ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2003 года
Дело N 58-Г03-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2003 г. по
кассационной жалобе правительства Хабаровского края на решение
Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 г. дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании недействующими пунктов
2.4, 3.8 (в части) Порядка предоставления субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг в Хабаровском крае, утвержденного
постановлением главы администрации Хабаровского края от 03.08.2000
N 286 (в редакции постановлений главы администрации Хабаровского
края от 22.08.2000 N 303, от 16.04.2001 N 134, от 23.08.2001 N
359, от 17.09.2001 N 406).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения представителя правительства Хабаровского
края Владимирова В.П. (доверенность от 25.01.2002 N 525),
объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
постановлением главы администрации Хабаровского края N 286 от 3
августа 2000 г. (в редакции постановлений главы администрации
Хабаровского края от 22.08.2000 N 303, от 16.04.2001 N 134, от
23.08.2001 N 359, от 17.09.2001 N 406) был утвержден "Порядок
предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в
Хабаровском крае", пунктами 2.4 и 3.8 которого установлены
ограничения для граждан в получении субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг в зависимости от наличия у них задолженности по
оплате коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.4 порядка на граждан, претендующих на
получение субсидий и имеющих задолженность по оплате жилищно-
коммунальных услуг свыше одного месяца, возлагается обязанность
погасить задолженность или подписать соглашение о погашении
имеющейся задолженности в течение трех - шести месяцев; согласно
абзацу 2 п. 3.8 одним из оснований приостановления выплаты
субсидии является образование задолженности по оплате за жилищно-
коммунальные услуги.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании частично недействительными указанных пунктов 2.4, 3.8
порядка, ссылаясь на то, что эти нормы противоречат действующему
законодательству: Федеральному закону "О государственной
социальной помощи", Закону РФ "Об основах федеральной жилищной
политики", Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг, утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 02.08.99 N 887, поскольку ограничивают
предоставленные гражданам федеральным законодательством гарантии
на получение жилищно-коммунальных субсидий.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 г.
заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе правительства Хабаровского края поставлен
вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм
материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить
федеральным законам.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-
1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции
Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ,
от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ) органы
государственного управления, местная администрация предоставляют
компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих
льгот и утвержденного бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 2 августа 1999 г.
утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг, которым определены принципы и порядок
предоставления субсидий гражданам.
В соответствии с п. 1 Положения субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг предоставляются гражданам органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья
и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного
минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. При этом
Положение не предусматривает ограничений по предоставлению
субсидий в зависимости от имеющейся у граждан задолженности по
оплате жилищно-коммунальных услуг.
Не установлено таких ограничений и в Федеральном законе от
17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно ст. 10 данного Федерального закона выплата
государственной социальной помощи может быть прекращена
(приостановлена) только по перечисленным в ней основаниям, среди
которых наличие у гражданина задолженности по коммунальным услугам
не предусмотрено.
В решении суда правильно указано на то, что в силу ст. 4 Закона
РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ст. 57 Жилищного
кодекса РСФСР оплата жилья и коммунальных услуг является
обязанностью граждан. Решение вопроса о погашении имеющейся у
граждан задолженности находится в рамках правоотношений,
регламентируемых жилищным и гражданским законодательством, и
должно осуществляться жилищно-коммунальными органами
предусмотренными законодательством методами и формами, не
затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий
социально незащищенным малоимущим гражданам.
Вывод суда о том, что пункт 2.4 и абзац 2 пункта 3.8 Порядка
предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в
Хабаровском крае, утвержденного постановлением главы администрации
Хабаровского края от 3 августа 2000 г. N 286, противоречат
федеральному законодательству, является правильным.
Ссылки в кассационной жалобе правительства Хабаровского края на
противоречие выводов суда Указу Президента Российской Федерации N
425 от 28.04.1997 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" обоснованными быть признаны не могут,
поскольку данным Указом Президента РФ была определена
перспективная концепция построения коммунального хозяйства и его
нормативного регламентирования. В ходе реформ предполагалось
установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную
задолженность по оплате жилья, при их согласии погасить эту
задолженность. Эти нормы Указа фактически реализованы не были, а
право граждан на получение субсидий по оплате жилья установлено
нормами Федеральных законов "Об основах федеральной жилищной
политики" и "О государственной социальной помощи", которым нормы
подзаконного нормативного правового акта противоречить не могут.
Правильно указал суд и на то, что данные Федеральные законы и
Постановление Правительства Российской Федерации приняты по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации не может противоречить федеральному закону.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для
его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу правительства
Хабаровского края - без удовлетворения.
|