26 марта 2003 года N 38-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
21 февраля 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
12 марта 2003 года
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года
N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999,
N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158) следующие изменения и
дополнения:
1. В абзаце втором статьи 1 слова "(далее - тарифы)"
исключить.
2. В статье 2:
часть первую изложить в следующей редакции:
"Государственное регулирование тарифов на электрическую и
тепловую энергию (мощность) "(далее также - тарифы) осуществляется
на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе,
посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен,
платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их
предельных уровней.";
дополнить новой частью второй следующего содержания:
"Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных
уровней не может быть менее чем год.";
части вторую - четвертую считать соответственно частями
третьей - пятой;
дополнить частями шестой - десятой следующего содержания:
"В случае превышения размера установленных органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов)
на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги
субъектов естественных монополий, превышающего установленные
Правительством Российской Федерации предельные уровни,
дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов
соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой
дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию
органами государственного регулирования учитываются затраты
энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение
оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и
тепловую энергию.
Оплата электрической и тепловой энергии производится за
фактически принятое потребителем количество электрической и
тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и
тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом,
иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае если иное не установлено соглашением сторон, оплата
электрической энергии производится потребителями до 15-го числа
текущего месяца.
Государственное регулирование тарифов может проводиться
отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению
в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы
потребления.";
часть пятую считать частью одиннадцатой и изложить ее в
следующей редакции:
"При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов
на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых
осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом,
повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других
потребителей не допускается.".
3. В абзаце первом статьи 3 слова "обусловлено естественной
монополией энергоснабжающих организаций и" исключить.
4. В статье 4:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и
потребителей электрической и тепловой энергии на основе
доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения
экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала,
вложенного в производство и передачу электрической и тепловой
энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике;";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том
числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении
тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации,
установленными Правительством Российской Федерации и
предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой
информации в официальных средствах массовой информации, в которых
в соответствии с федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации публикуются официальные материалы органов
государственной власти;".
5. Статьи 5 - 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области государственного регулирования тарифов
В области государственного регулирования тарифов Правительство
Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти
по регулированию естественных монополий:
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов
исполнительной власти в области государственного регулирования
тарифов;
устанавливает основы ценообразования на электрическую и
тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе
порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на
оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым
ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на
оптовом рынке;
утверждает правила государственного регулирования и применения
тарифов на электрическую и тепловую энергию;
определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и
потребителями, а также размер и порядок уплаты сбора,
уплачиваемого при обращении для рассмотрения указанных
разногласий;
устанавливает порядок определения платы за технологическое
присоединение к электрическим сетям;
устанавливает критерии определения производителей
электрической энергии, имеющих право на ее продажу по
нерегулируемым ценам;
разрабатывает и утверждает единую систему классификации и
раздельного учета затрат по видам деятельности энергоснабжающих
организаций, а также систему отчетности, представляемую в
федеральный орган исполнительной власти по регулированию
естественных монополий;
определяет предельный объем и порядок продажи по
нерегулируемым ценам электрической энергии (мощности) на оптовом
рынке электрической энергии (мощности);
формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок
электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической
системы России по субъектам Российской Федерации с учетом
прогнозного топливного баланса, тенденций в развитии энергетики
для нужд жилищно-коммунального хозяйства, особенностей завоза
продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками ее завоза и
иных факторов;
осуществляет контроль за использованием инвестиционных
ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;
определяет перечень услуг по организации функционирования и
развитию Единой энергетической системы России, устанавливает
размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок
их оплаты;
устанавливает тарифы на услуги по организации функционирования
торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной
надежности;
устанавливает плату за технологическое присоединение к
электрическим сетям;
устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической
энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни
в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике;
устанавливает тарифы или их предельные (минимальный и (или)
максимальный) уровни на электрическую энергию, продаваемую
производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности),
за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым
ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством
Российской Федерации;
устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный)
уровни цен на электрическую энергию, продаваемую производителями
на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по
нерегулируемым ценам, в случаях и в порядке, которые
устанавливаются Правительством Российской Федерации;
определяет объем необходимых для обеспечения безопасности
функционирования и развития атомных электростанций средств,
учитываемый при установлении тарифов или их предельных
(минимального и (или) максимального) уровней на электрическую
энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии
(мощности) производителями - владельцами указанных атомных
электростанций;
устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный)
уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую
энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на
электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам;
устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный)
уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями,
осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии;
рассматривает разногласия, возникающие между органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов, организациями,
осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и
принимает решения, обязательные для исполнения;
осуществляет контроль за применением государственных
регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной
деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере
регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и
правильности применения указанных цен (тарифов).
Правительство Российской Федерации определяет объем полномочий
федерального органа исполнительной власти по регулированию
естественных монополий в пределах полномочий, определенных
настоящей статьей, а также иными федеральными законами.
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области государственного регулирования тарифов осуществляют
следующие полномочия:
устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической
энергии по распределительным сетям в рамках установленных
федеральным органом исполнительной власти по регулированию
естественных монополий предельных (минимального и (или)
максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической
энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по
передаче тепловой энергии;
устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков
электрической энергии;
устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением
тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями,
осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии;
устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую
электростанциями, осуществляющими производство в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в
рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по
регулированию естественных монополий предельных (минимального и
(или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию,
производимую электростанциями, осуществляющими производство в
режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую
энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках
установленных федеральным органом исполнительной власти по
регулированию естественных монополий предельных (минимального и
(или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической
энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен
(тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности
организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого
ценообразования, в части обоснованности величины и правильности
применения указанных цен (тарифов);
принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса
производства и поставок электрической энергии (мощности) в
пределах Единой энергетической системы России по субъектам
Российской Федерации.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии
с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на
территории Российской Федерации, правилами государственного
регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими
указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или
федеральным органом исполнительной власти по регулированию
естественных монополий. При этом решение органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий,
установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит
отмене в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющий государственное регулирование тарифов в
соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим
лицом.
Назначение на должность и освобождение от должности
руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов
проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти по регулированию естественных монополий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
области государственного регулирования тарифов по согласованию с
соответствующим органом местного самоуправления вправе передавать
органам местного самоуправления полномочия на государственное
регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением
производимой электростанциями, осуществляющими производство в
режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой
энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей,
расположенных на территории одного муниципального образования.
Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение
переданных ему в соответствии с настоящей статьей полномочий и
противоречащее законодательству Российской Федерации об
электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему
компетенции, подлежит отмене соответствующим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Финансирование федерального органа исполнительной
власти по регулированию естественных монополий и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов
Финансирование федерального органа исполнительной власти по
регулированию естественных монополий и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов осуществляется за счет средств,
предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Расходы на содержание федерального органа исполнительной
власти по регулированию естественных монополий и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов производятся за счет
отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию
(услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды
деятельности, в порядке, определенном соответственно
Правительством Российской Федерации и субъектами Российской
Федерации.".
6. Статьи 8 - 15 исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования и действует до дня вступления в
силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике".
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
26 марта 2003 года
N 38-ФЗ
|