Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2003 г. N 4350
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 марта 2003 г. N 68
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц" и другими
законодательными актами, регулирующими порядок рассмотрения
заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и
его территориальными органами решения о государственной
регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений,
в том числе политических партий, профсоюзов,
национально-культурных автономий и религиозных организаций,
приказываю:
1. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия
Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными
органами решения о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе
политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий
(приложение 1).
2. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия решения
о государственной регистрации религиозных организаций
Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными
органами (приложение 2).
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от
06.10.1997 N 19-01-122-97 "Об утверждении правил рассмотрения
заявлений о государственной регистрации общественных объединений в
Министерстве юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован
Минюстом России 08.10.1997, регистрационный N 1392) считать
утратившим силу.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от
16.02.1998 N 19 "Об утверждении правил рассмотрения заявлений о
государственной регистрации религиозных организаций в органах
юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России
05.03.1998, регистрационный N 1482) считать утратившим силу.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение 1
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.03.2003 N 68
ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ МИНИСТЕРСТВОМ
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ПРОФСОЮЗОВ
И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным
законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, N 33 (часть I), ст. 3431), Федеральным законом от 19.05.1995
N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231;
1998, N 30, ст. 3608; 2002, N 11, ст. 1018; 2002, N 12, ст. 1093),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002
N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.
2589).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 20, ст. 1872) государственную регистрацию,
начиная с 01.07.2002, осуществляет Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации и его
территориальные органы в установленные законом сроки рассматривают
документы и принимают решение о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе
политических партий, профсоюзов и национально-культурных
автономий.
Взаимодействие Министерства юстиции Российской Федерации и его
территориальных органов с Министерством Российской Федерации по
налогам и сборам и его территориальными органами (далее -
регистрирующие органы) при государственной регистрации указанных
объединений осуществляется в общеустановленном порядке.
Правила регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия
Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными
органами решения о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе
политических партий, профсоюзов и национально-культурных
автономий.
I. Порядок рассмотрения заявлений
и принятия решения о государственной регистрации
общественных объединений
1. Общие положения
1.1. Для приобретения прав юридического лица общественное
объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических
лиц" с учетом установленного специального порядка государственной
регистрации общественных объединений Федеральным законом "Об
общественных объединениях".
1.2. Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает
заявления и принимает решение о государственной регистрации
общероссийских и международных общественных объединений.
Территориальные органы Министерства юстиции Российской
Федерации рассматривают заявления и принимают решение о
государственной регистрации межрегиональных общественных
объединений по месту нахождения постоянно действующих руководящих
органов этих объединений, региональных и местных общественных
объединений, региональных и местных отделений общероссийских и
межрегиональных общественных объединений.
1.3. Для государственной регистрации общественного объединения
в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда
(конференции) или общего собрания в Министерство юстиции
Российской Федерации или в его территориальный орган в
соответствующем субъекте Российской Федерации подаются следующие
документы:
- заявление о государственной регистрации, подписанное членами
постоянно действующего руководящего органа общественного
объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места
жительства и контактных телефонов;
- устав общественного объединения в 3-х экземплярах;
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или
общего собрания, содержащая сведения о создании общественного
объединения, об утверждении его устава и о формировании
руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
- сведения об учредителях;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего
руководящего органа общественного объединения, по которому
осуществляется связь с общественным объединением;
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих
собраний структурных подразделений для международного,
общероссийского и межрегионального объединений;
- при использовании общественным объединением личного имени
гражданина, символики, защищенной законодательством Российской
Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских
прав, документы, подтверждающие правомочия на их использование;
- опись документов, представленных на государственную
регистрацию общественного объединения.
1.4. Государственная регистрация отделения общественного
объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для
государственной регистрации общественного объединения. В случае,
если отделение общественного объединения не принимает свой устав и
действует на основании устава того общественного объединения,
отделением которого оно является, центральный руководящий орган
данного общественного объединения уведомляет территориальный орган
Министерства юстиции Российской Федерации о наличии указанного
отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его
руководящих органах.
1.5. Документы, которые представляются в Министерство юстиции
Российской Федерации и его территориальные органы для
государственной регистрации общественных объединений, создаваемых
путем реорганизации (преобразование, слияние, разделение,
выделение, присоединение), указаны в "Перечне документов,
представляемых в федеральный орган юстиции и его территориальные
органы для принятия решения о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных
организаций, создаваемых путем реорганизации", утвержденном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002
N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".
1.6. Формы документов, применяемых при государственной
регистрации общественного объединения в качестве юридического
лица, утверждены Приказом Министерства юстиции Российской
Федерации от 12.07.2002 N 199 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 15.07.2002, регистрационный N 3576).
1.7. К документам, представляемым на государственную
регистрацию и перечисленным в пунктах третьем и четвертом 1
раздела настоящих Правил, предъявляются следующие требования:
1.7.1. Заявление о государственной регистрации общественного
объединения представляется в 2-х экземплярах. Подписи заявителей
на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены
в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для
государственной регистрации юридических лиц.
Кроме данных о заявителях, указанных в заявлении,
представляются сведения о каждом заявителе на отдельном бланке,
где указываются орган, куда направляются сведения, полное
наименование общественного объединения, фамилия, имя, отчество
(полностью), точное наименование его должности в объединении, ИНН
заявителя (при его наличии), адрес места жительства заявителя и
его контактный телефон, а также вид, серия, номер, дата выдачи и
кем выдан документ, удостоверяющий личность заявителя.
1.7.2. Все экземпляры устава представляются в оригиналах.
Устав общественного объединения должен предусматривать положения,
содержащиеся в статье 20 Федерального закона "Об общественных
объединениях". В уставе могут предусматриваться и иные положения,
относящиеся к деятельности общественного объединения, не
противоречащие законам.
Страницы устава общественного объединения, представляемого на
государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты,
устав заверяется подписью руководителя общественного объединения.
1.7.3. Выписка из протокола учредительного съезда
(конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании
общественного объединения, об утверждении его устава и о
формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов,
подается в 2-х экземплярах и должна отражать следующие данные:
дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или
общего собрания; список учредителей - участников учредительного
съезда (конференции) или общего собрания; сведения о
количественном и персональном составе рабочих органов (президиум,
секретариат и т.д.); существо принятых решений и результаты
голосования по ним; сведения (фамилии, имена, отчества) об
избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов,
фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции)
или общего собрания, ответственных за составление протокола.
1.7.4. Сведения об учредителях - физических лицах
представляются на каждого учредителя на отдельном бланке, где
указывается полное наименование общественного объединения,
фамилия, имя, отчество учредителя, ИНН (при его наличии), дата
рождения, данные документа, удостоверяющего личность учредителя,
адрес его местожительства в Российской Федерации. Если учредитель
- иностранное физическое лицо, указывается страна места его
жительства и адрес. Сведения заверяются личной подписью учредителя
- физического лица, с указанием даты составления сведений, и
подписываются руководителем постоянно действующего руководящего
органа объединения.
1.7.5. Сведения об учредителях - юридических лицах -
общественных объединениях представляются на каждого учредителя на
отдельном бланке, где указывается полное наименование
общественного объединения, сведения о регистрации учредителя -
юридического лица, дата регистрации (регистрационный номер до
01.07.2002, основной государственный регистрационный номер (ОГРН)
после 01.07.2002), кем и когда выдано свидетельство о регистрации,
адрес юридического лица в Российской Федерации, адрес учредителя -
иностранного юридического лица и страна его регистрации. Сведения
подписываются руководителем юридического лица.
1.7.6. За государственную регистрацию общественного
объединения, последующих изменений и дополнений в его уставе
взимается государственная пошлина в порядке и размерах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Министерство юстиции Российской Федерации или в его
территориальный орган общественным объединением представляется в
2-х экземплярах платежное поручение или иной документ банка
(оригинал и ксерокопия), подтверждающий уплату в федеральный
бюджет Российской Федерации государственной пошлины за
государственную регистрацию общественного объединения.
1.7.7. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего руководящего органа общественного объединения, по
которому осуществляется связь с общественным объединением, могут
быть оформлены в виде гарантийных писем и других документов,
подтверждающих его местонахождение.
1.7.8. Документами, подтверждающими правомочия общественного
объединения на использование в своем названии имен государственных
и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу
соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего
органа общественного объединения.
1.7.9. Документами, подтверждающими правомочия общественного
объединения на использование им символики, защищенной
законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной
собственности, могут быть: регистрационные свидетельства
Государственного патентного ведомства Российской Федерации,
решения судебных органов и другие правоустанавливающие документы.
1.8. Документы на государственную регистрацию общественного
объединения представляются в Министерство юстиции Российской
Федерации и в его территориальные органы членами постоянно
действующего руководящего органа общественного объединения или его
представителями либо направляются в орган юстиции почтовым
отправлением с уведомлением и описью вложения.
Датой представления учредительных документов является дата их
поступления в Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган, а также дата регистрации при поступлении,
если документы получены по почте.
1.9. Документы и иные материалы представляются в федеральный
орган юстиции или орган юстиции на русском языке - государственном
языке Российской Федерации (Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О
языках народов РСФСР" - Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804).
2. Подготовка документов к государственной
регистрации общественного объединения
2.1. Принятию решения о государственной регистрации
общественного объединения предшествует подготовка материалов к
рассмотрению, в ходе которой анализируются устав и другие
учредительные документы с точки зрения:
- соответствия Конституции Российской Федерации, Федеральному
закону "О государственной регистрации юридических лиц",
Федеральному закону "Об общественных объединениях", федеральным
законам об отдельных видах общественных объединений;
- наличия полного перечня требуемых по закону учредительных
документов;
- соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления
учредительных документов;
- достоверности информации, содержащейся в представленных на
государственную регистрацию учредительных документах;
- соответствия названия общественного объединения требованиям
закона;
- наличия в едином государственном реестре юридических лиц
зарегистрированного общественного объединения с тем же названием
на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет
свою деятельность.
2.2. Министерство юстиции Российской Федерации и его
территориальные органы в необходимых случаях осуществляют проверку
учредительных документов и других материалов, представленных для
государственной регистрации общественного объединения, которая
предполагает:
- получение для ознакомления у обратившегося за
государственной регистрацией общественного объединения подлинных
экземпляров учредительных документов и иных материалов;
- получение справок и объяснений от представителей
общественных объединений и других заинтересованных лиц и
организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией
общественного объединения;
- направление запросов в государственные органы и общественные
объединения;
- получение заключений специалистов по вопросам, возникающим в
связи с государственной регистрацией общественных объединений;
- совершение иных действий, вытекающих из требований закона.
2.3. По письменному заявлению общественного объединения
материалы, представленные в Министерство юстиции или его
территориальный орган, могут быть возвращены ему с отметкой об
этом в журнале учета входящих документов в случае, если решение о
государственной регистрации данного объединения в качестве
юридического лица еще не принято (кроме одного экземпляра устава и
заявления, которые остаются в Министерстве юстиции Российской
Федерации или в его территориальном органе).
2.4. Имеющиеся замечания к представленным учредительным
документам, требующие их доработки, но не препятствующие принятию
решения о государственной регистрации соответствующего
объединения, в официальном порядке могут доводиться Министерством
юстиции Российской Федерации или его территориальными органами до
сведения постоянно действующего руководящего органа общественного
объединения в письменном виде.
Редактирование находящихся на рассмотрении в Министерстве
юстиции или его территориальном органе учредительных документов не
допускается.
2.5. Представлять интересы общественного объединения по
вопросам его государственной регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации и в его территориальных органах без
доверенности могут руководители общественного объединения,
наделенные в соответствии с его уставом правом представлять данное
общественное объединение в органах государственной власти, а
другие лица - по доверенности, выдаваемой уполномоченным на то
руководящим органом или правомочным должностным лицом
общественного объединения в соответствии с его уставом.
3. Принятие Министерством юстиции
Российской Федерации или его территориальными органами
решения о государственной регистрации
общественного объединения
3.1. Министерство юстиции Российской Федерации и его
территориальные органы обязаны в месячный срок со дня подачи
заявления рассмотреть его, принять решение о государственной
регистрации общественного объединения и выдать свидетельство о
государственной регистрации общественного объединения с
подтверждением факта внесения записи в Единый государственный
реестр юридических лиц либо отказать ему в государственной
регистрации и выдать заявителям мотивированный отказ в письменной
форме, который может быть обжалован в судебном порядке.
3.2. Решение о государственной регистрации общественного
объединения оформляется в виде заключения и утверждается
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации или его
территориального органа.
3.3. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган после принятия решения о государственной
регистрации общественного объединения и издания об этом
соответствующего распоряжения направляет в регистрирующий орган
один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и
21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических
лиц", необходимых для внесения записи в Единый государственный
реестр юридических лиц.
3.4. На каждой странице всех экземпляров устава общественного
объединения проставляется специальный штамп с указанием
наименования органа, принявшего решение о государственной
регистрации общественного объединения, и даты принятия решения о
государственной регистрации. Устав общественного объединения,
направляемый в регистрирующий орган, прошивается и заверяется на
обороте последнего листа подписью уполномоченного должностного
лица, ответственного за ведение ведомственного реестра
Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального
органа.
Устав общественного объединения, предназначенный для вручения
представителю общественного объединения, прошивается и заверяется
на обороте последнего листа подписью должностного лица,
ответственного за принятие решения о государственной регистрации,
и гербовой печатью Министерства юстиции Российской Федерации или
его территориального органа.
3.5. После получения сведений и документов, необходимых для
государственной регистрации общественного объединения,
территориальный регистрирующий орган выдает Министерству юстиции
Российской Федерации или его территориальному органу уведомление о
получении указанных документов с приложением описи.
3.6. Один экземпляр устава зарегистрированного общественного
объединения и копия свидетельства о его государственной
регистрации подшиваются в регистрационное дело, хранящееся в
ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации
или его территориальных органов.
3.7. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня
получения от регистрирующего органа информации о внесенной в
Единый государственный реестр юридических лиц записи об
общественном объединении выдает заявителю свидетельство о
государственной регистрации, подтверждающее факт внесения записи
об общественном объединении в Единый государственный реестр
юридических лиц.
3.8. Общественному объединению может быть отказано в
государственной регистрации по основаниям, изложенным в статье 23
Федерального закона "Об общественных объединениях".
Отказ в государственной регистрации общественного объединения
по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения
оформляется в форме заключения, утвержденного уполномоченным
должностным лицом Министерства юстиции Российской Федерации или
его территориального органа. Об отказе в государственной
регистрации общественного объединения заявителям сообщается не
позже месячного срока со дня подачи заявления в письменной форме с
указанием конкретных положений законодательства Российской
Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в
государственной регистрации данного общественного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения
не является препятствием для повторной подачи документов на
государственную регистрацию при условии устранения оснований,
повлекших отказ.
Рассмотрение повторного обращения в Министерство юстиции
Российской Федерации или его территориальный орган и вынесение по
этому обращению решения о государственной регистрации производится
в порядке, предусмотренном законом и настоящими Правилами.
3.9. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от
регистрации могут быть обжалованы в суд.
II. Особенности рассмотрения заявлений и принятия
решения о государственной регистрации отдельных
видов (категорий) объединений
4. Особенности рассмотрения заявлений
и принятия решения государственной регистрации
общероссийских и международных общественных объединений
4.1. Общероссийские общественные объединения осуществляют свою
деятельность на территории более половины субъектов Российской
Федерации и имеют там свои структурные подразделения -
организации, отделения или филиалы и представительства.
Осуществление общественными объединениями деятельности на
территории более половины субъектов Российской Федерации и наличие
в них своих структурных подразделений подтверждается протоколами
съездов (конференций) или общих собраний.
Общероссийские общественные объединения могут использовать в
своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и
образованные на их основе слова и словосочетания без специального
разрешения правомочного государственного органа.
4.2. Международным общественным объединением признается
общественное объединение, образованное в Российской Федерации,
если в соответствии с его уставом в иностранных государствах
создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его
структурное подразделение - организация, отделение или филиал и
представительство.
Российские общественные объединения могут создавать свои
организации, отделения или филиалы и представительства в
иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм
международного права, международных договоров Российской Федерации
и законодательства этих государств.
4.3. Документы, подтверждающие создание и деятельность в
иностранных государствах структурных подразделений российских
общественных объединений, представляются в Министерство юстиции
Российской Федерации на государственном (официальном) языке страны
нахождения (регистрации) указанной организации с приложенным
переводом их на русский язык, заверенные в установленном порядке.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и
учреждений иностранных государств, не являющихся участниками
Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено
действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с
иностранными государствами, принимаются к рассмотрению
Министерством юстиции Российской Федерации при наличии консульской
легализации, которую совершают консульские учреждения Российской
Федерации за границей и Консульское управление Министерства
иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и
учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции
1961 года, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями
Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются
Министерством юстиции Российской Федерации к рассмотрению при
принятии решения о государственной регистрации общественных
объединений без консульской легализации документов. В соответствии
с Конвенцией на официальных документах, исходящих от организаций
иностранных государств, проставляется специальный штамп апостиль
(свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи,
качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и
подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ.
Официальные документы, исходящие из стран СНГ, принимаются в
Министерстве юстиции Российской Федерации к рассмотрению без
какого-либо специального удостоверения, если такие документы
изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной
форме и скреплены гербовой печатью (Минская Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам, 1993 г.).
В соответствии с общепризнанными нормами международного права
доказательством приобретения правосубъектности и правоспособности
международных неправительственных организаций является
представление устава либо других учредительных актов. Такие акты
сопровождаются документами, свидетельствующими об административном
разрешении, регистрации или любой другой форме публичного
признания в государстве, предоставившем правосубъектность и
правоспособность. В государстве, где процедура публичной
регистрации не существует, учредительный акт неправительственной
организации должным образом заверяется компетентным органом власти
(Европейская Конвенция о признании правосубъектности международных
неправительственных организаций, 1986 г.).
4.4. Рассмотрение заявлений и принятие решения о
государственной регистрации организаций и отделений, являющихся
структурными подразделениями созданных на территории зарубежных
государств иностранных и международных общественных объединений
(некоммерческих неправительственных объединений), осуществляется в
порядке, установленном для международных общественных объединений,
созданных на территории Российской Федерации.
4.5. Общественные объединения независимо от их
организационно-правовых форм вправе создавать союзы (ассоциации)
общественных объединений на основе учредительных договоров и (или)
уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые
общественные объединения. Рассмотрение Министерством юстиции
Российской Федерации и его территориальными органами учредительных
документов и принятие решения о государственной регистрации союзов
(ассоциаций) общественных объединений осуществляется в том же
порядке и в те же сроки, что и рассмотрение учредительных
документов и принятие решения о государственной регистрации
общественных объединений.
Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает
учредительные документы и принимает решение о государственной
регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, если
деятельность хотя бы одного из общественных объединений, входящих
в союз (ассоциацию), осуществляется на территориях более половины
субъектов Российской Федерации, где имеются его структурные
подразделения - организации, отделения или филиалы и
представительства.
Территориальные органы Министерства юстиции Российской
Федерации рассматривают учредительные документы и принимают
решение о государственной регистрации союзов (ассоциаций), если
деятельность каждого из общественных объединений, входящих в союз
(ассоциацию), осуществляется на территориях менее половины
субъектов Российской Федерации, где имеются их структурные
подразделения - организации, отделения или филиалы и
представительства, или на территории одного субъекта.
Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений
как юридических лиц возникает со дня внесения записи о них в
Единый государственный реестр юридических лиц.
4.6. Государственная регистрация молодежных и детских
общественных объединений осуществляется при условии избрания в их
руководящие органы граждан, достигших 18 лет.
5. Особенности рассмотрения заявлений
и принятие решения о государственной регистрации
политических партий
5.1. Политические партии и их региональные отделения подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц" с учетом
установленного Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О
политических партиях" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1095)
специального порядка их государственной регистрации и требований,
предъявляемых этим законом к процедуре их создания и деятельности.
5.2. Партия может быть создана на учредительном съезде
политической партии либо путем преобразования в политическую
партию общероссийской общественной организации или общероссийского
общественного движения на съезде этих общественных объединений.
5.3. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда
политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими
право быть членами политической партии, образуется организационный
комитет в составе не менее десяти человек.
Организационный комитет уведомляет в письменной форме
Министерство юстиции Российской Федерации о своем намерении
создать политическую партию, указывает ее предполагаемое
наименование и направляет документы, указанные в части 2 статьи 12
Федерального закона "О политических партиях".
5.4. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган в день получения уведомления и иных
документов от организационного комитета политической партии выдает
его уполномоченному лицу документ, подтверждающий их
представление.
Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему
указанного документа публикует в одном или нескольких
общероссийских периодических печатных изданиях сведения о
намерении создать политическую партию и о представлении в
Министерство юстиции Российской Федерации соответствующих
документов.
Организационный комитет самостоятельно определяет и организует
свою деятельность. В течение срока своих полномочий он готовит,
созывает и проводит учредительный съезд политической партии.
После проведения учредительного съезда политической партии
организационный комитет прекращает свою деятельность.
В случае если организационным комитетом в течение срока своих
полномочий не будет проведен учредительный съезд политической
партии, организационный комитет прекращает свою деятельность.
5.5. Документы, необходимые для государственной регистрации
политической партии, представляются в Министерство юстиции
Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня
проведения учредительного съезда политической партии либо съезда
общероссийской общественной организации или общероссийского
общественного движения, принявшего решение о преобразовании этих
объединений в политическую партию.
5.6. Для государственной регистрации политической партии в
Министерство юстиции Российской Федерации представляются
документы, предусмотренные статьями 16 и 17 Федерального закона "О
политических партиях".
5.7. Для государственной регистрации регионального отделения
политической партии в территориальный орган Министерства юстиции
Российской Федерации представляются документы, предусмотренные
статьей 18 Федерального закона "О политических партиях".
5.8. Документы, представляемые для государственной регистрации
политической партии и ее региональных отделений, должны отвечать
следующим требованиям:
- заявление о государственной регистрации политической партии
и ее регионального отделения представляется в 2-х экземплярах.
Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны
быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц" для государственной регистрации
юридических лиц;
- все экземпляры устава представляются в оригиналах; устав
должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального
закона "О политических партиях";
- копии решений учредительного съезда политической партии,
съезда общероссийской общественной организации или общероссийского
общественного движения о преобразовании их в политическую партию;
- копии протоколов конференций или общего собрания
регионального отделения политической партии представляются в 2-х
экземплярах;
- платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий
уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной
пошлины за государственную регистрацию политической партии или ее
регионального отделения, представляется в 2-х экземплярах;
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего
руководящего органа политической партии или ее регионального
отделения, по которому осуществляется связь с ними, могут быть
подтверждены гарантийными письмами и другими документами.
5.9. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган в день получения документов, необходимых для
государственной регистрации политических партий и их региональных
отделений, выдает уполномоченным лицам политической партии
документ, подтверждающий их получение. Министерство юстиции
Российской Федерации и его территориальные органы не вправе
требовать от политической партии представления документов, не
предусмотренных пунктами первыми статей 16, 17 и 18 Федерального
закона "О политических партиях" для государственной регистрации
политической партии или регионального отделения политической
партии.
Решение о государственной регистрации политической партии и ее
региональных отделений принимается соответственно Министерством
юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений
о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее
региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными
законами сведений осуществляется регистрирующим органом.
5.10. На основании решения о государственной регистрации
политической партии и ее региональных отделений, принятого
Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным
органом, и представленных ими необходимых сведений и документов
регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр
юридических лиц запись о политической партии или ее региональном
отделении и сообщает об этом в орган юстиции, принявший решение о
государственной регистрации политической партии или ее
регионального отделения, в установленные законом сроки.
5.11. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня
получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый
государственный реестр юридических лиц записи о политической
партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу
политической партии или ее региональному отделению свидетельство
об их государственной регистрации, подтверждающее факт внесения
соответствующих записей в Единый государственный реестр
юридических лиц.
При этом в случае, если не принято решение об отказе в
государственной регистрации политической партии или ее
регионального отделения, указанное свидетельство должно быть
выдано не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего
заявления о государственной регистрации.
5.12. Политической партии и ее региональному отделению может
быть отказано в государственной регистрации по основаниям,
изложенным в статье 20 Федерального закона "О политических
партиях". Отказ в государственной регистрации оформляется в форме
заключения и утверждается Министерством юстиции Российской
Федерации или его территориальным органом и сообщается заявителю
об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня
получения представленных документов с указанием конкретных
положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых
повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной
политической партии или ее регионального отделения.
Отказ в государственной регистрации либо уклонение от
государственной регистрации политической партии или ее
регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Отказ в
государственной регистрации не является препятствием для повторных
представлений документов для государственной регистрации
политической партии или ее регионального отделения. Рассмотрение
уполномоченными органами повторных представлений документов и
вынесение по ним решений осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством.
6. Особенности рассмотрения заявлений
и принятие решения о регистрации профсоюзов
6.1. В соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц" и с учетом установленного Федеральным
законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 12, ст. 1093)
специального порядка регистрации профсоюзов Министерство юстиции
Российской Федерации и его территориальные органы рассматривают
представленные учредительные документы и принимают решение о
государственной регистрации профсоюзов в качестве юридических лиц.
6.2. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет
рассмотрение заявлений и принимает решение о государственной
регистрации:
- общероссийских профсоюзов (добровольное объединение членов
профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности,
связанных общими социально-трудовыми и профессиональными
интересами, действующее на всей территории Российской Федерации
или на территории более половины субъектов Российской Федерации
либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной
или нескольких отраслей деятельности);
- общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов -
добровольное объединение общероссийских профессиональных союзов,
территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов,
действующее на всей территории Российской Федерации или на
территориях более половины субъектов Российской Федерации.
6.3. Территориальные органы Министерства юстиции Российской
Федерации рассматривают заявления и принимают решения о
государственной регистрации:
- межрегиональных профсоюзов (добровольное объединение членов
профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности,
действующее на территориях менее половины субъектов Российской
Федерации);
- межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций
профсоюзов (добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и
(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций
профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов
Российской Федерации);
- территориальных объединений (ассоциаций) организаций
профсоюзов (добровольное объединение организаций профсоюзов, как
правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо
на территории города или района);
- территориальных организаций профсоюза (добровольное
объединение членов первичных профсоюзных организаций одного
профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской
Федерации либо на территориях нескольких субъектов Российской
Федерации, либо на территории города или района);
- первичных профсоюзных организаций (добровольное объединение
членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в
одном учреждении, одной организации независимо от форм
собственности и подчиненности, действующее на основании положения,
принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего
положения о первичной профсоюзной организации соответствующего
профсоюза).
6.4. Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в
уведомительном порядке.
6.5. Для государственной регистрации профсоюзы, их объединения
(ассоциации), первичные профсоюзные организации в течение месяца
со дня их образования представляют в Министерство юстиции
Российской Федерации или в его территориальный орган в субъекте
Российской Федерации по месту нахождения соответствующего
профсоюзного органа:
- заявление в 2-х экземплярах. Подписи заявителей на одном
экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в
соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц";
- в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или
положений о первичных профсоюзных организациях в 2-х экземплярах;
- копии решений съездов (конференций, собраний) о создании
профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных
организаций, об утверждении уставов или положений о первичных
профсоюзных организациях в 2-х экземплярах;
- перечень участников - соответствующих профсоюзов, их
объединений (ассоциаций).
Копии документов, кроме копий уставов или положений о
первичных профсоюзных организациях, подписываются руководителем
профсоюзного органа и заверяются печатью этого органа или
организации, где действует профсоюз.
Профсоюзы освобождаются от уплаты государственной пошлины за
государственную регистрацию.
При получении указанных документов Министерство юстиции
Российской Федерации или его территориальный орган направляют в
регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для
внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений
о создании, реорганизации или ликвидации профсоюза, объединения
(ассоциации) профсоюзов первичной профсоюзной организации.
6.6. При получении от регистрирующего органа информации о
внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о
профсоюзе, объединении (ассоциации), о первичной профсоюзной
организации Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган выдают заявителю свидетельство о
регистрации, подтверждающее факт внесения указанной записи в
Единый государственный реестр юридических лиц.
6.7. Необходимые действия по государственной регистрации
первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица
может осуществлять также представитель профсоюзного органа
соответствующего профсоюза по доверенности.
7. Особенности рассмотрения заявлений
и принятия решения о государственной регистрации
национально-культурных автономий
7.1. Государственная регистрация национально-культурной
автономии осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об общественных
объединениях с учетом особенностей национально-культурной
автономии, предусмотренных Федеральным законом от 17.06.1996
N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2965; 2002,
N 12, ст. 1093).
7.2. Для государственной регистрации национально-культурной
автономии должны быть представлены документы, подтверждающие, что
не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания
(конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными
способами были сделаны сообщения о предстоящем учреждении
национально-культурной автономии.
7.3. Министерством юстиции Российской Федерации
рассматриваются заявления и принимаются решения о государственной
регистрации федеральной национально-культурной автономии, а его
территориальными органами рассматриваются заявления и принимаются
решения о государственной регистрации региональных и местных
национально-культурных автономий.
8. Порядок рассмотрения заявлений
и принятие решения о государственной регистрации
торгово-промышленных палат
8.1. Торгово-промышленные палаты, являющиеся
негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими
российские предприятия и российских предпринимателей, подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц" с учетом
установленного Законом Российской Федерации "О
торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1309; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2002,
N 12, ст. 1093) специального порядка государственной регистрации
торгово-промышленных палат.
8.2. Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает
заявления и принимает решение о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких
субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации.
Территориальным органом Министерства юстиции Российской
Федерации рассматривается заявление и принимается решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной
на территории одного субъекта Российской Федерации.
8.3. Для государственной регистрации торгово-промышленной
палаты в месячный срок со дня принятия устава в Министерство
юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте
Российской Федерации подаются следующие документы:
- заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором
также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты, в
2-х экземплярах. На одном экземпляре подписи заявителей
удостоверяются нотариально, в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц" для государственной регистрации юридических лиц;
- устав торгово-промышленной палаты в 3-х экземплярах;
- протокол учредительного съезда (конференции) или общего
собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты,
в 2-х экземплярах;
- решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о
согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
- документ об уплате государственной пошлины в 2-х
экземплярах;
- опись документов, представленных на государственную
регистрацию.
8.4. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган после принятия решения о государственной
регистрации торгово-промышленной палаты направляет в
территориальный регистрирующий орган сведения и документы,
необходимые для осуществления данным органом функций по ведению
Единого государственного реестра юридических лиц.
8.5. На основании решения Министерства юстиции Российской
Федерации или его территориального органа и представленных ими
необходимых сведений и документов регистрирующий орган вносит в
Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации
торгово-промышленной палаты и сообщает об этом в орган, принявший
решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты,
в установленные законом сроки.
8.6. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня
получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый
государственный реестр юридических лиц записи о
торгово-промышленной палате выдает заявителю свидетельство о
государственной регистрации, подтверждающее факт внесения
указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц
(приложение N 10).
При этом в случае, если не принято решение об отказе в
государственной регистрации торгово-промышленной палаты,
свидетельство должно быть выдано заявителю не позднее чем в
месячный срок со дня подачи заявления о государственной
регистрации.
8.7. Торгово-промышленная палата приобретает права
юридического лица со дня внесения записи о ней в Единый
государственный реестр юридических лиц.
8.8. Торгово-промышленная палата обязана информировать орган,
принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении
сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц", за исключением
сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента
такого изменения. Министерство юстиции Российской Федерации или
его территориальный орган не позднее рабочего дня со дня получения
соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает
об этом в регистрирующий орган для внесения записи в Единый
государственный реестр юридических лиц.
Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в
установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения
изменений в Единый государственный реестр юридических лиц,
является основанием для обращения органа юстиции, принявшего
решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной
палаты, в суд с требованием о ее ликвидации.
8.9. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в
связи с ее реорганизацией осуществляется в порядке,
предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц", с учетом особенностей, установленных Законом
Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации".
Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в
связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять
рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном
порядке документов.
III. Рассмотрение заявлений и принятие решения
о выдаче торгово-промышленным палатам, общественным
объединениям, в том числе политическим партиям,
профсоюзам и национально-культурным автономиям,
дубликатов утраченных документов
9. В случае утраты подлинников свидетельства о государственной
регистрации торгово-промышленной палаты, общественного
объединения, в том числе политической партии, профсоюза и
национально-культурной автономии, или устава указанных объединений
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный
орган может принять решение о выдаче дубликатов этих утраченных
документов.
10. Для выдачи дубликатов свидетельства о государственной
регистрации торгово-промышленной палаты, общественного
объединения, в том числе политической партии, профсоюза и
национально-культурной автономии, и (или) уставов этих объединений
в Министерство юстиции Российской Федерации или в его
территориальный орган, принявшие решение о государственной
регистрации указанных объединений, подаются следующие документы:
- заявление, подписанное руководителями общественного
объединения;
- решение постоянно действующего руководящего органа
объединения по факту утраты подлинников документов;
- акты, справки и другие материалы и сведения, подтверждающие
факт утраты подлинников указанных документов;
- опись документов, представленных для получения дубликатов
утраченных документов.
11. Заявления о выдаче дубликатов свидетельства о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты,
общественного объединения, в том числе политической партии,
профсоюза и национально-культурной автономии, и их уставов
рассматриваются в Министерстве юстиции Российской Федерации или в
его территориальном органе в месячный срок. При необходимости
проводится проверка достоверности факта утраты документов.
По заявлению о выдаче дубликатов утраченных документов могут
быть приняты решения: о выдаче дубликатов документов либо об
отказе в их выдаче.
12. По результатам рассмотрения заявления составляется
заключение. Решение о выдаче дубликатов документов или об отказе в
их выдаче утверждается распоряжением Министерства юстиции
Российской Федерации или его территориального органа.
В случае отказа в выдаче дубликатов утраченных документов
заявителю сообщается об этом в письменном виде с обоснованием
отказа.
13. При оформлении дубликатов регистрационных документов
торгово-промышленной палаты, общественного объединения, в том
числе политической партии, профсоюза и национально-культурной
автономии, на лицевой стороне документа делается отметка:
"Дубликат". Копии выданных дубликатов документов, а также
материалы, послужившие основанием для их выдачи, приобщаются к
регистрационному делу объединения, хранящемуся в ведомственном
реестре юридических лиц.
IV. Оформление и хранение в Министерстве юстиции
Российской Федерации и его территориальных органах
документов и материалов о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений,
в том числе политических партий, профсоюзов
и национально-культурных автономий
14. Документы и материалы о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе
политических партий, профсоюзов и национально-культурных
автономий, формируются в отдельные регистрационные дела, в которых
должны находиться все документы, представляемые на государственную
регистрацию в соответствии с настоящими Правилами. Один экземпляр
документов, необходимых для внесения записи в Единый
государственный реестр юридических лиц, направляется в
территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам, второй экземпляр документов, вместе с копией
свидетельства о регистрации указанных объединений, хранится в
ведомственном реестре органа юстиции, принявшего решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты,
общественного объединения, в том числе политической партии,
профсоюза и национально-культурной автономии. Другие документы и
материалы, представляемые для государственной регистрации
объединения, возвращаются заявителю.
15. В регистрационные дела, хранящиеся в ведомственном реестре
органов юстиции, приобщается вся последующая переписка по тому или
иному объединению, справки о проверке их уставной деятельности,
ежегодная отчетная информация о продолжении деятельности
торгово-промышленной палаты, общественного объединения, в том
числе политической партии, профсоюза и национально-культурной
автономии.
Листы регистрационного дела нумеруются, скрепляются и
подшиваются в папку с внутренней описью находящихся в нем
документов.
16. Регистрационные дела хранятся в секторе ведомственного
реестра Министерства юстиции Российской Федерации или его
территориального органа, в отдельном, специально оборудованном
помещении.
Уничтожение архивных дел о государственной регистрации
торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе
политических партий, профсоюзов и национально-культурных
автономий, не допускается. Документы о государственной регистрации
указанных объединений подлежат постоянному хранению.
Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.03.2003 N 68
ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
I. Общие положения
1. Правила разработаны на основе Федеральных законов от
08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических
лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33
(ч. I), ст. 3431), от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о
религиозных объединениях" (далее - Закон) (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000,
N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 30, ст. 3029),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002
N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.
2589), иных актов законодательства Российской Федерации и
регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия решения о
государственной регистрации религиозных организаций Министерством
юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона религиозные
организации подлежат государственной регистрации в соответствии с
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических
лиц". Решение о государственной регистрации религиозной
организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации
или его территориальными органами.
3. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц
сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных
организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами
сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом
(далее именуется уполномоченный орган) на основании принимаемого
Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным
органом решения о соответствующей государственной регистрации.
4. Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение
о государственной регистрации централизованных религиозных
организаций, имеющих местные религиозные организации на территории
двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных
организаций, образуемых этими централизованными организациями.
Решение о государственной регистрации местных религиозных
организаций, а также централизованных религиозных организаций,
имеющих местные религиозные организации на территории одного
субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций,
образуемых этими централизованными религиозными организациями,
принимается территориальным органом Министерства юстиции
Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской
Федерации.
II. Порядок представления документов
для государственной регистрации религиозных организаций
5. Для государственной регистрации местной религиозной
организации ее учредители представляют в соответствующий орган
юстиции следующие документы в двух экземплярах (кроме подпункта
5.4 настоящих Правил):
5.1. Опись представленных на государственную регистрацию
документов и сведений.
5.2. Заявление о государственной регистрации по форме,
утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное
заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц" для государственной
регистрации юридических лиц.
5.3. Список лиц (учредителей), создающих религиозную
организацию, установленной формы.
5.4. Устав религиозной организации в трех экземплярах,
отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме,
идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом
(руководителем) религиозной организации.
5.5. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о
дате и месте проведения собрания, количественном и персональном
составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о
создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании
руководящих органов) и результатах голосования по ним.
5.6. Документ, подтверждающий существование религиозной группы
на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет,
выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее
вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее
руководящим центром.
5.7. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему
практике, в том числе об истории возникновения религии и данного
объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к
семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью
последователей данной религии; ограничениях для членов и
служителей организации в отношении их гражданских прав и
обязанностей.
5.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего руководящего органа создаваемой религиозной
организации, по которому осуществляется связь с религиозной
организацией.
5.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр)
создаваемой религиозной организации находится за пределами
Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной
основополагающий документ иностранной религиозной организации,
который удостоверен государственным органом государства нахождения
этой организации.
5.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6. Для государственной регистрации централизованных
религиозных организаций, а также религиозных организаций,
образуемых централизованными религиозными организациями, в
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный
орган представляются в двух экземплярах (кроме подпункта 6.5
настоящих Правил):
6.1. Опись представленных на государственную регистрацию
документов и сведений.
6.2. Заявление о государственной регистрации по форме,
установленной в подпункте 5.2 настоящих Правил.
6.3. Список учредителей религиозной организации (юридических
лиц).
6.4. В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997
N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" копии
устава и документа о государственной регистрации учредителя
(учредителей) нотариально удостоверяются.
6.5. Устав создаваемой религиозной организации в трех
экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями),
отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
6.6. Соответствующее решение правомочного органа учредителя
(учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания,
конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых
к данного вида юридическим документам.
6.7. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру
создаваемой религиозной организации, с приложением копии уставов и
свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех
местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
6.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего руководящего органа создаваемой организации, по
которому осуществляется связь с религиозной организацией.
6.9. В случае если вышестоящий руководящий орган (центр)
создаваемой религиозной организации находится за пределами
Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в
подпункте 5.9 настоящих Правил.
6.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6.11. Документы и иные материалы представляются в федеральный
орган юстиции или его территориальный орган на русском языке -
государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР от
25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов РСФСР" - Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст.
1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,
ст. 3804).
7. Документы, исходящие из организаций и учреждений
иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к
которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное
не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с
иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии
на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который
удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало
лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля,
которыми снабжен этот документ.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и
учреждений иностранных государств, не являющихся участниками
Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено
действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с
иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии
консульской легализации, которую совершают консульские учреждения
Российской Федерации за границей и Консульское управление
Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества
Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без
специального удостоверения, если такие документы и акты
изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально
уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной
форме и скреплены гербовой печатью (Минская Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).
III. Порядок рассмотрения заявлений
о государственной регистрации религиозных организаций
8. Заявление о государственной регистрации и учредительные
документы религиозных организаций представляются в Министерство
юстиции Российской Федерации или его территориальный орган
учредителем (учредителями) религиозной организации или специально
уполномоченными лицами непосредственно либо направляются почтовым
отправлением с уведомлением и описью вложения.
9. Поступающие на государственную регистрацию документы
религиозных организаций учитываются в установленном порядке и
передаются исполнителю. Датой представления учредительных
документов является дата их поступления в Министерство юстиции
Российской Федерации или его территориальные органы, а также дата
регистрации при поступлении, если документы получены по почте.
10. В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона в случае
несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных
законом, Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальные органы вправе оставить заявление без рассмотрения
с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
11. Согласно пункту 8 статьи 11 Закона заявление о
государственной регистрации религиозной организации, создаваемой
централизованной религиозной организацией или на основании
подтверждения, выданного централизованной религиозной
организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления
всех необходимых документов. В иных случаях Министерство юстиции
Российской Федерации или его территориальные органы вправе
продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для
проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядок
проведения которой утвержден Постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения
государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560).
12. По результатам рассмотрения заявления Министерство юстиции
Российской Федерации или его территориальные органы принимают
решение о государственной регистрации религиозной организации либо
об отказе в государственной регистрации.
13. Решение о государственной регистрации религиозной
организации оформляется в виде заключения и объявляется
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации либо
решением уполномоченного должностного лица Министерства юстиции
Российской Федерации или его территориального органа.
14. Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальные органы после принятия решения о государственной
регистрации юридического лица (религиозной организации)
представляют в территориальные органы Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам один экземпляр документов,
предусмотренных статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц", для внесения записи
в государственный реестр с сопроводительным письмом по форме
согласно приложению N 1 к Положению "О порядке взаимодействия
федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию
юридических лиц", утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.06.2002 N 442.
15. На основании решения о государственной регистрации
религиозной организации присваивается номер ведомственного
реестра, ведущегося Министерством юстиции Российской Федерации или
его территориальными органами.
После получения документов от уполномоченного органа о
внесении записи о религиозной организации в Единый государственный
реестр юридических лиц Министерство юстиции Российской Федерации
или его территориальные органы выдают свидетельство установленного
образца о государственной регистрации юридического лица -
религиозной организации.
16. В случае отказа в государственной регистрации религиозной
организации о принятом решении в письменной форме сообщается
заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по
мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не
допускается.
В случае отказа документы, представленные на государственную
регистрацию, возвращаются религиозной организации на основании
заявления. При этом в Министерстве юстиции Российской Федерации
или его территориальном органе остаются копии всех документов,
имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.
Возврат уплаченной за государственную регистрацию
государственной пошлины производится в порядке, установленном
пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 31.12.1995
N 226-ФЗ "О государственной пошлине" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 19).
17. Отказ Министерства юстиции Российской Федерации или его
территориального органа в государственной регистрации, а также
уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
18. Изменения и дополнения, внесенные в устав религиозной
организации, подлежат государственной регистрации, которая
производится в том же порядке, что и для государственной
регистрации религиозных организаций.
19. В случаях государственной регистрации изменений и
дополнений в уставе религиозной организации выдается новое
свидетельство о государственной регистрации с прежними номерами
ведомственного реестра Министерства юстиции Российской Федерации
или его территориального органа и основного государственного
регистрационного номера. Ранее выданное свидетельство о
государственной регистрации и устав аннулируются и подлежат
возвращению в орган, принявший решение о государственной
регистрации юридического лица.
20. Религиозная организация обязана информировать орган,
принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении
сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц", за исключением
сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента
таких изменений.
Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальные органы не позднее одного рабочего дня со дня
получения соответствующей информации от религиозной организации
сообщают об этом в территориальный орган Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в
установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения
изменений в Единый государственный реестр юридических лиц,
является основанием для обращения органа, принявшего решение о
государственной регистрации религиозной организации, в суд с
требованием о признании данной организации прекратившей свою
деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из
Единого государственного реестра юридических лиц.
21. Согласно пункту 9 статьи 8 Закона религиозная организация
обязана ежегодно информировать Министерство юстиции Российской
Федерации или его территориальные органы о продолжении своей
деятельности.
Указанные сведения о местных религиозных организациях могут
представляться в Министерство юстиции Российской Федерации или его
территориальные органы соответствующей централизованной
религиозной организацией в установленном законом порядке.
IV. Отмена акта о государственной регистрации
религиозной организации
22. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона религиозная
организация может быть ликвидирована:
- по решению учредителей или органа, уполномоченного на то
уставом религиозной организации;
- по решению суда в случаях, установленных законом.
23. При ликвидации религиозной организации Министерство
юстиции Российской Федерации или его территориальный орган издает
распоряжение об исключении религиозной организации из Единого
государственного реестра юридических лиц и направляет
соответствующие сведения и документы в уполномоченный
регистрирующий орган для внесения записи о ликвидации в качестве
юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.
V. Рассмотрение заявлений о выдаче
дубликатов документов
24. В случае утраты подлинников свидетельства о
государственной регистрации религиозной организации с
подтверждением факта внесения записи в Единый государственный
реестр юридических лиц или устава религиозной организации орган,
принимающий решение о государственной регистрации, может выдать их
дубликат.
25. Для выдачи дубликатов свидетельства о государственной
регистрации религиозной организации и (или) устава религиозной
организации в орган, принимающий решение о государственной
регистрации, подаются следующие документы:
- заявление, подписанное руководителем религиозной
организации;
- решение руководящего органа религиозной организации по факту
утраты подлинников документов;
- материалы проверки, акты, справки и другие документы,
подтверждающие факт утраты подлинников указанных документов.
26. Заявление о выдаче дубликатов свидетельства о
государственной регистрации религиозной организации и устава
рассматриваются органом, принимающим решение о государственной
регистрации, в месячный срок. При необходимости проводится
проверка достоверности факта их утраты.
По результатам рассмотрения заявления составляется
соответствующее заключение.
27. По заявлению могут быть приняты решения о выдаче
дубликатов документов либо об отказе в их выдаче. Решение о выдаче
дубликатов документов объявляется распоряжением органа,
принимающего решение о государственной регистрации, либо решением
уполномоченного лица Министерства юстиции Российской Федерации или
уполномоченного лица территориального органа Министерства юстиции
Российской Федерации.
В случае отказа в выдаче дубликатов документов заявителю
сообщается об этом в письменной форме с указанием оснований
отказа.
28. При оформлении дубликатов регистрационных документов на их
лицевой стороне делается отметка "Дубликат". Копия выданного
дубликата документа, а также материалы, послужившие основанием для
его выдачи, приобщаются к делу религиозной организации.
VI. Оформление и хранение материалов
о государственной регистрации религиозных организаций
29. Министерство юстиции Российской Федерации и его
территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра
религиозных организаций для обеспечения выполнения функций,
возложенных на них действующим законодательством.
30. В ведомственные реестровые дела приобщается вся переписка
по данной религиозной организации, справки о проверке ее уставной
деятельности, ежегодная информация о продолжении ее деятельности и
другие материалы, касающиеся этой религиозной организации.
Листы регистрационного дела пронумеровываются, скрепляются и
приобщаются в дело с внутренней описью находящихся в нем
документов.
31. Ведомственные дела хранятся в Министерстве юстиции
Российской Федерации или его территориальном органе и являются
документами постоянного хранения.
|