ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2003 года
Дело N 3-Г03-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 25 марта 2003 года
гражданское дело по заявлению прокурора Республики Коми о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению части 3 статьи 15;
части 3 статьи 18; части 3 статьи 21; части 4 статьи 24, статьи 26
Закона Республики Коми от 14 октября 2002 г. "О выборах и
референдумах в Республике Коми" по кассационной жалобе
Государственного Совета Республики Коми на решение Верховного Суда
Республики Коми от 21 января 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Потапенко С.В., объяснения представителя Государственного Совета
Республики Коми Закидальского Е.М., поддержавшего доводы
кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлениями в защиту
государственных и общественных интересов о признании
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению части 3 статьи 15; части 3 статьи 18; части
3 статьи 21; части 4 статьи 24, статьи 26 Закона Республики Коми
от 14 октября 2002 г. "О выборах и референдумах в Республике
Коми".
В обосновании своих требований прокурор Республики Коми указал,
что в приведенных выше нормах Закона Республики Коми в нарушение
федерального законодательства ограничено право кандидатов в
депутаты Государственного Совета Республики Коми, представительных
органов местного самоуправления Республики Коми, кандидатов на
должность Главы Республики Коми и на выборные должности местного
самоуправления на назначение доверенных лиц с момента выдвижения.
Кроме того, названным Законом установлен более высокий минимальный
процент явки избирателей для признания выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления несостоявшимися,
что также входит в противоречие с федеральным законодательством.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Государственного
Совета Республики Коми и Главы Республики Коми.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 21 января 2003 г.
заявленные требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Государственный Совет Республики Коми
просит решение суда, постановленное по настоящему делу, отменить
по мотивам неправильного применения судом норм материального
права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации
по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое
действие на всей территории Российской Федерации. По предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации республики, края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа осуществляют собственное
правовое регулирование, включая принятие законов и иных
нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи
76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
12.06.2002 за N 67-ФЗ), федеральные законы, конституции (уставы),
законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые
акты о выборах и референдумах, принимаемых в Российской Федерации,
не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если
федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской
Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или)
референдуме противоречат настоящему Федеральному закону,
применяются нормы настоящего Федерального закона.
Из текста оспариваемых положений Закона Республики Коми "О
выборах и референдумах в Республики Коми" (часть 3 статьи 15;
часть 3 статьи 18; часть 3 статьи 21; часть 4 статьи 24) следует,
что кандидаты в депутаты Государственного Совета Республики Коми,
представительных органов местного самоуправления Республики Коми,
кандидаты на должность Главы Республики Коми и выборные должности
местного самоуправления обладают правом назначения своих
доверенных лиц лишь после прохождения процедуры своей регистрации.
Между тем статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
12.07.2002) предусмотрено, что кандидат, а также избирательное
объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, список
кандидатов, вправе назначать доверенных лиц. Регистрация
доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной
комиссией на основании письменного заявления кандидата
(представления избирательного объединения, избирательного блока) и
заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
Кроме того, статья 2 Федерального закона содержит перечень
основных терминов и понятий, применяемых в тексте Закона. В пункте
35 названной статьи указано, что кандидат - это лицо, выдвинутое в
установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую
посредством прямых выборов должность или членство в органе
государственной власти или органе местного самоуправления.
Изложенное выше дает основание полагать, что правом назначения
своих доверенных лиц обладает лицо (кандидат), выдвинутое в
качестве претендента на замещение соответствующей должности в
органах государственной власти или органе местного самоуправления.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу,
что Закон Республике Коми "О выборах и референдумах в Республики
Коми" незаконно устанавливает дополнительные ограничения для
граждан при реализации ими своих конституционных прав.
Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы также в части
того, что статья 23 оспариваемого Закона идентична с
соответствующей статьей Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (статья 70).
Статьей 70 упомянутого Федерального закона (подпункт "а" пункта
2) установлено, что выборы признаются соответствующей
избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них
приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных
в списки избирателей. Законом указанный минимальный процент может
быть повышен для выборов в федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть
предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для
признания выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления состоявшимися не устанавливается.
Вместе с тем статьей 26 Закона Республики Коми "О выборах и
референдумах в Республике Коми" определено, что выборы
должностного лица местного самоуправления признаются избирательной
комиссией муниципального образования несостоявшимися, если в них
приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки
избирателей.
Из смысла нормы Федерального закона следует, что при
определении результатов выборов в органы местного самоуправления,
установление более высокого процента для признания выборов
несостоявшимися не допускается.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том,
что установленный оспариваемым Законом минимальный процент от
числа избирателей для признания выборов в представительные органы
местного самоуправления состоявшимися не должен превышать
минимальный процент, предусмотренный Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", поскольку, как
указывалось выше, нормы последнего имеют прямое действие на всей
территории Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированы,
соответствуют фактическим данным и собранным по делу
доказательствам. Учитывая требования закона и установленные
обстоятельства суд правильно разрешил возникший спор, а доводы,
изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 361
ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Коми от 21 января 2003 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного
Совета Республики Коми - без удовлетворения.
|