Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
31 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
581 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530600 - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА)
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления 530600 -
Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура)
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр
изобразительного искусства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 530600 - Изобразительное
искусство (графика, живопись, скульптура) при очной форме обучения
- 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра
состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 530600 -
Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура) (4 года)
и специализированной подготовки магистра (2 года).
Очно-заочная и заочная формы подготовки магистра по направлению
530600 - Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура)
не предусматривается.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр изобразительного искусства подготовлен к деятельности,
требующей углубленной профессиональной подготовки, в том числе: к
научно-исследовательской деятельности в различных областях
изобразительного искусства; к профессиональной творческой
деятельности в живописи, графике, скульптуре (в зависимости от
освоения конкретных направлений магистерских программ); к
педагогической деятельности в сфере профессионального
(художественного) образования.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научной специальности:
17.00.04 Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и
архитектура.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки).
530601 - Живопись
Теория зрительного восприятия и особенности отображения
зрительных образов средствами изобразительного искусства. Теория
композиции. Художественный образ как средоточение авторских усилий
и влияний, окружающей социокультурной среды. Формирование опыта
авторской работы над сложной композиционной формой с соблюдением
классической поэтапности создания произведения, с использованием
как исторически сложившихся, так и современных техник и
технологий. Методический анализ создания конкретного авторского
произведения и методологическое обоснование различных процессов
художественного творчества с целью использования в
профессиональной (художественной) педагогике. Авторская работа в
сфере станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи
и изобразительно-образного решения фильма. Научно-
исследовательская работа в сфере реставрации станковой масляной,
темперной, монументально-декоративной живописи, в области
сохранения культурно-исторического наследия.
530602 - Графика
Теория зрительного восприятия и психологические особенности
отображения зрительных образов средствами изобразительного
искусства. Теория композиции. Художественный образ как результат
средоточения авторских усилий и влияний окружающей социокультурной
среды. Классические и современные техники и технологии
использования материалов в графическом искусстве. Формирование
опыта авторской работы над законченной композиционной формой с
использованием освоенных графических техник и технологий.
Методический анализ процессов создания конкретного авторского
произведения и методологическое обоснование процессов
художественного творчества с целью использования в
профессиональной (художественной) педагогике. Методики организации
учебной постановки. Авторская работа в сфере различных графических
искусств, создание законченных художественных произведений.
530603 - Скульптура
Отображение зрительных образов средствами скульптуры.
Организация пространства (от рельефа к "круглой" форме) средствами
скульптуры. Теория композиции. Связь образа и формы.
Художественный образ как результат средоточения авторских усилий и
влияний окружающей социокультурной среды. Классические и
современные техники и технологии использования материалов в
скульптуре. Формирование опыта авторской работы над законченной
композиционной формой с использованием профессионально освоенных
техник и технологий, используемых в скульптуре. Синтез скульптуры
и архитектуры. Методический анализ процессов создания конкретного
авторского произведения и методологическое обоснование процессов
художественного творчества с целью использования в
профессиональной (художественной) педагогике. Методики организации
конкретных учебных постановок и методологическое обоснование их
последовательности в системе классического обучения
профессионального художника. Авторская работа с соблюдением всей
последовательности создания скульптуры (от предварительных эскизов
к законченной композиционной форме, переведенной в материал).
Научно-исследовательская (творческая) составляющая каждой из
аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета
вуза реализуется через авторские магистерские программы
(магистерские специализации), отражающие существующие в данном
вузе научно-педагогические и творческие школы по конкретным
разделам соответствующих наук и искусств.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой
для освоения программы специализированной подготовки
магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530600 -
Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура),
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на
конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом
на основе государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 530600 - Изобразительное
искусство (графика, живопись, скульптура)
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской, творческой и научно-педагогических)
практик и программы научно-исследовательской и художественно-
творческой работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам их освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы
специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента
и научно-исследовательской либо творческой работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл ЕН - стандартом подготовки бакалавра не предусматривается;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская, научно-
педагогическая, художественно-творческая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530600 - Изобразительное искусство
(графика, живопись, скульптура)
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦7128 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 530600 - Изобразительное¦ ¦
¦ ¦искусство (графика, живопись, скульптура) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T-------------------------------------------------T------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы изобразительного искусства ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦Искусство России второй половины ХХ века ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Техники и технологии в изобразительном искусстве ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04 ¦Методики организации учебных постановок ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦334 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.06 ¦Дисциплины по выбору студента ¦100 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦700 ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору студента ¦200 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ ¦Научно-исследовательская и творческая работа ¦1692 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская и творческая работа в ¦ ¦
¦ ¦семестрах ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская и творческая практика ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦4 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦недели¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3726 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦10854 ¦
L-------+-------------------------------------------------+-------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 530600 - Изобразительное
искусство (графика, живопись, скульптура)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312
недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов,
практики, подготовку выпускной
квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии - 69 недель,
практики - 11 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 4 недель,
каникулы, включая 4 недели
последипломного отпуска - не менее 20 недель.
5.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра по
направлению 530600 - Изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура) 44 часов в неделю, за период специализированной
подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530600 - Изобразительное искусство
(графика, живопись, скульптура)
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую и
творческую работу.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"
или "зачтено", "не зачтено").
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6.1.1. Каждая магистерская программа содержит научно-
исследовательскую и (или) художественно-творческую части. Состав и
соотношение этих частей магистерской программы определяются вузом,
исходя из выбранной программы подготовки магистра и существующих в
вузе научно-педагогических и художественно-творческих школ.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения
требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований и
опыта научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику, при условии реализации содержания
дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую
часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается выпускающей
кафедрой.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень),
систематически занимающимися творческой, научно-исследовательской,
научно-методической деятельностью.
Преподаватели гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
как правило, должны иметь ученую степень, а преподаватели
общепрофессиональных и специальных дисциплин - опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере, быть членами творческих
союзов, иметь достаточный авторитет в профессиональной среде,
подтверждаемый активной творческой деятельностью.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Основная образовательная программа подготовки магистров должна
иметь учебно-методическое обеспечение, необходимое для подготовки
высококвалифицированных исследователей, преподавателей, творческих
работников. Высшее учебное заведение должно располагать
библиотекой с читальным залом, фонд которой включает философскую,
психолого-педагогическую, специальную, научную, учебную
литературу, в том числе изданную в течение последних 5 лет.
Необходимо наличие в вузе информационной базы данных о современных
творческих процессах и исследованиях в области изобразительного
искусства, смежных областях искусства, а также возможности доступа
к глобальным информационным сетям.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-
методической документацией по всем видам учебных занятий и
практик, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности
учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5
экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Каждому студенту-магистранту должен быть обеспечен доступ к
библиотечным фондам, аудио- и видеоматериалам, базам данных и
информационным сетям.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки
магистра, должен располагать материально-технической базой,
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей проведение всех видов подготовки, научно-
исследовательской, научно-педагогической и творческой работы
студентов.
Вуз, реализующий основную образовательную программу по
направлению 530600 - Изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура), должен располагать достаточным количеством учебных
помещений - мастерских для занятий рисунком и живописью,
специализированными мастерскими-лабораториями для занятий
специальными дисциплинами и дисциплинами специализации, дипломными
мастерскими, необходимым профессиональным оборудованием и
расходными материалами.
6.2.4.3. При расчете количества студентов по специальности
051800 - Живопись вуз должен исходить из минимального количества
площади, определяемого нормативными документами Минобразования
России для одного студента в объеме площадью не менее 15 кв. м на
одного обучающегося.
6.2.5. Требования к организации практик.
Требования к организации и проведению практик определяются
вузом самостоятельно и должны соответствовать задачам конкретных
магистерских программ. Программы практик утверждаются выпускающими
кафедрами индивидуально для каждого магистра с ориентацией на
итоговую квалификационную работу.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
530600 - Изобразительное искусство
(графика, живопись, скульптура)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 530600 - Изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура).
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, а также и творческой
деятельности, требующими широкого образования в различных областях
изобразительного искусства;
умения формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской, научно-педагогической и творческой
деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать
их с учетом имеющихся литературных данных;
уметь работать над созданием авторских художественных
произведений.
Выпускник магистратуры должен быть широко эрудирован в основных
областях знаний о человеке, культуре и искусстве, понимать
сущность, социальную и художественную значимость своей профессии,
уметь использовать полученные знания в различных видах
профессиональной и социальной деятельности, обладать культурой
мышления, свободно ориентироваться в областях, смежных с
изобразительным искусством, быть в курсе новых течений в искусстве
и педагогике, владеть методами получения, обработки и хранения
научной и художественной информации, решать нестандартные
творческие и педагогические задачи.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
и творческой части программы специализированной подготовки
определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен
по специализированной подготовке.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская квалификационная работа (магистерская диссертация
и (или) творческая работа с рефератом), являясь завершающим этапом
высшего профессионального образования, должна обеспечивать не
только закрепление академической культуры, но и необходимую
совокупность методологических представлений, творческих и
методических навыков в области изобразительного искусства.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
|