ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2003 года
Дело N 61-Г03-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Харланова А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2003 г. гражданское
дело по кассационной жалобе представителя губернатора Корякского
автономного округа П. на решение суда Корякского автономного
округа от 21 января 2003 г. по заявлению прокурора Корякского
автономного округа о признании противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению
постановления Думы Корякского автономного округа N 11/217 от 31
мая 2002 г. "Об утверждении минимального должностного оклада
специалиста государственной службы Корякского автономного округа
на 2002 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Думы Корякского автономного округа от 31 мая
2002 г. N 11/217 утвержден минимальный должностной оклад
специалиста органа государственной власти Корякского автономного
округа в размере 1005 рублей с 1 апреля 2002 г. Согласно
приложению к данному постановлению утверждена таблица размеров
месячного должностного оклада руководителей и специалистов органов
государственной власти Корякского автономного округа. В указанной
таблице приведены как действующие должностные оклады, так
установлены и новые в соответствии с новым минимальным должностным
окладом.
Прокурор Корякского автономного округа обратился в суд с
заявлением о признании данного постановления противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению, указывая на то, что размер должностного оклада
специалиста государственной службы округа должен быть определен в
законе округа, а не постановлением Думы округа.
Решением суда Корякского автономного округа от 21 января 2003
г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе представителя губернатора Корякского
автономного округа П. ставится вопрос об отмене решения суда в
связи с неправильным применением норм материального права и
существенным нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации" денежное содержание
государственного служащего состоит из должностного оклада,
надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые
условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по
результатам работы.
Размер должностного оклада, размеры и порядок установления
надбавок к должностному окладу государственного служащего
определяются федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Корякского автономного округа "О денежном
содержании лиц, замещающих государственные должности и должности
государственных служащих Корякского автономного округа" от 21 июля
1998 г. размер должностного оклада по данным должностям
устанавливается в кратном соотношении к минимальному должностному
окладу специалиста государственной службы. Расчет последнего
осуществляется администрацией округа и утверждается Думой
Корякского автономного округа по представлению губернатора округа,
перед началом финансового года.
Статьей 3 этого же Закона установлено, что должностные оклады
лиц, замещающих государственные должности и должности
государственных служащих органов законодательной и исполнительной
власти округа, устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении - таблице размеров месячного должностного оклада
руководителей и специалистов органов государственной власти
Корякского автономного округа установлены коэффициенты должностных
окладов по должностям, начиная с губернатора округа и председателя
Думы, и размеры должностных окладов по этим должностям исходя из
базового должностного оклада в размере 402 рубля. Также в данном
Законе установлены надбавки к должностному окладу за выслугу лет и
особые условия работы (ст. ст. 4 и 5).
Статьей 10 Закона Корякского автономного округа "О нормативных
правовых актах Корякского автономного округа" от 8 июня 2000 г.
определено, что к сфере исключительного регулирования законами
автономного округа относятся... правовой статус государственных
служащих органов государственной власти и муниципальных служащих
органов местного самоуправления.
Проанализировав содержание указанных положений как Федерального
закона, так и Законов округа в их взаимосвязи, суд пришел к
правильному выводу о том, что вопрос об установлении, в том числе
и изменении, должностных окладов вышеназванных лиц должен
регулироваться путем издания закона автономного округа, а не путем
принятия постановления Думы округа, что прямо следует, в
частности, из ст. 17 указанного Федерального закона.
При этом суд обоснованно исходил также из того, что Законом
Корякского автономного округа "О денежном содержании лиц,
замещающих государственные должности и должности государственных
служащих Корякского автономного округа" установлены конкретные
должностные оклады вышеупомянутым лицам согласно приложению к
нему, и данные положения Закона округа не изменялись и не
отменялись.
Судом правильно учтено и то обстоятельство, что согласно ст. 2
названного Закона округа расчет минимального должностного оклада
специалиста утверждается перед началом финансового года, а не
после, что имело место в данном случае.
Положения Закона округа "О государственной службе Корякского
автономного округа" правильно отвергнуты судом по основаниям,
изложенным в решении.
Ссылка в кассационной жалобе на Указ Президента РФ от 6 марта
1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных
служащих территориальных органов исполнительной власти,
представительств Российской Федерации, представительств
федеральных органов исполнительной власти за рубежом,
дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов
прокуратуры Российской Федерации" является несостоятельной,
поскольку данный Указ не регулирует вопросы оплаты госслужащих
субъектов Российской Федерации.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что суд вышел за
пределы заявленных требований, опровергается содержанием решения
суда.
Кроме того, по делам, возникшим из публичных правоотношений,
суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
То обстоятельство, что Думой округа и ранее принимались
подобные нормативные акты в форме постановления, правового
значения для разрешения настоящего спора не имеет.
В то же время Судебная коллегия полагает необходимым изменить
резолютивную часть решения суда, исключив из него слова о
признании недействительным постановления "со дня его издания",
дополнив словами "со дня вступления решения суда в законную силу".
При этом Судебная коллегия исходит из того, что Дума округа
приняла оспариваемый правовой акт в пределах своей компетенции, но
лишь в иной форме, на основании оспоренного постановления
государственным служащим округа длительное время выплачивалась
заработная плата.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
изменить резолютивную часть решения суда, исключив из него
слова "со дня его принятия", дополнив словами "со дня вступления
решения суда в законную силу". В остальной части решение суда
Корякского автономного округа от 21 января 2003 г. оставить без
изменения, а кассационную жалобу представителя губернатора
Корякского автономного округа - без удовлетворения.
|