Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.02.2003 N ГКПИ02-1411 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТОВ 1 И 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ "О ПОРЯДКЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ" ОТ 05.01.1998 N 3 ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА ИЗДАНЫ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 25 февраля 2003 г. N ГКПИ02-1411
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                   Чистякове А.В.
   
       рассмотрел  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  закрытого  акционерного общества  "Преображенскнефть"  о
   признании  недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Правительства
   Российской   Федерации  от  5  января  1998  г.  N  3  "О   порядке
   закрепления    и    использования   находящихся    в    федеральной
   собственности   административных   зданий,   строений   и   нежилых
   помещений",
   
                              установил:
   
       ЗАО  "Преображенскнефть" обратилось в Верховный Суд  Российской
   Федерации  с заявлением о признании недействующими пунктов  1  и  2
   Постановления Правительства Российской Федерации от 5  января  1998
   г.  N  3  "О  порядке  закрепления и  использования  находящихся  в
   федеральной  собственности  административных  зданий,  строений   и
   нежилых помещений".
       Как  указывает  заявитель, оспариваемые положения  нормативного
   правового акта не соответствуют Гражданскому кодексу РФ и  нарушают
   права   и   законные  интересы  ЗАО  "Преображенскнефть"  в   сфере
   предпринимательской деятельности.
       В  суде  представитель  ЗАО  "Преображенскнефть"  Колодин  М.Ю.
   поддержал   заявленные  требования  и  пояснил,  что   оспариваемые
   положения  нормативного правового акта содержат нормы  гражданского
   права,    запрещающие   юридическому   лицу,   в   частности    ЗАО
   "Преображенскнефть", заключать договоры и получать в  безвозмездное
   пользование федеральное государственное имущество.
       Представители  заинтересованного  лица  -  Правительства  РФ  -
   Маканова  И.Ю.  и  Каменцев  А.А. возражали  против  удовлетворения
   заявленных  требований и пояснили суду, что оспариваемые  положения
   нормативного   правового  акта  определяют  статус  и   компетенцию
   Минимущества России как органа государственной власти при  передаче
   находящегося  в  федеральной  собственности  имущества.   Права   и
   охраняемые  законом интересы заявителя Постановление  Правительства
   РФ не нарушает.
       Выслушав   объяснения   представителя  ЗАО  "Преображенскнефть"
   Колодина    М.Ю.,   представителей   заинтересованного    лица    -
   Правительства  РФ  -  Макановой И.Ю.,  Каменцева  А.А.,  исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  судебные  прения,   Верховный   Суд
   Российской   Федерации  не  находит  оснований  для  удовлетворения
   заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ  в случаях, предусмотренных  законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым  актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и  охраняемые  законом  интересы
   гражданина   или  юридического  лица,  может  быть  признан   судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской
   Федерации"  предусматривает возможность  обжалования  в  суд  актов
   Правительства Российской Федерации.
       Правительство  Российской Федерации издало  5  января  1998  г.
   Постановление   N   3  "О  порядке  закрепления   и   использования
   находящихся  в  федеральной собственности административных  зданий,
   строений и нежилых помещений".
       Гражданский   кодекс   Российской  Федерации   в   статье   124
   устанавливает,  что  Российская Федерация выступает  в  отношениях,
   регулируемых  гражданским законодательством, на  равных  началах  с
   иными  участниками  этих  отношений  -  гражданами  и  юридическими
   лицами.
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса  РФ
   собственник  вправе  по  своему усмотрению  совершать  в  отношении
   принадлежащего  ему  имущества любые  действия,  не  противоречащие
   закону  и  иным правовым актам и не нарушающие права  и  охраняемые
   законом  интересы других лиц, в том числе отчуждать свое  имущество
   в    собственность   другим   лицам,   передавать   им,   оставаясь
   собственником,   права   владения,   пользования   и   распоряжения
   имуществом,  отдавать  имущество в залог и обременять  его  другими
   способами, распоряжаться им иным образом.
       Постановление N 3 от 5 января 1998 г. издано Правительством  РФ
   в   целях  упорядочения  использования  и  повышения  эффективности
   управления     находящимися     в     федеральной     собственности
   административными  зданиями,  строениями  и  нежилыми  помещениями,
   расположенными на территории Российской Федерации.
       Правительство РФ в силу статьи 14 Федерального конституционного
   закона   "О   Правительстве   Российской  Федерации"   осуществляет
   управление федеральной собственностью.
       Пунктом   1   Постановления   установлено,   что   Министерство
   государственного  имущества Российской Федерации в  соответствии  с
   поручениями   Президента  Российской  Федерации   и   Правительства
   Российской  Федерации, если иной порядок не установлен федеральными
   законами и указами Президента Российской Федерации, осуществляет  в
   отношении  находящихся в федеральной собственности административных
   зданий, строений и нежилых помещений:
       закрепление их на праве оперативного управления или передачу  в
   безвозмездное   пользование  федеральным  органам   государственной
   власти,   федеральным  государственным  учреждениям  и  федеральным
   казенным предприятиям;
       закрепление  их на праве хозяйственного ведения за федеральными
   государственными унитарными предприятиями;
       передачу в аренду иным организациям по договору.
       Из  объяснений представителя Правительства РФ Макановой И.Ю.  в
   суде  следует, что данной нормой определены полномочия Минимущества
   России  в  части закрепления зданий, строений и нежилых  помещений,
   находящихся  в  федеральной собственности,  на  праве  оперативного
   управления, на праве хозяйственного ведения, а также передачи их  в
   аренду и в безвозмездное пользование.
       В  соответствии  со  статьей  689 Гражданского  кодекса  РФ  по
   договору  безвозмездного пользования (договору ссуды) одна  сторона
   (ссудодатель)  обязуется передать или передает вещь в безвозмездное
   временное   пользование   другой   стороне   (ссудополучателю),   а
   последняя  обязуется вернуть ту же вещь в том  состоянии,  в  каком
   она  ее  получила,  с учетом нормального износа  или  в  состоянии,
   обусловленном договором.
       Пункт   1   Постановления  не  содержит  запрета  хозяйственным
   обществам  заключать  договоры безвозмездного пользования,  поэтому
   доводы  заявителя  о  том,  что оспариваемым  нормативным  правовым
   актом   Правительства  РФ  незаконно  ограничена   правоспособность
   юридического лица, являются несостоятельными.
       Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит  ее
   собственнику  и  иным  лицам,  управомоченным  на  то  законом  или
   собственником (статья 690 Гражданского кодекса РФ).
       Правительство  Российской  Федерации,  осуществляя   управление
   федеральной   собственностью,  установило  порядок  закрепления   и
   использования     находящихся    в    федеральной     собственности
   административных  зданий, строений и нежилых  помещений,  определив
   компетенцию  Минимущества  России  как  федерального  министерства,
   работой которого оно руководит.
       Пунктом 2 Постановления Министерству государственного имущества
   Российской  Федерации  поручено  разработать  и  утвердить  порядок
   оформления  закрепления  в  соответствии  с  пунктом  1  настоящего
   Постановления   административных   зданий,   строений   и   нежилых
   помещений   на   праве  оперативного  управления  и  хозяйственного
   ведения,  а  также порядок оформления передачи  их  в  аренду  и  в
   безвозмездное пользование.
       Данный   пункт  Постановления  носит  порученческий   характер,
   адресован  федеральному  министерству  и  не  нарушает  гражданские
   права   и  охраняемые  законом  интересы  юридического  лица   (ЗАО
   "Преображенскнефть").
       Доводы   заявителя  о  том,  что  ЗАО  "Преображенскнефть"   на
   основании  имеющейся  лицензии  на право  пользования  недрами  для
   добычи,  разведки  углеводородов и  водопользования  на  Колганском
   нефтяном  месторождении  и  договора  о  передаче  государственного
   имущества   в   безвозмездное  пользование  произвело  значительные
   лицензионные  платежи, капитальные вложения в ремонт и обустройство
   имущества (скважин глубокого бурения), развитие инфраструктуры,  не
   могут  служить основанием для удовлетворения заявленных требований,
   т.к.  юридическое лицо не лишено возможности требовать  в  судебном
   порядке   возмещения  вреда,  причиненного  незаконными  действиями
   государственных органов.
       Учитывая,  что  оспариваемые положения  нормативного  правового
   акта  изданы в пределах компетенции высшего исполнительного  органа
   государственной       власти,      соответствуют       действующему
   законодательству  и  не  нарушают гражданские  права  и  охраняемые
   законом     интересы    юридического    лица,     заявление     ЗАО
   "Преображенскнефть" не подлежит удовлетворению.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст. ст.  194,  195,
   198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление закрытого акционерного общества "Преображенскнефть" о
   признании  недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Правительства
   Российской   Федерации  от  5  января  1998  г.  N  3  "О   порядке
   закрепления    и    использования   находящихся    в    федеральной
   собственности   административных   зданий,   строений   и   нежилых
   помещений" оставить без удовлетворения.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации  в  течение  10  дней  после
   вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz