КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
25 февраля 2003 г.
N 4
О ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СЧЕТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
Коллегия Минздрава России, заслушав доклад и выступления,
посвященные формированию модели счетов здравоохранения России,
отмечает высокую значимость и актуальность данной проблемы для
нашей отрасли.
Насущная потребность органов управления здравоохранением в
получении объективной информации макроэкономического характера о
состоянии системы здравоохранения, обусловлена необходимостью
принятия эффективных стратегических решений при планировании и
прогнозировании развития здравоохранения в Российской Федерации.
Коллегия положительно оценивает первый опыт по созданию счетов
здравоохранения в рамках реализации проекта Всемирного банка
"Медицинское оборудование" (компонент "Национальные счета
здравоохранения"), который дал варианты временного классификатора
счетов здравоохранения и понятийного аппарата счетов, а также
методологическую базу для дальнейших исследований в данной
области. Авторы проекта заложили основу для создания в Российской
Федерации экономического института счетов здравоохранения.
В то же время, Коллегия констатирует, что с момента завершения
проекта, предложенная разработчиками модель счетов здравоохранения
все меньше соответствовала складывающимся в этот период реалиям
организационной и экономической реформы отечественной системы
здравоохранения. Изменения бюджетного, налогового, гражданского
законодательства и сопровождающая эти процессы модернизация
отраслевой нормативно - правовой базы, требуют пересмотра, как
классификатора счетов здравоохранения, так и самих подходов к
моделированию системы счетов.
При формировании модели счетов здравоохранения России,
необходимо, прежде всего, создать рабочий статистический механизм,
отвечающий задачам управления российским здравоохранением.
Минздрав России считает, что действующие в настоящее время формы
государственного статистического финансового наблюдения,
применяемые в системах здравоохранения и ОМС, могут и должны
использоваться в матричных таблицах счетов здравоохранения.
Руководителям органов управления здравоохранением так же важно,
чтобы результаты, получаемые при помощи счетов, были технически
сопоставимы с расчетами по принципу подушевого финансирования
здравоохранения, при обосновании подушевых нормативов
гарантированных видов и объемов медицинской помощи. Кроме того,
при формировании модели счетов здравоохранения необходимо помнить,
что практическую ценность для управленческого звена
здравоохранения представляют данные о распределении финансовых
средств в системе здравоохранения по видам и объемам медицинской
помощи в рамках государственного заказа.
Перспективные задачи унификации счетов предполагают к тому же
соответствие модели системы счетов здравоохранения моделям других
отраслевых счетов секторов российской экономики.
Коллегия отмечает, что на сегодняшний день недостаточно
исследованы структура и объемы личного участия граждан в
формировании финансовых источников системы здравоохранения.
Поскольку частные медицинские организации и предприниматели в
настоящее время не отчитываются перед органами управления
здравоохранением по денежным средствам, полученным за оказание
медицинских услуг, предоставляемых гражданам, что не позволяет
получить полное представление о движении финансовых средств в
системе здравоохранения, Минздрав России считает необходимым
активизировать разработку методики учета расходов личных средств
граждан на добровольное медицинское страхование, платные
медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов, а
также доходов и расходов частных медицинских структур.
Обобщая вышеизложенное, Коллегия определяет следующие
первоочередные направления деятельности по формированию
современной модели счетов здравоохранения: совершенствование
понятийного аппарата, применяемого в счетах отечественного
здравоохранения с учетом функционального подхода к анализу
движения финансовых средств в системе здравоохранения; приведение
в соответствие форм отраслевой финансовой статистической
отчетности с учетом требований Госкомстата России с дальнейшим
развитием программных технологий; продолжение разработки методики
учета личных расходов граждан на здравоохранение, подготовка
пособия для врачей и организаторов здравоохранения по счетам в
здравоохранении.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин),
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению
(Р.А.Хальфин), Центральному научно - исследовательскому институту
организации и информатизации здравоохранения Минздрава России
(В.И.Стародубов) совместно с Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования (А.М.Таранов) пересмотреть действующие
формы государственного статистического финансового наблюдения в
системах здравоохранения и обязательного медицинского страхования
для адаптации статистической информации к отраслевым счетам в срок
до 1 ноября 2003 года; сформировать предложения по использованию
соответствующих информационно - аналитических комплексов.
2. Центральному научно - исследовательскому институту
организации и информатизации здравоохранения Минздрава России
(В.И.Стародубов):
2.1. Разработать глоссарий терминов и понятий системы счетов
российского здравоохранения в срок до 1 сентября 2003 года.
2.2. Разработать методические рекомендации для медицинских
организаций по ведению раздельного учета расходования финансовых
средств по видам медицинской помощи в срок до 1 декабря 2003 года.
3. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
3.1. Предусмотреть финансирование ЦНИИ организации и
информатизации здравоохранения Минздрава России в рамках
выполнения задач, определенных п.п. 2.1 настоящего Решения
Коллегии.
4. Рабочей группе из числа ведущих специалистов, ученых,
организаторов здравоохранения, созданной указанием от
06.02.2003 г. N 99-9:
4.1. Разработать методику проведения выборочных
социологических исследований, изучающих расходы населения на
здравоохранение в субъектах Российской Федерации (включая расходы
на лекарства, товары медицинского назначения, платежи врачам и
медсестрам за медицинские услуги, добровольное медицинское
страхование) в срок до 1 декабря 2003 года.
4.2. Определить субъекты Российской Федерации, на территории
которых целесообразно провести апробацию модели счетов
здравоохранения в срок до 1 апреля 2003 года.
4.3. Подготовить предложения по формированию модели счетов
здравоохранения, отвечающей потребностям российского
здравоохранения, соответствующей требованиям центральных
национальных счетов Госкомстата России и международным требованиям
в срок до 1 сентября 2005 года.
5. Руководителям медицинских организаций, находящихся в
ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации,
руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации совместно с исполнительными директорами
территориальных фондов обязательного медицинского страхования
усилить контроль за достоверностью и своевременностью
представления государственной статистической финансовой
отчетности.
6. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за
собой.
Председательствующий
на Коллегии, Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
|