ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2003 г. N 177
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)
В целях реализации Федерального закона "Об охране окружающей
среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и
осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга).
2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О
создании Единой государственной системы экологического
мониторинга" (Собрание актов Президента и Правительства Российской
Федерации, 1993, N 48, ст. 4661).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2003 г. N 177
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)
1. Под государственным мониторингом окружающей среды
(государственным экологическим мониторингом) понимается
комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды,
оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под
воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется -
экологический мониторинг).
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг
атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов
животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал,
континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр,
исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних
морских вод и территориального моря Российской Федерации.
2. Организацию и осуществление экологического мониторинга
обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных
ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная
служба земельного кадастра России, Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской
Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.
3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и
другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении
в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
формируют государственную систему наблюдения за состоянием
окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;
взаимодействуют с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и осуществления
экологического мониторинга, формирования и обеспечения
функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием
окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществляют с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую
обработку и формирование государственных информационных ресурсов о
состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
координирует деятельность федеральных органов исполнительной
власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;
согласовывает методические и нормативно-технические документы
федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации
и осуществления экологического мониторинга;
обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации совместимость информационных систем и баз
данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для
формирования и защиты государственных информационных ресурсов в
этой сфере.
5. Экологический мониторинг осуществляется в целях:
наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за
состоянием окружающей среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием этих источников на
окружающую среду;
оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под
воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечения потребностей государства, юридических и физических
лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее
изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения
неблагоприятных последствий таких изменений.
6. Информация, полученная при осуществлении экологического
мониторинга, используется при:
разработке прогнозов социально-экономического развития
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
разработке федеральных программ в области экологического
развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны
окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных
программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;
осуществлении контроля в области охраны окружающей среды
(экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;
прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий
по их предупреждению;
подготовке данных для ежегодного государственного доклада о
состоянии и об охране окружающей среды.
7. При проведении экологического мониторинга решаются
следующие задачи:
организация и проведение наблюдения за количественными и
качественными показателями (их совокупностью), характеризующими
состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей
среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и
прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние
окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных
воздействий на нее;
информационное обеспечение органов государственной власти,
органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по
вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о
состоянии окружающей среды;
обеспечение участия Российской Федерации в международных
системах экологического мониторинга.
8. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и
другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении
в пределах своей компетенции экологического мониторинга
взаимодействуют:
с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - в рамках единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с Министерством здравоохранения Российской Федерации - в
рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
с Российским авиационно-космическим агентством - при
предоставлении и использовании методов и средств дистанционного
зондирования Земли в интересах обеспечения экологического
мониторинга.
|