ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ03-52
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
адвокатов Сычева В.П.,
Шелеметьева К.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим
пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13
мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и
социальной защите системы образования",
установил:
жилищно-строительный кооператив "Исток-2 / вторая очередь"
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействующим п. 8 Постановления Правительства РФ от 13
мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и
социальной защите системы образования".
Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного
правового акта не соответствуют действующему законодательству
Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ЖСК,
которому был выделен земельный участок для строительства жилого
дома, но решением арбитражного суда постановление администрации
города о предоставлении земельного участка признано
недействительным.
В суде представители ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" адвокаты
Шелеметьев К.Ф. и Сычев В.П. поддержали заявленные требования и
пояснили, что федеральное законодательство не предусматривает
участие отраслевых министерств в изъятии земель, поэтому наделение
пунктом 8 Постановления Правительства РФ Минобразования России
полномочиями по регулированию земельных отношений в части изъятия
земель, предоставленных учреждениям образования, противоречит
действующему законодательству.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ
Сергунина Н.А., Федорова О.В. возражали против удовлетворения
заявления и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой
акт не нарушает прав и законных интересов заявителя и
соответствует действующему законодательству.
Выслушав объяснения представителей ЖСК "Исток-2 (вторая
очередь)" адвокатов Шелеметьева К.Ф., Сычева В.П., представителей
заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной Н.А., Федоровой
О.В., исследовав материалы дела и заслушав судебные прения,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 13 мая 1992 г. издало
Постановление N 312 "О неотложных мерах по экономической и
социальной защите системы образования".
Пунктом 8 Постановления установлено, что не допускается
изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений,
используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы
образования, предоставленных им земельных участков, без
согласования с Министерством образования Российской Федерации и
Министерством науки, высшей школы и технической политики
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ
имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по совершению сделок с ними
регулируются гражданским законодательством, если иное не
предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством,
законодательством о недрах, об охране окружающей среды,
специальными федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности
на землю" устанавливают, что земельные участки, не переданные в
частную собственность (собственность физических и юридических лиц)
на момент принятия указанных законодательных актов, находятся в
неразграниченной государственной собственности.
Из объяснений представителя заинтересованного лица
Правительства РФ Сергуниной Н.А. следует, что земельные участки,
находящиеся в неразграниченной государственной собственности,
могут передаваться в федеральную собственность, собственность
субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность в
порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной
собственности на землю порядок распоряжения указанными землями
может быть определен Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Постановления предусмотрено обязательное
предварительное согласование с Министерством образования
Российской Федерации предоставленных учреждениям системы
образования земельных участков в случае их изъятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона РФ "Об
образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения
образовательной деятельности в соответствии с его уставом
учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания,
сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое
имущество потребительского, социального, культурного и иного
назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или
арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и
муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное
бесплатное пользование.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" в пункте 3 статьи 27 также предусматривает, что за
государственным и муниципальным высшим учебным заведением
закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему
в установленном порядке земельные участки.
Земельный кодекс РФ в статье 20 устанавливает, что право
постоянного (бессрочного) пользования находящимися в
государственной или муниципальной собственности земельными
участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в
действие настоящего Кодекса, сохраняется.
При этом граждане или юридические лица, обладающие земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не
вправе распоряжаться этими земельными участками.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное
пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в
пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о
предоставлении участка в пользование (статья 269 Гражданского
кодекса РФ).
Из анализа гражданского законодательства, земельного,
законодательства в сфере образования следует, что распоряжение
учреждениями системы образования предоставленных им на праве
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками может
регулироваться нормативными правовыми актами высшего
исполнительного органа государственной власти.
Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство
Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные
отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом,
федеральными законами, а также указами Президента Российской
Федерации, регулирующими земельные отношения.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы
заявителя о несоответствии пункта 8 Постановления требованиям
действующего законодательства.
Ссылки представителей ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" на то,
что порядок изъятия земель, находящихся в государственной и
муниципальной собственности предусмотрен Земельным кодексом РФ
(статьи 28 - 31), а порядок изъятия земель, находящихся в
муниципальной собственности, также регулируется Законом РФ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (статьи 6, 29) не могут служить основанием для
удовлетворения заявленных требований.
Как указывалось выше, Федеральным законом "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" Правительству
Российской Федерации предоставлено право до разграничения
государственной собственности на землю определять Порядок
распоряжения указанными землями.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ
основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и
юридических лиц земельных участков предполагают регулирование
отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не
тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное
(бессрочное) пользование.
Принятие арбитражным судом решения о признании постановления
администрации города о предоставлении заявителю земельного участка
для строительства жилого дома недействительным не может
рассматриваться как нарушение гражданских прав и охраняемых
законом интересов юридического лица, т.к. последнее не лишено
возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в
порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют
действующему законодательству и не нарушают гражданские права и
охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, заявление
ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании
недействующим пункта 8 Постановления Правительства Российской
Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по
экономической и социальной защите системы образования" - оставить
без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
|