ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2003 года
Дело N 7-Г02-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Маслова А.М.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Ф. на
решение окружной избирательной комиссии избирательного округа
"Южный" г. Иваново об отказе в регистрации кандидатом в депутаты
Законодательного Собрания Ивановской области по кассационной
жалобе Ф. на решение Ивановского областного суда от 2 декабря 2002
года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.П.
Меркулова, объяснения Ф., ее представителя Горькова Н.В.,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя
избиркома Ивановской области Ахлюстина В.А., Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ф. обратилась в суд с жалобой на решение окружной избирательной
комиссии избирательного округа N 3 "Южный" города Иванова по
дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания
Ивановской области от 18 ноября 2002 года, которым ей отказано в
регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания
Ивановской области на основании пп. 1, 5 п. 5 ст. 41 Закона
Ивановской области "О выборах в Ивановской области" в связи с
отсутствием ее письменного уведомления комиссии о начале сбора
подписей избирателей.
Заявитель считает этот отказ необоснованным, ссылаясь на то,
что Закон Ивановской области не содержит конкретной формы такого
уведомления о начале сбора подписей. Она полагает, что уведомила
комиссию, поскольку согласовывала с председателем комиссии бланк
подписного листа, и та своей рукой вносила в него исправления,
затем выдала для банка уведомление об открытии специального
временного счета. Требования указанного Закона о письменном
уведомлении избирательной комиссии о начале сбора подписей
избирателей противоречат Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и поэтому являются незаконными.
Решением Ивановского областного суда от 2 декабря 2002 года
постановлено: в удовлетворении жалобы на действия окружной
избирательной комиссии N 3 г. Иваново отказать.
Ф. подала кассационную жалобу, в которой просит решение
отменить, полагая, что суд неправильно применил материальный
закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права,
дал неправильную оценку доводам ее заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что согласно постановлению Законодательного
Собрания Ивановской области от 26 сентября 2002 года N 318 (л.д.
13) дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания
Ивановской области по избирательному округу N 3 г. Иванова "Южный"
назначены на 22 декабря 2002 года.
Ф. 11 ноября 2002 года в порядке самовыдвижения представила в
избирательную комиссию письменное уведомление об избирательной
инициативе и заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом
в депутаты Законодательного Собрания. 12 ноября представила
справку о доходах и сведения об имуществе. Получила письмо за
подписью председателя избирательной комиссии в банк об открытии
специального временного счета. В этот же день открыла счет и
сообщила в комиссию о его открытии. 13 ноября 2002 года,
предварительно согласовав бланк подписного листа с председателем
комиссии, начала сбор подписей избирателей. 17 ноября сдала
подписные листы и первый финансовый отчет.
В соответствии со ст. 37 п. 1 Закона "О выборах в Ивановской
области" от 21 августа 2000 года сбор подписей в поддержку
кандидата начинается со дня уведомления инициатором выдвижения
соответствующей избирательной комиссии в порядке, установленном
этим Законом. В силу ст. 61 п. 1 Закона области кандидаты обязаны
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
избирательной кампании после письменного уведомления
соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей
избирателей.
Решением комиссии от 18 ноября 2002 года Ф. отказано в
регистрации кандидатом в депутаты на основании пп. 1, 5 п. 5 ст.
41 Закона Ивановской области в связи с тем, что уведомление о
начале сбора подписей ею своевременно не представлено в комиссию.
При таких обстоятельствах вывод суда о законности принятого
избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Ф. в
качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ивановской
области по избирательному округу N 3 "Южный" сделан правильно,
поскольку сбор подписей и открытие счета в банке без письменного
уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей
избирателей является существенным нарушением и в соответствии со
ст. 41 п. 5. пп. 1, 5 Закона "О выборах в Ивановской области"
основанием к отказу в регистрации кандидата.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются
несостоятельными.
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина
признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и нормами международного права (ст. 17
Конституции Российской Федерации), которые согласно ст. 15 ч. 4
Конституции Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы.
В соответствии с п. "В" ст. 25 Международного пакта о
гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь
без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных
ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на
подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего
и равного избирательного права при тайном голосовании и
обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и данной
международно-правовой нормой федеральное законодательство
гарантирует право гражданина участвовать в свободных выборах на
основе всеобщего и равного избирательного права. Гарантии данного
права должны быть также предусмотрены в законах субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что выборы, назначенные на 22 декабря
2002 года, являлись дополнительными, то должны проводиться по
правилам, установленным Законом "О выборах в Ивановской области"
от 21.08.2000, в связи с тем, чтобы не был нарушен принцип
равенства граждан, закрепленный в ст. 19 Конституции Российской
Федерации, который определяет равный правовой статус граждан при
осуществлении ими любых прав, в том числе предусмотренного ст. 32
Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранным в
органы государственной власти. Нарушение принципа равенства
избирательных прав при формировании законодательного органа
является отступлением от общих принципов организации
представительных органов власти субъектов Российской Федерации
Конституции Российской Федерации и, следовательно, как указано в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
10.07.95 N 9-П, может поставить под сомнение легитимность
принимаемых ими решений.
Положения п. 1 ст. 37 и п. 1 ст. 61 Закона "О выборах в
Ивановской области" в части представления избирательной комиссии
письменного уведомления о начале сбора подписей являются именно
такими нормами, которые должны соблюдаться при выборах
Законодательного Собрания одного и того же созыва, в том числе при
дополнительных выборах.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной
жалобе, отражена в судебном решении, в связи с чем отсутствует
необходимость в приведении в кассационном определении таких
мотивов.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ивановского областного суда от 2 декабря 2002 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без
удовлетворения.
|