.
В специальном классе, группе, группе продленного дня
коррекционного учреждения должно быть не менее трех воспитанников,
способных самостоятельно передвигаться и частично обслуживать
себя.
9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе
продленного дня коррекционного учреждения определяется
образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой на базе образовательной программы (образовательных
программ) данного учреждения с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей воспитанников,
принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением
самостоятельно. При разработке образовательной программы
(образовательных программ) специальных классов, групп, групп
продленного дня могут быть использованы образовательные программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.
10. Содержание образования в специальных классах, группах,
группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на
решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и
ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой
деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующим
психофизическим возможностям воспитанников;
- овладение доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных
классах, группах, группах продленного дня коррекционного
учреждения регламентируется учебным планом, годовым календарным
графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности
психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и
разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением
самостоятельно.
12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных
программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп
продленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и
определены в зависимости от индивидуальных возможностей
конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений,
имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном
порядке документ государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации или свидетельство об окончании этого
коррекционного учреждения.
14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков
воспитанников осуществляет учитель-дефектолог в тесном
сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы
продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками
коррекционного учреждения.
15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых
средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном
сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы
продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками
коррекционного учреждения.
16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие
лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники,
имеющие соответствующую квалификацию.
17. Социальную помощь, связь с родителями (законными
представителями), органами социальной защиты, здравоохранения,
занятости населения и другими осуществляет социальный педагог.
18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей
структуре специальные классы, группы, группы продленного дня,
вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя
для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников,
оказания им помощи по обслуживанию себя.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
|