МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 февраля 2003 г. N 593
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 26.02.2001 N 631
"О РЕЙТИНГЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ"
В связи с доработкой Временной методики определения рейтингов
специальностей и вузов, утвержденной Приказом Минобразования
России от 26.02.2001 N 631 "О рейтинге высших учебных заведений",
и в соответствии с решением совещания "Рейтинг вузов Российской
Федерации" от 22 мая 2002 г. и письмом ВАК Минобразования России
от 10.04.2002 N 08-52-29 приказываю:
1. Внести во Временную методику определения рейтингов
специальностей и вузов, утвержденную Приказом Минобразования
России от 26.02.2001 N 631 "О рейтинге высших учебных заведений",
изменения и дополнения, изложив ее в новой редакции согласно
Приложению.
2. Отделу баз данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до
25 февраля 2003 г. довести до сведения высших учебных заведений и
их филиалов порядок получения электронных программ для сбора
исходных данных.
3. Ректорам высших учебных заведений до 1 апреля 2003 г.
направить в министерство исходные данные для определения рейтингов
вузов, филиалов и специальностей.
4. Отделу баз данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до
1 мая 2003 г. проанализировать полученные результаты и представить
руководству министерства.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Ю.В. Шленова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 19 февраля 2003 г. N 593
ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВУЗОВ
I. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ВУЗА
Основу методики составляет структура критериев,
соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели
системы, содержательно определенной как "Обеспечение соответствия
содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу
общественно-государственных требований".
Структура и состав дерева критериев на содержательном уровне
представлены ниже.
Глобальный критерий
1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава
1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Связь с академической наукой
1.2. Материальная и информационная база
1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2. Обеспеченность инструментальной базой
1.2.3. Обеспеченность компьютерной базой
1.2.4. Обеспеченность библиотечными фондами
1.3. Социально-культурная база
1.3.1. Обеспеченность местами в общежитиях
1.3.2. Обеспеченность общественным питанием
1.3.3. Санаторно-профилактическая база
1.3.4. Спортивная база
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
2.1.1. Подготовка специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3. Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство учебной литературы
2.2.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности
Значения критериев, обеспечивающих оценку степени достижения
элементарных целей, определяются по значениям исходных данных.
Перечень исходных данных, значения которых используются в
методике, приводится ниже.
Исходные данные
Профессорско-преподавательский состав
(без совместителей)
Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
--------------------------------
<*> Данные Д01 - Д18 имеют смысл численности соответствующей
категории по состоянию на 01.10 отчетного года.
Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
1), чел.
Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в
возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз),
чел.
Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета
пунктов 1 - 3), чел.
Д05 - кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета
пунктов 1 - 3), чел.
Д06 - члены Российской академии наук, чел.
Д07 - члены других государственных академий России, чел. <*>
--------------------------------
<*> Российская академия образования, Российская академия
медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук,
Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и
строительных наук.
Д08 - общее количество штатных преподавателей, чел.
Профессорско-преподавательский
состав по совместительству (без учета
внутривузовского совместительства)
Д09 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д10 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
9), чел.
Д11 - члены Российской академии наук, чел.
Д12 - члены других государственных академий России, чел. <*>
--------------------------------
<*> Российская академия образования, Российская академия
медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук,
Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и
строительных наук.
Д13 - общее количество преподавателей, работающих по
совместительству, чел.
Студенты и аспиранты
Д14 - студенты дневной формы обучения, чел.
Д15 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.
Д16 - студенты заочной формы обучения, чел.
Д17 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д18 - аспиранты заочной формы обучения, чел.
Д19 - все иностранные граждане, обучавшиеся в отчетном году на
контрактной основе, в том числе и относящиеся к пунктам 14 - 18,
чел.
Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации
Д20 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций,
защищенных в советах вуза за последние три года, един.
Д21 - количество успешно защищенных в советах вуза за
последние три года кандидатских диссертаций, един.
Д22 - количество аспирантов вуза, успешно защитивших
кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного
года после окончания аспирантуры, чел.
Д23 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций,
защищенных сотрудниками вуза за последние три года вне советов
вуза, един.
Д24 - количество аспирантов и сотрудников вуза, успешно
защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне
советов вуза, чел.
Объем научных исследований в отчетном году
Д25 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные
исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Д26 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными
силами, тыс. руб.
Издательская деятельность за последние два года
Д27 - учебники с грифами Минобразования России и других
министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
Д28 - учебники с грифами Учебно-методических объединений вузов
и Научно-методических советов Минобразования России по
дисциплинам, един.
Д29 - учебные пособия с грифами Минобразования России и других
министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
Д30 - учебные пособия с грифами Учебно-методических
объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования
России по дисциплинам, един.
Бюджетные ассигнования и основные фонды
(пункты 32 - 35 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)
Д31 - сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета
пункта 25), тыс. руб.
Д32 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д33 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д34 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных
рабочих станций в вузе, един.
Д35 - общее количество единиц хранения библиотечного фонда,
тыс.
Передача денежных средств
Д36 - внебюджетные средства, перечисленные вузу в отчетном
году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 26 и
37), включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб.
Д37 - средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку
иностранных граждан (включая стоимость переданного оборудования),
тыс. руб.
Общежития, столовые, профилактории,
спортивные сооружения
Д38 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы,
не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
Д39 - обеспеченность местами в предприятиях общественного
питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000
студентов), %
Д40 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.
Д41 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв.
м
Формальные отношения для локальных критериев определены
следующим образом:
bv = Д14 + С1 x Д15 + С2 x Д16
1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
К = (Д1 + С16 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x (Д9 + С16 x Д10)) / bv
111
К = (Д3 + С6 x Д5) / bv
112
К = (Д6 + С7 x Д7 + С5 x (Д11 + С7 x Д12)) / bv
113
1.2. Материальная и информационная база
К = Д33 / bv
121
К = Д32 / bv
122
К = Д34 / bv
123
К = Д35 / bv
124
1.3. Социально-культурная база
К = Д38
131
К = Д39
132
К = Д40 / bv
133
К = Д41 / bv
134
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
К = bv
211
К = (Д17 + С11 x Д18) / bv
212
К = Д22 / bv
213
К = (Д20 + С9 x Д23 + С10 x (Д21 + С9 x Д24)) / bv
214
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
К = Д25 / bv
221
К = Д26 / bv
222
К = (Д27 + С12 x Д28 + С13 x (Д29 + С12 x Д30)) / bv
223
К = (Д36 + С3 x Д37) / bv
224
Агрегирование локальных и интегральных критериев производится
в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности
локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений
локальных критериев на максимальные значения на множестве
сопоставляемых вузов.
i i
KN = K / N,
где:
i
KN - нормированное значение локального критерия для i-ого
вуза;
i
K - абсолютное значение локального критерия для этого вуза;
N - нормирующее значение для этого критерия.
i
N = MAX (K ),
i = 1...V,
где V - количество сопоставляемых вузов.
Далее осуществляется свертка нормированных значений критериев
в пределах каждого частного множества структуры до получения
значений глобальных критериев.
i m i
KS = SUM V x KN ,
j k=1 k jk
где:
i
KS - значение интегрального критерия j-ого уровня для i-ого
j
вуза;
V - оценка значимости (вес) k-ой цели;
k
m - количество целей в частном множестве.
После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал
и активность) вычисляется значение параметра Э = K / K . Этот
2 1
параметр используется в методике для усиления влияния продуктивных
целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом
Э в значение критерия по цели 1.1 - интеллектуальный потенциал:
K = Э x K , с последующим повторением свертки до значения
11 11
глобального критерия.
Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза
интерпретируются как метрический рейтинг, на основе которого
определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей
последовательности значений метрических рейтингов.
II. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Структура и состав дерева критериев для специальности на
содержательном уровне имеют вид:
Глобальный критерий
1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава
1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Уровень информатизации
1.2. Материальная и социально-культурная база
1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2. Обеспеченность быта
1.2.3. Спорт и отдых
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
2.1.1. Подготовка специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3. Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации
2.1.5. Оценка качества выпускников
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство учебной литературы
Перечень исходных данных, значения которых используются в
методике, приводится ниже.
Исходные данные
Данные вуза
Профессорско-преподавательской состав
(без совместителей)
Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
--------------------------------
<*> Данные Д01 - Д11, Д18 - Д26 и Д30 - Д31 имеют смысл
численности соответствующей категории по состоянию на 01.10
отчетного года.
Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
1), чел.
Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в
возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз),
чел.
Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета
пунктов 1 - 3), чел.
Профессорско-преподавательский состав
по совместительству
Д05 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д06 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
5), чел.
Студенты и аспиранты
Д07 - студенты дневной формы обучения, чел.
Д08 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.
Д09 - студенты заочной формы обучения, чел.
Д10 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д11 - аспиранты заочной формы обучения, чел.
Материальная и социально-культурная база
Д12 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д13 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных
рабочих станций в вузе, един.
Д14 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы,
не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
Д15 - обеспеченность местами в предприятиях общественного
питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000
студентов), %
Д16 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.
Д17 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв.
м
Данные выпускающей кафедры
Профессорско-преподавательский состав
(без совместителей)
Д18 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д19 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
18), чел.
Д20 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в
возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз),
чел.
Д21 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета
пунктов 18 - 20)
Д22 - общее количество штатных преподавателей, чел.
Профессорско-преподавательский состав
(совместители)
Д23 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д24 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта
23), чел.
Д25 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета
пунктов 23 - 24), чел.
Д26 - общее количество преподавателей, чел.
Приведенный контингент выпускников в отчетном году
Д27 - бакалавры, успешно закончившие вуз и прекратившие
дальнейшее обучение в вузе, чел.
Д28 - магистры, чел.
Д29 - специалисты, чел.
Аспиранты на 1 октября отчетного года
Д30 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д31 - аспиранты заочной формы обучения, чел.
Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации
Д32 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций,
защищенных в советах вуза за последние три года, един.
Д33 - количество успешно защищенных в советах вуза за
последние три года кандидатских диссертаций, един.
Д34 - количество аспирантов кафедры, успешно защитивших
кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного
года после окончания аспирантуры, чел.
Д35 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций,
защищенных сотрудниками кафедры за последние три года вне советов
вуза, един.
Д36 - количество аспирантов и сотрудников кафедры, успешно
защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне
советов вуза, чел.
Объем научных исследований в отчетном году
Д37 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные
исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Д38 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными
силами, тыс. руб.
Издательская деятельность за последние два года
Д39 - объем монографий, учебников и учебных пособий, изданных
кафедрой за последние два года, печ. л.
Основные фонды
(пункты 40 - 41 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)
Д40 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д41 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных
рабочих станций, един.
Оценка качества выпуска
Д42 - процент хороших и отличных оценок на госэкзаменах, %
Д43 - процент дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК
на "отлично"
Д44 - процент выпускников с гарантированным трудоустройством
Примечания. 1. Данные по пунктам 1 - 17 берутся из сведений
для определения рейтинга вуза и вводятся министерством.
2. Единицы измерения исходных данных должны точно
соответствовать указанным.
3. Если по данной специальности выпускающими являются
несколько кафедр, то в исходных данных представляется суммарная
информация этих кафедр по всем пунктам.
4. Если кафедра осуществляет выпуск по нескольким
специальностям (направлениям), то в п. п. 27, 28, 29 указывается
суммарный контингент выпускников по всем этим специальностям
(направлениям).
Локальные критерии:
Приведенный контингент выпускников по специальности
bs = Д27 + С9 x Д28 + С10 x Д29
Приведенный контингент студентов вуза на один курс
bvk = (Д07 + С1 x Д08 + С2 x Д09) / 5
1 < w < 2 - коэффициент влияния данных вуза на значения
критериев по специальности
1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
К = (Д1 + С3 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x Д5 + С3 x Д6)) x (bs) /
111
w
(bvk) + (Д18 + С3 x Д19 + С4 x Д21) / bs
w
К = Д3 x bs / (bvk) + Д20 / bs
112
w
К = Д13 x (bs) / (bvk) + Д41 / bs
113
1.2. Материальная и социально-культурная база
w
К = Д12 x (bs) / (bvk) + С6 x Д40 / bs
121
К = Д14 + С7 x Д15
122
К = (Д16 + С8 x Д17) / bvk
123
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
К = bs
211
К = (Д30 + С12 x Д31) / bs
212
К = Д34 / bs
213
К = (Д32 + С14 x Д33 + С15 x (Д35 + С14 x Д36)) / bs
214
К = Д42 + С16 x Д43 + С17 x Д44
215
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
К = Д37 / bs
221
К = Д38 / bs
222
К = Д39 / bs
223
Как следует из приведенных выражений для локальных критериев,
в методике определения рейтинга специальности используется в
качестве базы приведенный контингент выпускников. Значения данных
Д01 - Д17 извлекаются из базы данных, содержащей сведения о вузах.
Все процедуры нормирования и свертки наследуются из методики
определения рейтинга вуза.
|