ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2003 г. N 01-06/8918
О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ
ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
В связи с запросами, поступающими из таможенных органов, по
применению Правил перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц,
утвержденных Приказом ГТК России от 10.10.2002 N 1087, ГТК России
разъясняет следующее.
1. Правила перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц,
утвержденные Приказом ГТК России от 10.10.2002 N 1087 (далее -
Правила), прошли всестороннюю правовую экспертизу в Министерстве
юстиции Российской Федерации на соответствие: Венской конвенции о
дипломатических сношениях от 18.04.61, Венской конвенции о
консульских сношениях от 24.04.63, Таможенному кодексу Российской
Федерации (далее - ТК России), а также иным актам законодательства
Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы Российской Федерации. Данные Правила были
зарегистрированы Минюстом России 15 декабря 2002 года за N 4030.
Таким образом, указанные Правила являются основанием для
регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к
физическим лицам, должностным лицам и организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний.
2. Пункт 13 Правил подлежит применению исключительно с учетом
положений п. 8 Правил, ст. 6 ТК России, положений ст. 22 Венской
конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.61 и учетом
принципа экстерриториальности, распространенного на территории
представительств иностранных государств в Российской Федерации и
(или) занимаемых ими помещений.
3. Согласно второму абзацу п. 21 Правил регистрация заявления
и приложенных к нему документов производится в электронной форме.
Распоряжением ГТК России от 20.02.2003 N 81-р "О декларировании
товаров, перемещаемых иностранными лицами, пользующимися
таможенными льготами" определен порядок учета в электронном виде
товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц. До
получения программных средств, используемых при проведении
таможенного контроля и таможенного оформления товаров указанной
категории таможенными органами Российской Федерации, регистрацию
заявлений и приложенных к ним документов следует производить в
письменном виде по форме в соответствии с приложением к указанному
распоряжению ГТК России.
4. Пунктом 6 Правил установлено, что таможенное оформление
товаров, перемещаемых лицами, пользующимися таможенными льготами,
через таможенную границу Российской Федерации, производится в
соответствии с ТК России и порядком, определенным Правилами, а в
части, не урегулированной Правилами, применительно к общему
порядку, определенному иными нормативными актами ГТК России,
относящимися к производству таможенного оформления и осуществлению
таможенного контроля, а также с учетом международной практики.
Таким образом, положения Приказа ГТК России от 08.10.2002 N 1067
"Об утверждении Положения о таможенном режиме временного ввоза
(вывоза) товаров" (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2002,
рег. N 4045) могут применяться лишь в части, не противоречащей
упомянутым выше актам.
5. Лица, пользующиеся таможенными льготами, могут ввозить в
соответствии с п. 47 Правил (с соблюдением установленного порядка
перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации)
транспортные средства с территорий государств, в которых эти лица
постоянно проживают, а также те транспортные средства, которые
были приобретены указанными лицами в третьих странах (в данном
случае не требуется регистрация (постановка на учет) таких
транспортных средств в органах, осуществляющих государственную
регистрацию транспортных средств в стране приобретения
транспортного средства). При этом в качестве документа,
подтверждающего право собственности либо владения транспортным
средством, а также документа, заменяющего ПТС, таможенным органам
могут быть представлены инвойсы, счета-фактуры и т.п.
6. В соответствии с п. 23 и п. 32 Правил таможенное оформление
товаров, расходуемых в процессе потребления (продукты питания,
табак и табачные изделия, алкогольная продукция, предметы личной
гигиены и др.), подлежат выпуску без обязательства об их обратном
вывозе с территории Российской Федерации (выпуск в свободное
обращение). При этом указанные товары подлежат учету таможенными
органами в форме и в порядке, предусмотренных Правилами (т.е.
путем декларирования в соответствии с положениями п. 20 Правил).
7. Поскольку ни законодательством Российской Федерации о
таможенном деле, ни международными договорами Российской Федерации
не установлено иное, лица, пользующиеся таможенными льготами,
могут временно ввозить товары, предназначенные для официального и
личного пользования, на срок своего пребывания на территории
Российской Федерации. При этом товары, предназначенные для
официального и личного пользования, временно ввозимые лицами,
пользующимися таможенными льготами, могут помещаться под режим
временного ввоза на весь срок аккредитации и срок фактического
пребывания таких лиц на территории Российской Федерации.
8. Отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) временно
ввезенных товаров (за исключением транспортных средств, порядок
отчуждения которых регулируется разделом IX Правил),
предназначенных для официального или для личного пользования
лицами, пользующимися таможенными льготами, другим лицам,
указанным в п. 1 Правил, допускается с разрешения таможенного
органа, осуществляющего учет таких товаров, без уплаты таможенных
платежей на основании заявления лица, в пользу которого был
отчужден такой товар, заверенного печатью Представительства и
подписанного главой Представительства либо уполномоченным им
лицом.
9. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в
сопровождаемом багаже лицами, пользующимися таможенными льготами,
производится при пересечении границы Российской Федерации в
общеустановленном порядке (Приказ ГТК России от 25.01.99 N 38 "Об
утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному
контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации физическими лицами и не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности"
зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, рег. N 1756) с учетом
льгот, привилегий и иммунитетов, установленных законодательством
Российской Федерации (в том числе Приказом ГТК России от
10.10.2002 N 1087), а также Венской конвенцией о дипломатических
сношениях от 18.04.61, Венской конвенцией о консульских сношениях
от 24.04.63 и международными договорами.
10. При декларировании товаров, ввозимых лицами, пользующимися
таможенными льготами, в заявлении допускается указание только тех
сведений об этих товарах, которые содержатся в транспортных и
товаросопроводительных документах. При этом если сведения о
товарах, упомянутых в п. 20 Правил, содержатся в транспортных и
товаросопроводительных документах, прилагаемых к заявлению, на
русском языке, то указания этих сведений в заявлении не требуется.
Обязательство, предусмотренное Правилами при таможенном
оформлении временно ввозимых товаров, оформляется в произвольной
форме, в том числе путем внесения соответствующей фразы в
заявление (например: "С указанными товарами, ввезенными на
территорию Российской Федерации, будут предприняты действия
согласно законодательству Российской Федерации"), используемое при
декларировании таких товаров.
11. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации отдельными категориями
иностранных лиц, должностным лицам таможенных органов необходимо
избегать конфликтных ситуаций и при возникновении спорных вопросов
учитывать наличие двухсторонних соглашений между Российской
Федерацией и иностранными государствами, касающихся предоставления
дополнительных льгот и привилегий в порядке взаимности, а также
содержание п. 1 ст. 31 Венской конвенции о праве международных
договоров от 23.05.69 (в соответствии с которым договор должен
толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением,
которое следует придавать терминам договора в их контексте).
12. Начальникам таможен и таможенных постов во исполнение
пункта 2 Приказа ГТК России от 10.10.2002 N 1087 следует внести
изменения в технологические схемы таможенного оформления и
таможенного контроля с учетом конкретных условий деятельности
отделов таможенного оформления и контроля, таможенных постов.
Первый заместитель
председателя Комитета
генерал-майор
таможенной службы
Л.А.ЛОЗБЕНКО
|