Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 20.03.2003 N 3 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                        от 20 марта 2003 г. N 3
   
              ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
           ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
                 ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
                     И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
   
       1.  Вправе  ли  кредитные  организации для выявления операций,
   указанных    в  пункте   2  статьи   6  Федерального   закона   "О
   противодействии   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
   преступным   путем,   и   финансированию   терроризма"   (далее  -
   Федеральный закон),  использовать перечни лиц, признанных имеющими
   отношение  и причастными к террористической деятельности,  которые
   были  доведены  до  их  сведения указаниями оперативного характера
   Банка  России от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах,  предпринимаемых США
   по  предотвращению  финансирования  терроризма"  и  от  01.02.2002
   N 12-Т "О мерах,  предпринимаемых  во  исполнение резолюций Совета
   Безопасности ООН"?
       Пунктом   2 статьи  6 Федерального  закона  установлено,   что
   операции  с денежными  средствами  или  иным  имуществом  подлежат
   обязательному  контролю  в случае,  если  хотя  бы одной из сторон
   является  организация  или  физическое  лицо,  в отношении которых
   имеются  полученные  в установленном  в соответствии с Федеральным
   законом   порядке   сведения   об   их   участии  в экстремистской
   деятельности,   либо   юридическое   лицо,   прямо   или  косвенно
   находящееся  в собственности  или  под контролем таких организации
   или  лица,  либо  физическое или юридическое лицо,  действующее от
   имени или по указанию таких организации или лица.
       Порядок   определения  и доведения  до  сведения  организаций,
   осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
   (в  том числе кредитных организаций),  перечня таких организаций и
   лиц  устанавливается  Правительством  Российской Федерации.  Такой
   порядок    определен   Постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от  18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке
   определения  перечня  организаций  и физических  лиц,  в отношении
   которых   имеются   сведения   об   их   участии  в экстремистской
   деятельности,  и  доведения этого перечня до сведения организаций,
   осуществляющих   операции   с  денежными   средствами   или   иным
   имуществом" (далее - Положение).
       В   соответствии   с  пунктом   2  Положения  полномочиями  по
   составлению  вышеназванного  перечня,   а  также  внесению  в него
   изменений и дополнений наделен КФМ России.
       Перечень,   составленный  КФМ  России,   доведен  до  сведения
   территориальных    учреждений   Банка   России   Главным   центром
   информатизации Банка России 21 марта 2003 года.
       Перечни  лиц,  признанных  имеющими  отношение и причастными к
   террористической  деятельности,  которые  доводились  до  сведения
   кредитных   организаций   Банком   России  (указания  оперативного
   характера  от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах,  предпринимаемых США по
   предотвращению  финансирования  терроризма" и от 01.02.2002 N 12-Т
   "О   мерах,   предпринимаемых   во   исполнение  резолюций  Совета
   Безопасности  ООН"),   могут  использоваться  ими  при  реализации
   программ по выявлению необычных сделок.
       2.  Как  в целях выявления операций,  указанных в абзаце пятом
   подпункта  3 пункта  1 статьи  6 Федерального  закона,  определить
   период  деятельности  юридического лица,  которое прошло процедуру
   реорганизации?
       В  соответствии с пунктом 1 и абзацем пятым подпункта 3 пункта
   1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или
   иным  имуществом подлежит обязательному контролю,  если сумма,  на
   которую  она совершается,  равна или превышает 600 000 рублей либо
   эквивалентную  сумму  в иностранной валюте,  а по своему характеру
   данная  операция  относится  к операциям  по  зачислению  денежных
   средств  на  счет  (вклад)  или  их  списанию  со  счета  (вклада)
   юридического лица,  период деятельности которого не превышает трех
   месяцев со дня его регистрации.
       Согласно   пункту   2  статьи   11   Федерального   закона  "О
   государственной     регистрации    юридических    лиц"    моментом
   государственной  регистрации  признается  внесение  регистрирующим
   органом  соответствующей записи в государственный реестр.  В то же
   время следует принимать во внимание, что  в соответствии с пунктом
   2  статьи  15  указанного  Закона в случае,  если юридическое лицо
   подверглось реорганизации и в результате этой процедуры прекращена
   деятельность одного или нескольких юридических лиц, регистрирующие
   органы   вносят   в государственный  реестр  записи  о прекращении
   деятельности  таких  юридических лиц и государственной регистрации
   вновь возникших юридических лиц.
       Таким образом,  требования Федерального закона об обязательном
   контроле  распространяются  на  операции юридических лиц,  которые
   вновь   возникли   в  результате  реорганизации  в форме  слияния,
   разделения, выделения или преобразования.
       Следовательно,  при рассмотрении вопроса об отнесении операции
   юридического лица,  вновь возникшего в результате реорганизации, к
   операциям,  указанным в абзаце пятом подпункта 3 пункта 1 статьи 6
   Федерального  закона,  отсчет  периода  его  деятельности  следует
   начинать  с даты внесения регистрирующим органом в государственный
   реестр  записи  о государственной  регистрации  этого юридического
   лица (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
       3.    Федеральный   закон   "О   государственной   регистрации
   юридических   лиц"   установил   требование   о  представлении   в
   регистрирующие органы юридическими лицами,  зарегистрированными до
   его вступления в силу, документов, необходимых для внесения записи
   в  государственный  реестр.  Следует  ли  кредитной  организации в
   соответствии  с пунктом  1 и  абзацем  пятым  подпункта 3 пункта 1
   статьи    6   Федерального    закона    распространять   процедуры
   обязательного контроля на указанных юридических лиц?
       В  соответствии  с пунктом  2 статьи 11 Федерального закона "О
   государственной     регистрации    юридических    лиц"    моментом
   государственной  регистрации  признается  внесение  регистрирующим
   органом соответствующей записи в государственный реестр.  При этом
   пунктом   3  статьи   5  Федерального  закона  "О  государственной
   регистрации  юридических  лиц"  определено,  что записи вносятся в
   государственный  реестр  на  основании документов,  представленных
   заявителями  при  государственной  регистрации  юридических  лиц и
   внесении изменений в государственный реестр.
       Согласно   пункту   3  статьи   26   Федерального   закона  "О
   государственной  регистрации  юридических лиц" уполномоченное лицо
   юридического   лица,   зарегистрированного  до  вступления  в силу
   указанного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со
   дня  его  вступления  в силу  представить  в регистрирующий  орган
   сведения,  предусмотренные  Федеральным законом "О государственной
   регистрации  юридических  лиц".  При этом в обращении Министерства
   Российской   Федерации  по  налогам  и сборам  "О  государственной
   регистрации  юридических  лиц"  ("Парламентская  газета",  N  134,
   18.07.2002, "Российская Бизнес-газета", N 28, 23.07.2002) указано,
   что  "это  не  переоформление  свидетельства,  не  перерегистрация
   юридического лица, а именно сообщение сведений о юридическом лице,
   на  основании которого в Единый государственный реестр юридических
   лиц  будет  внесена запись и выдано свидетельство,  подтверждающее
   факт внесения записи в государственный реестр".
       Таким   образом,   операции  юридических  лиц,   которые  были
   зарегистрированы  до  вступления  в силу  Федерального  закона  "О
   государственной    регистрации    юридических    лиц"   и  с  даты
   государственной  регистрации  которых  прошло  более трех месяцев,
   согласно  абзацу пятому подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального
   закона обязательному контролю не подлежат.
       4.  В соответствии с требованиями статьи 4 и пункта 6 статьи 7
   Федерального   закона   кредитные   организации,    представляющие
   соответствующую  информацию  в уполномоченный  орган,   не  вправе
   информировать  об этом клиентов или иных лиц.  Вправе ли кредитная
   организация представлять информацию о принимаемых ею мерах в целях
   противодействия   легализации  (отмыванию)  преступных  доходов  и
   финансированию  терроризма  проверяющим  Банка  России,   а  также
   обращаться   к  клиенту   за   разъяснениями  или  дополнительными
   документами,   необходимыми   ей   для  осуществления  внутреннего
   контроля?
       В   соответствии   с пунктом  9 статьи  7 Федерального  закона
   контроль   за   исполнением   физическими   и юридическими  лицами
   Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления
   информации  об  операциях,  подлежащих  обязательному контролю,  а
   также   за   организацией   внутреннего   контроля  осуществляется
   соответствующими   надзорными   органами   в  соответствии   с  их
   компетенцией   и  в  порядке,    установленном   законодательством
   Российской  Федерации,  а  также  уполномоченным  органом в случае
   отсутствия   надзорных   органов  в сфере  деятельности  отдельных
   организаций,  осуществляющих  операции  с денежными средствами или
   иным имуществом.
       В   соответствии   со   статьей   56  Федерального  закона  "О
   Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России
   является    органом    банковского    регулирования    и  надзора.
   Руководствуясь статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке
   Российской  Федерации  (Банке России)",  а также Инструкцией Банка
   России,  устанавливающей  порядок  проведения  проверок  кредитных
   организаций   и  их   филиалов   уполномоченными   представителями
   Центрального банка Российской Федерации,  представители (служащие)
   Банка  России имеют право получать и проверять отчетность и другие
   документы  кредитных организаций (их филиалов),  при необходимости
   снимать   копии  с соответствующих  документов  для  приобщения  к
   материалам проверки.
       Подпунктом   2  пункта   1  статьи  7 Федерального  закона  на
   кредитную    организацию   возложена   обязанность   документально
   зафиксировать  и представить  сведения  о подлежащих обязательному
   контролю    и   необычных   операциях   в  уполномоченный   орган.
   Соответственно,  в рамках исполнения Федерального закона кредитная
   организация  вправе обратиться к клиенту за получением необходимых
   ей  для осуществления внутреннего контроля в целях противодействия
   легализации   (отмыванию)   преступных   доходов  и финансированию
   терроризма  разъяснений и (или) документов при условии,  что такой
   запрос  не  будет мотивирован принятием кредитной организацией мер
   по  противодействию  легализации  (отмыванию) доходов,  полученных
   преступным путем, и финансированию терроризма.
       Материал  подготовлен  Департаментом валютного регулирования и
   валютного контроля.
   
                                 * * *
   
       Департамент   валютного   регулирования  и валютного  контроля
   сообщает   названия  сайтов  Интернета,   содержащих  сведения  об
   иностранном законодательстве и международных инициативах в области
   противодействия   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
   преступным путем, и финансированию терроризма:
       -  Группы  разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
   (ФАТФ) - www.fatf-gafi.org,  а также новый сайт по вопросам борьбы
   с             финансированием             терроризма             -
   www.fatf-gafi.org/TerFinance_en.htm,
       - Международного валютного фонда - www.imf.org,
       - Всемирного банка - www.worldbank.ru,
       -    Международной    информационной   системы   по   вопросам
   противодействия   легализации   (отмыванию)  доходов,   полученных
   преступным путем, - www.imolin.org,
       - Европарламента - www.europarl.eu.int,
       - Организации Объединенных Наций - www.un.org,
       - Вольфсбергской группы - www.wolfsberg-principles.com,
       - Сети по борьбе с преступлениями США - www.fincen.gov,
       - Казначейства США - www.treas.gov,
       -  Азиатско-Тихоокеанской группы по вопросам отмывания денег -
   www.apgml.org,
       -  Карибской группы финансовых действий против отмывания денег
   - www.cfatf.org,
       -      Международной     комплаенс-системы     Complinet     -
   www.complinet.com,  на  котором  представлены  информационная база
   данных  по  клиентам  отдельных  банков  и актуальные  сведения  о
   международных  инициативах  в области  противодействия легализации
   (отмыванию) доходов и финансированию терроризма,
       - Журнала "Money laundering Alert" - www.moneylaundering.com.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz