МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2003 г. N 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм
естественной убыли при хранении и транспортировке
товарно-материальных ценностей" приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке
норм естественной убыли.
Первый заместитель
Министра
И.МАТЕРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября
2002 г. N 814 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 46, ст. 4596).
Нормы естественной убыли применяются для определения величины
потерь при хранении и транспортировке товарно-материальных
ценностей, которые приравниваются к материальным расходам для
целей налогообложения при исчислении и уплате налога на прибыль.
На величину указанных потерь организации - плательщики налога на
прибыль имеют право в соответствии со статьей 247 главы 25 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить величину
прибыли для целей налогообложения.
Под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует
понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его
качества в пределах требований (норм), устанавливаемых
нормативными правовыми актами), являющуюся следствием
естественного изменения биологических и (или) физико-химических
свойств товаров.
Норма естественной убыли, применяющаяся при хранении
товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной
безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует
определять за время хранения товара путем сопоставления его массы
с массой товара, фактически принятой на хранение.
Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке
товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной
безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует
определять путем сопоставления массы товара, указанной
отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с
массой товара, фактически принятой получателем.
К естественной убыли не следует относить технологические
потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных
ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением
требований стандартов, технических и технологических условий,
правил технической эксплуатации, повреждением тары,
несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием
применяемого технологического оборудования.
В нормы естественной убыли не следует включать потери
товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике
применяемого для хранения и транспортировки технологического
оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды
аварийных потерь.
По товарно-материальным ценностям, принятым в пункте
назначения путем счета или по трафаретной массе, нормы
естественной убыли применять не рекомендуется.
Нормы естественной убыли не следует распространять на
товарно-материальные ценности, принимаемые и сдаваемые путем счета
или по трафаретной массе, хранящиеся и (или) транспортируемые в
герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений
и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.
При транзитной поставке нормы естественной убыли
товарно-материальных ценностей при хранении применять не следует.
Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей
целесообразно устанавливать для двух периодов года: осенне-зимнего
(с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30
сентября), а также в зависимости от типа и вместимости
технологического оборудования для хранения и транспортировки.
Нормы естественной убыли с учетом технологических условий
хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей подлежат
пересмотру по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять
лет. В процессе пересмотра в соответствии с целесообразностью
допускается возможность как отмены ранее действовавших норм, так и
введения новых. Пересмотр, разработка и утверждение норм
естественной убыли, находящихся в совместном ведении нескольких
федеральных органов исполнительной власти, следует осуществлять
путем подготовки совместных нормативных правовых актов.
Нормы естественной убыли в части потерь от недостачи и (или)
порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных
ценностей следует подвергать инвентаризации и периодически
пересматривать в соответствии с принципом подведомственности
федеральным органам исполнительной власти.
В целях учета климатического фактора, влияющего на
естественную убыль товарно-материальных ценностей при их
транспортировке и (или) хранении в пределах установленных норм,
субъекты Российской Федерации целесообразно подразделить на
следующие три климатические группы:
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Климатические ¦ Субъекты Российской Федерации ¦
¦ группы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦1-я (соответствует¦Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный¦
¦холодному макро-¦округ, Ханты-Мансийский автономный округ,¦
¦климатическому ¦Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный¦
¦району) ¦округ, Эвенкийский автономный округ,¦
¦ ¦Красноярский край, Республика Саха (Якутия),¦
¦ ¦Чукотский автономный округ, Корякский¦
¦ ¦автономный округ, Магаданская область,¦
¦ ¦Хабаровский край, Амурская область, Томская¦
¦ ¦область ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦2-я (соответствует¦Агинский Бурятский автономный округ,¦
¦холодному умерен-¦Республика Алтай, Алтайский край,¦
¦ному макроклима-¦Архангельская область, Республика¦
¦тическому району) ¦Башкортостан, Белгородская область, Брянская¦
¦ ¦область, Республика Бурятия, Владимирская¦
¦ ¦область, Волгоградская область, Вологодская¦
¦ ¦область, Воронежская область, Еврейская¦
¦ ¦автономная область, Ивановская область,¦
¦ ¦Иркутская область, Калининградская область,¦
¦ ¦Калужская область, Камчатская область,¦
¦ ¦Республика Карелия, Кемеровская область,¦
¦ ¦Кировская область, Коми-Пермяцкий автономный¦
¦ ¦округ, Костромская область, Курганская¦
¦ ¦область, Курская область, Ленинградская¦
¦ ¦область, Липецкая область, Республика Марий¦
¦ ¦Эл, Республика Мордовия, Москва, Московская¦
¦ ¦область, Мурманская область, Ненецкий¦
¦ ¦автономный округ, Нижегородская область,¦
¦ ¦Новгородская область, Новосибирская область,¦
¦ ¦Омская область, Оренбургская область,¦
¦ ¦Орловская область, Пензенская область,¦
¦ ¦Пермская область, Приморский край, Псковская¦
¦ ¦область, Рязанская область, Самарская¦
¦ ¦область, Санкт-Петербург, Саратовская¦
¦ ¦область, Сахалинская область, Свердловская¦
¦ ¦область, Смоленская область, Тамбовская¦
¦ ¦область, Республика Татарстан (Татарстан),¦
¦ ¦Тверская область, Тульская область,¦
¦ ¦Республика Тыва, Тюменская область,¦
¦ ¦Удмуртская Республика, Ульяновская область,¦
¦ ¦Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,¦
¦ ¦Республика Хакасия, Челябинская область,¦
¦ ¦Читинская область, Чувашская Республика -¦
¦ ¦Чаваш республики, Ярославская область ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦3-я (соответствует¦Республика Адыгея (Адыгея), Астраханская¦
¦теплому умерен-¦область, Республика Дагестан, Ингушская¦
¦ному макроклима-¦Республика, Кабардино-Балкарская Республика,¦
¦тическому району) ¦Республика Калмыкия - Хальмг Тангч,¦
¦ ¦Карачаево-Черкесская Республика, Республика¦
¦ ¦Северная Осетия, Чеченская Республика,¦
¦ ¦Краснодарский край, Ставропольский край,¦
¦ ¦Ростовская область ¦
L------------------+----------------------------------------------
|