ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 20 марта 2003 г. N 3
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
1. Вправе ли кредитные организации для выявления операций,
указанных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -
Федеральный закон), использовать перечни лиц, признанных имеющими
отношение и причастными к террористической деятельности, которые
были доведены до их сведения указаниями оперативного характера
Банка России от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах, предпринимаемых США
по предотвращению финансирования терроризма" и от 01.02.2002
N 12-Т "О мерах, предпринимаемых во исполнение резолюций Совета
Безопасности ООН"?
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона установлено, что
операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат
обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон
является организация или физическое лицо, в отношении которых
имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным
законом порядке сведения об их участии в экстремистской
деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно
находящееся в собственности или под контролем таких организации
или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от
имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
(в том числе кредитных организаций), перечня таких организаций и
лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой
порядок определен Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке
определения перечня организаций и физических лиц, в отношении
которых имеются сведения об их участии в экстремистской
деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения полномочиями по
составлению вышеназванного перечня, а также внесению в него
изменений и дополнений наделен КФМ России.
Перечень, составленный КФМ России, доведен до сведения
территориальных учреждений Банка России Главным центром
информатизации Банка России 21 марта 2003 года.
Перечни лиц, признанных имеющими отношение и причастными к
террористической деятельности, которые доводились до сведения
кредитных организаций Банком России (указания оперативного
характера от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах, предпринимаемых США по
предотвращению финансирования терроризма" и от 01.02.2002 N 12-Т
"О мерах, предпринимаемых во исполнение резолюций Совета
Безопасности ООН"), могут использоваться ими при реализации
программ по выявлению необычных сделок.
2. Как в целях выявления операций, указанных в абзаце пятом
подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, определить
период деятельности юридического лица, которое прошло процедуру
реорганизации?
В соответствии с пунктом 1 и абзацем пятым подпункта 3 пункта
1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или
иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на
которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо
эквивалентную сумму в иностранной валюте, а по своему характеру
данная операция относится к операциям по зачислению денежных
средств на счет (вклад) или их списанию со счета (вклада)
юридического лица, период деятельности которого не превышает трех
месяцев со дня его регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц" моментом
государственной регистрации признается внесение регистрирующим
органом соответствующей записи в государственный реестр. В то же
время следует принимать во внимание, что в соответствии с пунктом
2 статьи 15 указанного Закона в случае, если юридическое лицо
подверглось реорганизации и в результате этой процедуры прекращена
деятельность одного или нескольких юридических лиц, регистрирующие
органы вносят в государственный реестр записи о прекращении
деятельности таких юридических лиц и государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, требования Федерального закона об обязательном
контроле распространяются на операции юридических лиц, которые
вновь возникли в результате реорганизации в форме слияния,
разделения, выделения или преобразования.
Следовательно, при рассмотрении вопроса об отнесении операции
юридического лица, вновь возникшего в результате реорганизации, к
операциям, указанным в абзаце пятом подпункта 3 пункта 1 статьи 6
Федерального закона, отсчет периода его деятельности следует
начинать с даты внесения регистрирующим органом в государственный
реестр записи о государственной регистрации этого юридического
лица (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3. Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц" установил требование о представлении в
регистрирующие органы юридическими лицами, зарегистрированными до
его вступления в силу, документов, необходимых для внесения записи
в государственный реестр. Следует ли кредитной организации в
соответствии с пунктом 1 и абзацем пятым подпункта 3 пункта 1
статьи 6 Федерального закона распространять процедуры
обязательного контроля на указанных юридических лиц?
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц" моментом
государственной регистрации признается внесение регистрирующим
органом соответствующей записи в государственный реестр. При этом
пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц" определено, что записи вносятся в
государственный реестр на основании документов, представленных
заявителями при государственной регистрации юридических лиц и
внесении изменений в государственный реестр.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц" уполномоченное лицо
юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу
указанного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со
дня его вступления в силу представить в регистрирующий орган
сведения, предусмотренные Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц". При этом в обращении Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам "О государственной
регистрации юридических лиц" ("Парламентская газета", N 134,
18.07.2002, "Российская Бизнес-газета", N 28, 23.07.2002) указано,
что "это не переоформление свидетельства, не перерегистрация
юридического лица, а именно сообщение сведений о юридическом лице,
на основании которого в Единый государственный реестр юридических
лиц будет внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее
факт внесения записи в государственный реестр".
Таким образом, операции юридических лиц, которые были
зарегистрированы до вступления в силу Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц" и с даты
государственной регистрации которых прошло более трех месяцев,
согласно абзацу пятому подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального
закона обязательному контролю не подлежат.
4. В соответствии с требованиями статьи 4 и пункта 6 статьи 7
Федерального закона кредитные организации, представляющие
соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе
информировать об этом клиентов или иных лиц. Вправе ли кредитная
организация представлять информацию о принимаемых ею мерах в целях
противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и
финансированию терроризма проверяющим Банка России, а также
обращаться к клиенту за разъяснениями или дополнительными
документами, необходимыми ей для осуществления внутреннего
контроля?
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона
контроль за исполнением физическими и юридическими лицами
Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления
информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а
также за организацией внутреннего контроля осуществляется
соответствующими надзорными органами в соответствии с их
компетенцией и в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае
отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или
иным имуществом.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России
является органом банковского регулирования и надзора.
Руководствуясь статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", а также Инструкцией Банка
России, устанавливающей порядок проведения проверок кредитных
организаций и их филиалов уполномоченными представителями
Центрального банка Российской Федерации, представители (служащие)
Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие
документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости
снимать копии с соответствующих документов для приобщения к
материалам проверки.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона на
кредитную организацию возложена обязанность документально
зафиксировать и представить сведения о подлежащих обязательному
контролю и необычных операциях в уполномоченный орган.
Соответственно, в рамках исполнения Федерального закона кредитная
организация вправе обратиться к клиенту за получением необходимых
ей для осуществления внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию
терроризма разъяснений и (или) документов при условии, что такой
запрос не будет мотивирован принятием кредитной организацией мер
по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и
валютного контроля.
* * *
Департамент валютного регулирования и валютного контроля
сообщает названия сайтов Интернета, содержащих сведения об
иностранном законодательстве и международных инициативах в области
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма:
- Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ) - www.fatf-gafi.org, а также новый сайт по вопросам борьбы
с финансированием терроризма -
www.fatf-gafi.org/TerFinance_en.htm,
- Международного валютного фонда - www.imf.org,
- Всемирного банка - www.worldbank.ru,
- Международной информационной системы по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, - www.imolin.org,
- Европарламента - www.europarl.eu.int,
- Организации Объединенных Наций - www.un.org,
- Вольфсбергской группы - www.wolfsberg-principles.com,
- Сети по борьбе с преступлениями США - www.fincen.gov,
- Казначейства США - www.treas.gov,
- Азиатско-Тихоокеанской группы по вопросам отмывания денег -
www.apgml.org,
- Карибской группы финансовых действий против отмывания денег
- www.cfatf.org,
- Международной комплаенс-системы Complinet -
www.complinet.com, на котором представлены информационная база
данных по клиентам отдельных банков и актуальные сведения о
международных инициативах в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов и финансированию терроризма,
- Журнала "Money laundering Alert" - www.moneylaundering.com.
|