МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 90
О ДОКЛАДЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Н.А. НАЗАРБАЕВА
"О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
СООБЩЕСТВЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО УСКОРЕНИЮ
ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"
(Москва, 28 февраля 2003 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического
сообщества (на уровне глав правительств)
решил:
1. Отметить высокую значимость, актуальность и своевременность
доклада Председателя Межгосударственного Совета Евразийского
экономического сообщества Н.А. Назарбаева "О положении дел в
Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению
интеграционного сотрудничества" для активизации и углубления
многопланового взаимодействия в рамках Сообщества.
2. Одобрить в основном подготовленный на основе доклада,
указанного в пункте 1 настоящего Решения, проект Приоритетных
направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы (прилагается).
3. Секретариату Интеграционного Комитета ЕврАзЭС:
- в кратчайшие сроки направить проект Приоритетных направлений
развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы правительствам
государств-членов ЕврАзЭС на доработку и согласование;
- внести в установленном порядке доработанный и согласованный
проект Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 -
2006 годы на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав
государств) в апреле 2003 года.
(Подписи)
Приложение
к Решению
Межгоссовета ЕврАзЭС
от 28 февраля 2003 г. N 90
Проект
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЕВРАЗЭС НА 2003 - 2006 ГГ.
Приоритетные направления развития Евразийского экономического
сообщества на 2003 - 2006 гг. разработаны на основе доклада
Председателя Межгосударственного Совета Евразийского
экономического сообщества Н.А. Назарбаева "О положении дел в
Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению
интеграционного сотрудничества", выступлений руководителей
правительств других государств ЕврАзЭС на первом Экономическом
форуме ЕврАзЭС, состоявшемся 19 - 20 февраля 2003 года, доработаны
и одобрены правительствами Сторон и органами Сообщества.
Реализация положений данного документа позволит повысить
эффективность формирования Единого экономического пространства с
использованием новых, перспективных форм и механизмов
взаимодействия, реализовать совместными усилиями общие выгоды и
национальные интересы его участников, развивать общий рынок
Сообщества за счет объединения национальных рынков, обеспечить
совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны
третьих стран, усилить потенциал противодействия общим
экономическим угрозам, в частности связанным с обострением
международной конкуренции, обусловленной развитием процесса
глобализации в мировой экономике, сформировать льготные условия
для движения внутри общего рынка товаров, услуг капиталов и
рабочей силы.
Государства-члены ЕврАзЭС определили следующие основные
направления интеграционного сотрудничества на 2003 - 2006 годы:
1. Формирование таможенного союза и единой таможенной
территории является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и
предполагает скоординированное движение по пути унификации
внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение
согласованной пограничной политики.
а) В области внешнеторговой политики:
- обеспечить эффективное взаимодействие государств-членов
ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО;
- разработать и принять механизмы, исключающие применение
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во
взаимной торговле;
- активизировать формирование Общего таможенного тарифа
Сообщества;
- унифицировать торговые режимы государств-членов ЕврАзЭС в
отношении третьих стран;
- согласовать введение изъятий из режима свободной торговли с
государствами-участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС;
- ускорить работу по гармонизации законодательства
государств-членов Сообщества в сфере технического регулирования.
б) В области таможенной политики:
- обеспечить принятие унифицированных таможенных кодексов,
подготовить Основы таможенного законодательства государств-членов
ЕврАзЭС;
- активизировать работу по выработке согласованной технической
политики таможенных служб, упрощению и гармонизации таможенных
процедур;
- принять меры по созданию единой автоматизированной
информационной системы таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС,
ориентируясь в перспективе на формирование общей системы
управления таможенным делом;
- обеспечить укрепление и обустройство внешних границ
Сообщества;
- совершенствовать совместную работу по подготовке
высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с
международными стандартами и требованиями.
в) В области пограничной политики:
- активизировать взаимодействие пограничных служб по
реализации Основ пограничной политики государств-членов ЕврАзЭС,
выработке согласованных мер в борьбе с преступностью и
терроризмом, незаконной миграцией граждан третьих стран,
проникновением наркотических средств, оружия и иной контрабанды на
территорию государств-членов ЕврАзЭС;
- принять меры по усилению координации действий по обеспечению
безопасности рубежей Сообщества, устранению фрагментарности
пограничного контроля на внешних границах ЕврАзЭС, в первую
очередь, в Центрально-Азиатском регионе;
- ускорить разработку проекта Комплексной целевой программы по
укреплению и обустройству внешних границ государств-членов
ЕврАзЭС;
- обеспечить вступление в силу и реализацию Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов ЕврАзЭС.
2. Проведение согласованной экономической политики:
- признать сотрудничество в рамках Евразийского экономического
сообщества одним из приоритетов национальной внешнеэкономической
политики стран Сообщества;
- в целях выравнивания уровня экономического развития
разработать механизм взаимной поддержки государств-членов ЕврАзЭС,
рассмотрев в перспективе возможность создания Фонда экономического
развития;
- сформировать эффективный механизм согласования интересов на
основе компенсационного принципа решения спорных вопросов и
стимулирования государств-членов Сообщества;
- обеспечить синхронизацию темпов экономических реформ
государств ЕврАзЭС посредством оказания взаимопомощи в проведении
экономических реформ, разработке программ технического содействия,
проведении консультаций, обучающих семинаров и т.д.;
- в целях достижения полноценной реализации достигнутых в
рамках Сообщества договоренностей разработать эффективный
организационно-правовой механизм реализации и контроля выполнения
принятых договоров и решений, предусматривающий взаимодействие
органов Сообщества с национальными структурами,
внутригосударственный контроль за исполнением принятых
договоренностей и согласование в рамках ЕврАзЭС всех решений,
принимаемых на национальном уровне в сфере экономической политики.
3. Активизация взаимодействия в реальном секторе экономики.
Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать
основой интеграционного развития Сообщества. Необходимо перейти от
общих и организационных вопросов к решению конкретных задач:
- активизировать деятельность правительств государств-членов
Сообщества по формированию и реализации конкретных инвестиционных
проектов и программ в приоритетных отраслях экономики;
- завершить подготовку организационно-правовой базы по
разработке и реализации межгосударственных целевых программ и
проектов, отрегулировать механизмы их финансирования за счет
национальных бюджетов государств-членов ЕврАзЭС, бюджета
Сообщества и внебюджетных источников, в том числе за счет создания
различных фондов;
- шире вовлекать представителей деловых кругов в
интеграционные процессы, активно использовать потенциал Ассоциации
"Деловой совет ЕврАзЭС" с учетом рекомендаций первого
Экономического форума ЕврАзЭС.
4. Совместное развитие энергетического рынка:
- продолжить целенаправленные действия по совместному развитию
энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества;
- развивать сотрудничество в гидроэнергетике, что позволит
решить проблему водопользования в регионе Центральной Азии;
- активизировать работу по унификации национальных
законодательств в области энергетики, составлению
топливно-энергетического баланса государств Сообщества,
совместному освоению энергетических проектов;
- разработать программы развития сотрудничества в
электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах,
включая вопросы транспортировки энергоресурсов.
5. Формирование Транспортного союза и реализация транзитного
потенциала ЕврАзЭС:
- приступить к разработке проекта программы формирования
Единого транспортного пространства государств-участников ЕврАзЭС;
- предпринять скоординированные и целенаправленные усилия по
созданию и развитию сети международных транспортных коридоров,
проходящих по территориям стран ЕврАзЭС, в интересах всех
участников Сообщества и с учетом основных тенденций развития
мировой транспортной системы;
- обеспечить присоединение всех государств-участников ЕврАзЭС
к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг";
- разработать проекты сотрудничества в области
железнодорожного транспорта;
- ускорить принятие и реализацию Соглашения об общих принципах
применения железнодорожных тарифов, единых для государств -
участников ЕврАзЭС, предусматривающего создание единой тарифной
базы и оптимальных тарифных условий.
6. Взаимодействие в агропромышленном секторе.
Для эффективного использования продовольственного потенциала
государств-членов ЕврАзЭС:
- проводить согласованную аграрную политику в целях
формирования общего аграрного рынка ЕврАзЭС;
- разработать механизм взаимодействия в агропромышленном
секторе стран Сообщества, обратив особое внимание на устранение
барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией,
продовольствием и сельскохозяйственной техникой;
- подготовить Концепцию продовольственной безопасности стран
ЕврАзЭС;
- разработать проекты и программы взаимодействия по отдельным
сегментам аграрного рынка.
7. Формирование общего рынка капитала:
- активизировать работу по стабилизации национальных валют,
сближению показателей инфляции и бюджетного дефицита в
государствах Сообщества;
- сформировать механизм согласования обменных курсов
национальных валют и разработать режим их совместного
регулирования;
- создать условия для расширения использования национальных
валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их
основе общей платежной системы;
- усилить координацию действий по согласованию валютной
политики, постепенно снимая барьеры на движение капитала внутри
Сообщества и унифицируя правила ввоза (вывоза) капитала в третьи
страны, как для физических, так и для юридических лиц.
8. Взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области
миграционной политики:
- в целях проведения согласованной социальной политики
приступить к разработке системы индикаторов социального развития
Сообщества;
- ускорить разработку принципов регулирования трудовой
миграции и повышения трудовой мобильности населения
государств-членов Сообщества, обеспечив свободное перемещение
граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за
миграцией населения;
- продолжить работу по формированию общего образовательного
пространства, обеспечению равных условий для поступления в учебные
заведения, взаимному признанию документов об образовании, ученых
степенях и званиях.
|