Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2003 г. N 4502
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 27 февраля 2003 г. N 98
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О декларировании
безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся
во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.
849) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый согласованный с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти Порядок разработки и
представления декларации безопасности подводных потенциально
опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации.
2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России,
начальников региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, руководителей организаций МЧС России в установленном
порядке.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и представления декларации
безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся
во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации
(далее - Порядок), разработан во исполнение Постановления
Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О
декларировании безопасности подводных потенциально опасных
объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 8, ст. 849).
2. Порядок предназначен для собственников подводных объектов
(ПО), разрабатывающих декларации безопасности подводных
потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации (далее - декларации), и
проекты проведения подводных работ специального назначения.
3. Декларирование безопасности ПО осуществляется в целях
обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки
достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в районе их нахождения. В случае
подготовки проекта работ на подводном объекте, на который
отсутствует декларация, она разрабатывается одновременно с
проектом или в составе проекта этих работ.
4. Декларация является документом, определяющим возможные
характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения ПО и
мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
5. Декларация представляется в течение 6 месяцев с момента
затопления объекта.
II. Термины и определения
Подводные объекты - подводные потенциально опасные объекты:
суда, иные плавсредства, космические и летательные аппараты, в том
числе их элементы, и другие технические средства, а также
боеприпасы, элементы оборудования и установки, полностью или
частично затопленные во внутренних водах и территориальном море
Российской Федерации в результате аварийных происшествий или
захоронений, содержащие ядерные материалы, радиоактивные,
химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества,
создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля
2002 г. N 124).
Декларация безопасности подводного объекта - документ,
определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в
районе нахождения подводного объекта и мероприятия по их
предупреждению и ликвидации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие
хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133).
III. Принципы декларирования
подводных потенциально опасных объектов
6. Декларирование безопасности ПО является обязательным для
всех собственников этих подводных объектов.
7. Отнесение объекта к ПО, подлежащим декларированию
безопасности, связано с наличием на объекте опасных веществ
(приложение N 1 к Порядку).
IV. Структура декларации безопасности
подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном
море Российской Федерации
8. Декларация включает в себя следующие структурные элементы:
титульный лист;
аннотация;
оглавление.
Разделы:
общая информация;
анализ безопасности ПО;
обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной
ситуации в районе затопления ПО;
порядок оповещения населения, проживающего на прилегающей
территории (в прибрежном районе).
Приложения:
ситуационный план ПО;
информационный лист.
Требования к структурным элементам (разделам) декларации
приведены в приложении N 2 к Порядку.
V. Разработка, утверждение и представление
декларации безопасности
9. Декларация разрабатывается и утверждается собственником ПО.
10. Для ПО, находящихся в федеральной собственности и
собственности субъектов Российской Федерации, декларация
разрабатывается и утверждается органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и
гражданами, осуществляющими права собственника от имени Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
11. Собственник ПО, утвердивший декларацию, несет
ответственность за полноту и достоверность представленной в ней
информации.
12. Декларация составляется в шести экземплярах и
представляется в Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор
России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
и орган местного самоуправления, на территории которых расположен
декларируемый подводный объект. В Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности представляется декларация
только в отношении ядерно- и радиационно опасных подводных
объектов, кроме подводных объектов Министерства обороны Российском
Федерации.
13. Один экземпляр декларации хранится у собственника ПО,
утвердившего декларацию.
14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий включает декларируемые ПО в реестр подводных потенциально
опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации.
VI. Уточнение декларации безопасности
подводного потенциально опасного объекта
15. Декларация подлежит уточнению в случаях:
изменения условий в районе размещения ПО, влияющих на
обеспечение безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в срок не позднее 6 месяцев с момента получения информации об
изменениях;
изменения действующих требований (правил и норм) в области
технической и экологической безопасности, локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в срок не
позднее 1 года после их изменения;
решения Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, принятого на основании результатов обследования ПО или
работ, направленных на повышение безопасности ПО.
16. Декларация уточняется не реже одного раза в 5 лет.
Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К ПО,
ПОДЛЕЖАЩЕМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
К ПО, подлежащим декларированию безопасности, относятся
объекты, на которых имеются следующие опасные вещества:
взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах
внешнего воздействия способны на очень быстрое
самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и
образованием газов (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов",
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.
3588);
токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на
живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие
характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15
миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм
включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50
миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм
включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграммов
на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии
на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие
характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15
миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50
миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5
миллиграммов на литр (Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов");
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество
и (или) концентрация которых превышает установленные для
химических элементов, в том числе радиоактивных, иных веществ и
микроорганизмов, нормативы и оказывает негативное воздействие на
окружающую среду (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 2, ст. 133);
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества,
обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие
возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут
представлять непосредственную или потенциальную опасность для
окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или
при вступлении в контакт с другими веществами (Федеральный закон
от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления", Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 26, ст. 3009);
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные
воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества
(Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии", Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 48, ст. 4552);
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам
вещества, испускающие ионизирующее излучение (Федеральный закон от
21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные
вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается
(Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии");
нефть - любая стойкая нефть, в частности, сырая нефть, мазут,
тяжелое дизельное топливо, смазочное масло и китовый жир,
независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве
груза или в топливных танках такого судна (Международная конвенция
о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью,
Брюссель, 29 ноября 1969 г. - Федеральный закон от 2 января 2000
г. N 27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992
года об изменении Международной конвенции о гражданской
ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и
денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о
гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969
г.", Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2,
ст. 148).
Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ (РАЗДЕЛАМ) ДЕКЛАРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО
1. Титульный лист является первой страницей декларации.
На титульном листе приводятся следующие сведения:
регистрационный номер декларации;
гриф утверждения декларации;
наименование декларации;
место и дата составления декларации безопасности.
2. Аннотация содержит:
сведения о разработчиках декларации;
краткое изложение основных разделов декларации с обязательным
указанием основных опасностей.
3. Оглавление включает в себя наименование всех разделов и
приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы
декларации.
Разделы
4. Общая информация содержит:
а) общие сведения о ПО;
б) общие меры безопасности.
а) Общие сведения о ПО включают:
сведения о ПО;
географические, гидрометеорологические, геологические,
гидрологические и экологические характеристики района нахождения
ПО;
краткие сведения об экспедиционных обследованиях и мониторинге
ПО и района его затопления.
Сведения о ПО включают:
полное и сокращенное наименование ПО, его составных частей, а
также собственника ПО на момент его затопления;
форму собственности;
сведения о регистрации, учредителях и субъекте Российской
Федерации, где зарегистрирован собственник объекта;
дату затопления;
перечень опасных веществ с указанием их количества,
находящегося на ПО;
масс-габаритные характеристики объекта в целом и составных
частей (боеприпасов, металлоконструкций и т.п.);
характеристику состояния защитных барьеров на возможных путях
поступления потенциально опасных веществ из ПО в окружающую среду;
обстоятельства затопления (с разрушением, с предварительной
подготовкой и т.п.).
Географические, гидрометеорологические, геологические,
гидрологические и экологические характеристики района нахождения
ПО включают:
наименование водного объекта, его принадлежность;
координаты и глубину затопления;
сейсмологическую активность;
наличие рыбных промыслов и водных биоресурсов;
фоновые значения уровня загрязнения донных отложений и воды;
преобладающие течения;
соленость воды;
рельеф дна;
состав грунта;
волновой режим;
ледовый режим;
скорость водотока;
расстояние до ближайшей береговой точки.
Краткие сведения об обследованиях ПО и района его затопления
включают:
год проведения обследований;
организацию, проводившую обследование;
характер проведения обследований;
характеристики технических средств проведения обследований;
наличие отчетов (публикаций) о результатах обследования.
б) Общие меры безопасности включают:
перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение
безопасности ПО;
перечень планируемых мероприятий по способам действий при
чрезвычайных ситуациях и предотвращению негативного воздействия на
окружающую среду;
характеристики систем контроля за безопасностью ПО, сведения
об организации служб мониторинга, противоаварийных сил и
аварийно-спасательных служб.
При разработке декларации в состав проекта подводных работ
специального назначения дополнительно включаются общие сведения о
технологических работах, выполняемых на ПО, которые содержат:
краткие сведения о технической сущности выполняемых
технологических работ, а также сведения об организации - головном
подрядчике работ;
сведения о проверках и испытаниях (с указанием соответствующих
актов) основного технологического оборудования, технических систем
и устройств, предполагаемых к установке на ПО, систем контроля и
управления, связи, аварийной сигнализации и оповещения;
перечень разработанной и утвержденной в установленном порядке
технической документации по выполнению работ, обеспечению
безопасности ПО как в процессе выполнения работ, так и после их
окончания, инструкции по технике безопасности и т.п.;
сведения о выполнении мероприятий по результатам экспертизы
проектной документации;
характеристика профессиональной и противоаварийной подготовки
персонала, непосредственно участвующего в производстве подводных
работ специального назначения, с указанием порядка допуска
персонала к работе и регулярности проверки знания норм и правил
безопасности.
5. Анализ безопасности ПО содержит:
а) данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО,
аппаратурных средствах и методическом обеспечении контроля за их
состоянием;
б) описание конструктивно-технических решений, направленных на
повышение противоаварийной устойчивости ПО;
в) анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации.
а) Данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО,
и аппаратурных средствах контроля за их состоянием включают:
характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на
ПО;
характеристики систем диагностики состояния ПО.
Характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на
ПО, включают наименование веществ, их состав, химические формулы,
данные о взрывной и пожарной опасности, токсикологические,
биологические или радиологические данные, качественное описание
свойств потенциально опасных веществ, в том числе параметры их
поведения при длительном нахождении в водной среде.
Характеристики систем диагностики состояния ПО включают:
сведения о типе и характеристиках приборов диагностического
контроля;
способы получения информации о состоянии ПО.
б) Описание конструктивно-технологических решений,
направленных на повышение безопасности при затоплении ПО,
включает:
план размещения на ПО элементов, устройств, емкостей, в
которых имеются потенциально опасные вещества, с обозначением типа
контейнеров, боеприпасов;
проектную конструктивно-технологическую схему локализации
потенциально опасных веществ на ПО и предотвращения негативного
воздействия на окружающую среду;
характеристики технических решений по исключению
разгерметизации корпуса ПО или его элементов, где находятся
потенциально опасные вещества, и предупреждению аварийных выбросов
этих веществ, в том числе характеристики защитных барьеров и
устройств;
характеристики технических решений, направленных на
предупреждение развития аварий на ПО и локализацию выбросов
потенциально опасных веществ, на обеспечение пожарной и взрывной
безопасности ПО;
описание систем блокировок, автоматического срабатывания
запорных и защитных устройств.
в) Анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации включает:
сведения об известных чрезвычайных ситуациях и негативном
воздействии на окружающую среду;
анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
оценку риска чрезвычайных ситуаций;
блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций;
выводы.
Сведения об известных чрезвычайных ситуациях включают:
данные о чрезвычайных ситуациях и неполадках, имевших место на
декларируемом ПО;
данные о чрезвычайных ситуациях, имевших место на других
аналогичных ПО и при производстве аналогичных подводных работ
специального назначения;
данные о негативном воздействии на окружающую среду
загрязняющих веществ, поступивших в окружающую среду.
Анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
включает:
выявление возможных причин возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций;
определение критических групп населения (групп населения,
максимально подверженных воздействию вредных факторов);
формирование сценариев возможных чрезвычайных ситуаций с
учетом путей воздействия на критические группы населения и
негативного воздействия на окружающую среду;
оценку состава и количества потенциально опасных веществ,
представляющих опасность при чрезвычайной ситуации;
обоснование применяемых для оценки опасности
физико-математических моделей и методов расчета.
Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций включает:
определение возможных последствий чрезвычайных ситуаций с
учетом их вероятности;
определение зон действия основных поражающих факторов при
различных сценариях аварий;
оценку возможных уровней воздействия чрезвычайных ситуаций на
ПО на критические группы населения, объекты экономики и окружающую
природную среду;
оценку величины (стоимости) возможного ущерба физическим и
юридическим лицам в случае чрезвычайной ситуации;
оценку негативного воздействия на окружающую среду.
Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций содержит изображение постадийного
развития чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в зависимости от
масштабов и тяжести последствий.
Выводы включают:
основные результаты анализа риска возникновения чрезвычайных
ситуаций;
перечень разработанных мер по уменьшению риска чрезвычайных
ситуаций.
При разработке декларации в составе проекта подводных работ
специального назначения дополнительно включается краткое описание
технологии выполнения работ, которое содержит:
принципиальную технологическую схему выполнения работ с
обозначением основного оборудования, плавсредств и кратким
описанием технологического процесса выполнения работ;
оценку риска возможного ущерба в результате производства
работ;
оценку риска возможного ущерба в случае невыполнения работ;
план размещения основного оборудования, устройств (в том
числе локализующих опасность ПО) на ПО или вблизи от него;
обоснование мест хранения потенциально опасных веществ (в
случае их полного или частичного снятия с ПО), правильности
распределения используемых в работах помещений, плавсредств,
пунктов управления работами с точки зрения обеспечения
безопасности выполнения работ и защиты персонала;
обоснование принятых решений по бесперебойному
энергообеспечению технологического процесса выполнения работ;
обоснование принятых решений по безопасности при
транспортировке отдельных составных частей ПО, содержащих
потенциально опасные вещества (если такая транспортировка
предусмотрена технологией выполнения работ).
6. Обеспечение готовности к локализации и ликвидации
чрезвычайной ситуации в районе затоплений ПО содержит:
описание средств и мероприятий по защите людей, объектов
экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного
воздействия на окружающую среду;
порядок организации медицинского обеспечения.
Описание средств и мероприятий по защите людей и объектов
экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного
воздействия на окружающую среду включает:
характеристику мероприятий по созданию, подготовке и
поддержанию в готовности к применению сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
характеристику мероприятий по обучению персонала способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с
использованием аварийно-спасательных плавсредств;
порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
сведения о резервах материальных и финансовых ресурсов,
необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации медицинского обеспечения в случае
чрезвычайных ситуаций включает:
сведения о составе сил медицинского обеспечения персонала,
участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, и населения
прибрежной зоны;
порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
7. Порядок оповещения населения, проживающего на прилегающей
территории (в прибрежном районе), содержит порядок информирования
населения и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых находятся ПО, о прогнозируемых и
возникших на ПО чрезвычайных ситуациях.
Приложения
8. Ситуационный план ПО содержит обозначения:
района затопления ПО;
организаций, населенных пунктов, источников водопотребления,
водозаборов и водоочистных сооружений прилегающей территории
(прибрежного района), находящихся в зоне действия поражающих
факторов в случае возможной аварии на ПО;
зон возможного поражения, определенных в разделе "Анализ
безопасности ПО", с указанием численности людей в этих зонах,
времени достижения поражающих факторов.
9. Информационный лист может представляться отдельно от
декларации безопасности по запросам граждан и общественных
организаций и содержит:
наименование ПО и района его затопления;
наименование организации, ответственной за информирование и
взаимодействие с общественностью;
краткое описание ПО и планируемых подводных работ специального
назначения (финансирование работ по подготовке декларации
безопасности осуществляется за счет собственника подводного
потенциально опасного объекта);
перечень и основные характеристики опасных веществ,
находящихся на ПО;
краткую информацию об имевших место чрезвычайных ситуациях и
их последствиях, негативном воздействии на окружающую среду;
информацию о способах оповещения населения прилегающей
территории (прибрежного района) о чрезвычайных ситуациях и
действиях населения в чрезвычайной ситуации;
сведения об источниках получения дополнительной информации.
|