ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2003 г. N КАС03-80
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 марта 2003 года
гражданское дело по жалобе Х. о признании недействительными
пунктов 9 и 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, в
части слов "... в жилых помещениях, не являющихся их местом
жительства" по кассационной жалобе Х. на решение Верховного Суда
РФ от 29 января 2003 года, которым в удовлетворении заявленного
требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения Х., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
объяснения представителей Правительства РФ Быченковой И.В. и
Тумакова А.С., возражавших против кассационной жалобы, выслушав
заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную
жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Х. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании
недействительными пунктов 9 и 12 Правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года
N 713, в части слов "... в жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства".
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Х. просит решение суда отменить, считая
его не основанным на действующем законодательстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения
Верховного Суда РФ.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25
июня 1993 года N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий
для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод,
а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,
государством и обществом вводятся регистрационный учет граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц,
ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля
1995 года N 713 были утверждены Правила регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512, от
14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2000 N 599, с
изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N
290, постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П)
(далее - Правила).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что граждане, прибывшие для
временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом
жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня
прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к
должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту
пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания
гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма жилого помещения или заявление лица,
предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно п. 12 Правил органы регистрационного учета в 3-дневный
срок со дня поступления документов регистрируют в установленном
порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не
являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о
регистрации по месту пребывания.
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" в статье 2 раскрывает понятия "место
жительства" и "место пребывания".
Так, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное
учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом
жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют,
дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых,
дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное
жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма),
договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм Закона Российской Федерации "О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
позволяет сделать вывод о том, что предусмотренная в оспариваемых
пунктах 9 и 12 Правил обязанность регистрации граждан по месту
пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства,
в полной мере соответствует требованиям закона.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что Правительство
РФ в пунктах 9 и 12 Правил не предусмотрело иного порядка
регистрации граждан по месту пребывания, прибывших для временного
проживания в местах, которые не являются жилыми помещениями, не
может служить основанием для удовлетворения заявленных требований,
поскольку при осуществлении нормоконтроля суд проверяет
оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия
закону и иным правовым актам.
Также несостоятелен довод Х. о том, что применение оспариваемых
пунктов Правил ограничивает закрепленные Конституцией РФ права
граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и
жительства (ст. 27 Конституции РФ), поскольку ими не налагается
никаких запретов или ограничений в указанных правах.
Ссылка в кассационной жалобе на правовую позицию
Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении данного суда
от 2 февраля 1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности
пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995
года N 713", согласно которой "...по смыслу Закона Российской
Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" определение гражданином места своего
пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с
наличием соответствующего жилого помещения в качестве места
пребывания", не свидетельствует о незаконности обжалованного
решения Верховного Суда РФ, поскольку пункты 9 и 12 Правил
соответствуют положениям абз. 2 ст. 2 Закона "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а эта
норма Закона не была признана Конституционным Судом РФ
неконституционной.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно,
решение постановлено с соблюдением норм процессуального права,
предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в
кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Х. - без
удовлетворения.
|