ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2003 г. N ГКПИ02-1444
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе закрытого акционерного общества "Климовская
Топливно-Энергетическая Компания" о признании недействительным п.
15 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля
1998 г. N 162,
установил:
закрытое акционерное общество "Климовская
Топливно-Энергетическая Компания" (сокращенное наименование ЗАО
"КТЭК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой
о признании недействительным п. 15 Правил поставки газа в
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 5 февраля 1998 г. N 162.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного
правового акта не соответствуют действующему законодательству и
нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской
деятельности.
В суде представитель ЗАО "КТЭК" Качаева И.В. поддержала
заявленные требования и пояснила суду, что пункт 15 Правил не
соответствует статьям 546 и 523 ГК РФ и Постановлению
Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения
или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа
организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов". В результате снижения
давления газа или прекращения его подачи снижается температура
подаваемого потребителям теплоносителя и потребители
соответственно уменьшают оплату за некачественные услуги.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ
Гайфутдинов Р.Р., Качкин Г.Л. возражали против удовлетворения
жалобы и пояснили суду, что Правительство РФ в пределах
полномочий, предоставленных ему законом, издало оспариваемый
нормативный правовой акт и пункт 15 Правил поставок газа
соответствует действующему законодательству и не нарушает прав
заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя ЗАО "КТЭК"
Качаевой И.В., представителей заинтересованного лица Правительства
РФ Гайфутдинова Р.Р., Качкина Г.Л., исследовав материалы дела,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит
удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля
1998 г. N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской
Федерации.
Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и
покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и
газораспределительными организациями, и обязательны для всех
юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через
трубопроводные сети.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что при перерасходе газа
покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение
его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по
истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О
газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации, осуществляя свои полномочия в области газоснабжения,
утверждает правила поставок газа в Российской Федерации.
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации в
пункте 2 статьи 548 устанавливает, что к отношениям, связанным со
снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и
нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре
энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не
установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из
существа обязательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О
газоснабжении в Российской Федерации" законодательство Российской
Федерации о газоснабжении в Российской Федерации основывается на
Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской
Федерации, Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральном законе "О
естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном
шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального
закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издало нормативный правовой
акт, определяющий отношения между поставщиками и покупателями
газа, в том числе газотранспортными организациями и
газораспределительными организациями, по поставке газа через
присоединенную сеть.
Предусмотренное пунктом 15 Правил право поставщика проводить
принудительное ограничение поставки газа при перерасходе его
покупателем до установленной суточной нормы поставки газа не может
рассматриваться как нарушение требований статьи 546 Гражданского
кодекса РФ.
Данной нормой права установлены основания изменения и
расторжения договора энергоснабжения, тогда как к отношениям,
связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о
договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено
законом, иными правовыми актами.
Правилами поставки газа установлено иное.
Кроме того, в пункте 15 Правил речь идет об ограничении
поставки газа до установленной суточной нормы в соответствии с
условиями заключенного договора.
Оспариваемая норма не предусматривает односторонний отказ
одной из сторон от исполнения договора на поставку газа через
присоединенную сеть, поэтому доводы представителя ЗАО "КТЭК"
Качаевой И.В. о несоответствии пункта 15 Правил требованиям статьи
523 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными.
При осуществлении нормоконтроля в отношении нормативных
правовых актов высшего исполнительного органа государственной
власти Верховный Суд Российской Федерации осуществляет проверку
соответствия оспариваемого нормативного правового акта
федеральному законодательству и нормативным указам Президента
Российской Федерации, поэтому доводы заявителя о противоречии
пункта 15 Правил Постановлению Правительства Российской Федерации
от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения
подачи электрической и тепловой энергии и газа
организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов" не могут служить основанием
для удовлетворения заявленных требований.
Правила поставки газа в Российской Федерации регулируют
отношения в сферах естественных монополий.
Получение покупателем газа объема суточной нормы поставки газа
в соответствии с заключенным договором не может рассматриваться
как нарушение прав и интересов юридического лица в сфере
предпринимательской деятельности.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта изданы в пределах компетенции Правительства Российской
Федерации, не противоречат федеральному законодательству и не
нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы
юридического лица, жалоба ЗАО "КТЭК" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу закрытого акционерного общества "Климовская
Топливно-Энергетическая Компания" о признании недействительным п.
15 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля
1998 г. N 162, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в
деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
|