Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2003 N ГКПИ 03-52 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.05.1992 N 312 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-52
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Савченко Д.В.,
       адвокатов                                         Сычева В.П.,
                                                     Шелеметьева К.Ф.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим
   пункта  8 Постановления  Правительства  Российской Федерации от 13
   мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
   социальной защите системы образования",
   
                              установил:
   
       жилищно-строительный  кооператив  "Исток-2  / вторая  очередь"
   обратился  в Верховный  Суд  Российской  Федерации  с заявлением о
   признании недействующим п.  8 Постановления Правительства РФ от 13
   мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
   социальной защите системы образования".
       Как указывает заявитель,  положения оспариваемого нормативного
   правового  акта  не  соответствуют  действующему  законодательству
   Российской  Федерации  и нарушают  права  и законные интересы ЖСК,
   которому  был  выделен  земельный участок для строительства жилого
   дома,  но  решением  арбитражного суда постановление администрации
   города     о   предоставлении    земельного    участка    признано
   недействительным.
       В  суде  представители ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" адвокаты
   Шелеметьев  К.Ф.  и Сычев В.П.  поддержали заявленные требования и
   пояснили,  что  федеральное  законодательство  не  предусматривает
   участие отраслевых министерств в изъятии земель, поэтому наделение
   пунктом  8 Постановления  Правительства  РФ  Минобразования России
   полномочиями  по регулированию земельных отношений в части изъятия
   земель,   предоставленных  учреждениям  образования,  противоречит
   действующему законодательству.
       Представители    заинтересованного   лица   Правительства   РФ
   Сергунина  Н.А.,  Федорова  О.В.  возражали  против удовлетворения
   заявления  и пояснили суду,  что оспариваемый нормативный правовой
   акт   не   нарушает   прав   и  законных   интересов  заявителя  и
   соответствует действующему законодательству.
       Выслушав   объяснения   представителей  ЖСК  "Исток-2  (вторая
   очередь)" адвокатов Шелеметьева К.Ф.,  Сычева В.П., представителей
   заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной Н.А., Федоровой
   О.В.,   исследовав  материалы  дела  и заслушав  судебные  прения,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"  предусматривает  возможность  обжалования  в суд актов
   Правительства Российской Федерации.
       Правительство  Российской  Федерации  13  мая  1992 г.  издало
   Постановление   N 312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
   социальной защите системы образования".
       Пунктом   8 Постановления  установлено,   что  не  допускается
   изъятие  или  изменение служебного назначения зданий и сооружений,
   используемых  учреждениями,  предприятиями и организациями системы
   образования,    предоставленных   им   земельных   участков    без
   согласования  с Министерством  образования  Российской Федерации и
   Министерством   науки,   высшей   школы   и  технической  политики
   Российской Федерации.
       В  соответствии  с пунктом  3 статьи  3 Земельного  кодекса РФ
   имущественные  отношения  по владению,  пользованию и распоряжению
   земельными   участками,   а  также  по  совершению  сделок  с ними
   регулируются   гражданским   законодательством,   если   иное   не
   предусмотрено   земельным,   лесным,   водным   законодательством,
   законодательством   о  недрах,   об   охране   окружающей   среды,
   специальными федеральными законами.
       Федеральный  закон  "О  введении в действие Земельного кодекса
   Российской  Федерации",  Земельный  кодекс  Российской  Федерации,
   Федеральный  закон  "О разграничении государственной собственности
   на  землю" устанавливают,  что земельные участки,  не переданные в
   частную собственность (собственность физических и юридических лиц)
   на  момент  принятия указанных законодательных актов,  находятся в
   неразграниченной государственной собственности.
       Из    объяснений    представителя    заинтересованного    лица
   Правительства РФ Сергуниной Н.А.  следует,  что земельные участки,
   находящиеся   в  неразграниченной  государственной  собственности,
   могут  передаваться  в федеральную  собственность,   собственность
   субъекта  Российской  Федерации  и муниципальную  собственность  в
   порядке, предусмотренном земельным законодательством.
       В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного
   кодекса  Российской  Федерации"  до  разграничения государственной
   собственности  на  землю  порядок  распоряжения указанными землями
   может быть определен Правительством Российской Федерации.
       Пунктом     8   Постановления    предусмотрено    обязательное
   предварительное    согласование    с   Министерством   образования
   Российской    Федерации    предоставленных   учреждениям   системы
   образования земельных участков в случае их изъятия.
       В   соответствии   с  пунктом   1  статьи  39  Закона  РФ  "Об
   образовании"  за  образовательным  учреждением в целях обеспечения
   образовательной   деятельности   в  соответствии   с  его  уставом
   учредитель закрепляет объекты права собственности (землю,  здания,
   сооружения,  имущество,  оборудование,  а также другое необходимое
   имущество  потребительского,   социального,   культурного  и иного
   назначения),  принадлежащие  учредителю на праве собственности или
   арендуемые им у третьего лица (собственника).
       Земельные   участки   закрепляются   за   государственными   и
   муниципальными    образовательными    учреждениями   в  бессрочное
   бесплатное пользование.
       Федеральный  закон "О высшем и послевузовском профессиональном
   образовании"  в пункте  3 статьи 27 также предусматривает,  что за
   государственным   и  муниципальным   высшим   учебным   заведением
   закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему
   в установленном порядке земельные участки.
       Земельный  кодекс  РФ  в статье  20  устанавливает,  что право
   постоянного     (бессрочного)     пользования    находящимися    в
   государственной   или   муниципальной   собственности   земельными
   участками,  возникшее  у граждан или юридических лиц до введения в
   действие настоящего Кодекса, сохраняется.
       При этом граждане или юридические лица,  обладающие земельными
   участками  на  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования,  не
   вправе распоряжаться этими земельными участками.
       Лицо,  которому  земельный  участок  предоставлен в постоянное
   пользование,  осуществляет  владение и пользование этим участком в
   пределах,  установленных законом, иными правовыми актами и актом о
   предоставлении  участка  в пользование  (статья  269  Гражданского
   кодекса РФ).
       Из   анализа   гражданского   законодательства,    земельного,
   законодательства  в сфере  образования  следует,  что распоряжение
   учреждениями  системы  образования  предоставленными им  на  праве
   постоянного  (бессрочного)  пользования земельными участками может
   регулироваться     нормативными     правовыми    актами    высшего
   исполнительного органа государственной власти.
       Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство
   Российской  Федерации  принимает  решения,  регулирующие земельные
   отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом,
   федеральными  законами,  а  также  указами  Президента  Российской
   Федерации, регулирующими земельные отношения.
       При  таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы
   заявителя   о несоответствии  пункта  8 Постановления  требованиям
   действующего законодательства.
       Ссылки  представителей  ЖСК  "Исток-2 / вторая очередь" на то,
   что  порядок  изъятия  земель,   находящихся  в государственной  и
   муниципальной  собственности, предусмотрен  Земельным  кодексом РФ
   (статьи  28  - 31),   а  порядок  изъятия  земель,  находящихся  в
   муниципальной  собственности, также  регулируется  Законом  РФ "Об
   общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской
   Федерации"  (статьи  6,   29), не  могут  служить  основанием  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Как  указывалось  выше,  Федеральным  законом  "О  введении  в
   действие  Земельного  кодекса  Российской Федерации" Правительству
   Российской   Федерации   предоставлено   право   до  разграничения
   государственной   собственности   на   землю   определять  Порядок
   распоряжения указанными землями.
       Предусмотренные  пунктом  4 статьи  28  Земельного  кодекса РФ
   основания  для  отказа  в предоставлении в собственность граждан и
   юридических  лиц  земельных  участков  предполагают  регулирование
   отношений  по  предоставлению  свободных земельных участков,  а не
   тех,  которые  уже  предоставлены  юридическим  лицам в постоянное
   (бессрочное) пользование.
       Принятие  арбитражным  судом решения о признании постановления
   администрации города о предоставлении заявителю земельного участка
   для   строительства   жилого   дома   недействительным   не  может
   рассматриваться   как   нарушение  гражданских  прав  и охраняемых
   законом  интересов  юридического  лица,  т.к.  последнее не лишено
   возможности   обжаловать  состоявшиеся  судебные  постановления  в
   порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
       Учитывая,  что  положения оспариваемого нормативного правового
   акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют
   действующему  законодательству  и не  нарушают гражданские права и
   охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, заявление
   ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит удовлетворению.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст.  ст. 194, 195,
   198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление    ЖСК   "Исток-2 / вторая   очередь"   о  признании
   недействующим   пункта  8 Постановления  Правительства  Российской
   Федерации  от  13  мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах по
   экономической  и  социальной  защите системы образования" оставить
   без удовлетворения.
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской  Федерации  в течение  10  дней после
   вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz