Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
12 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
558 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 531200 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) -
МАГИСТР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общая характеристика направления
531200 - Социально-культурная деятельность
1.1. Направление подготовки 531200 - Социально-культурная
деятельность утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника: магистр социально-
культурной деятельности.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 531200 - Социально-культурная
деятельность при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы
подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки в области социально-
культурной деятельности, в том числе к научно-исследовательской
работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-
профессиональной программы педагогического профиля - к
педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности;
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки): программа подготовки магистра
социально-культурной деятельности.
531201 - История, методология, теория социально-культурной
деятельности.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности
социально-культурной деятельности и специфики научного знания о
социально-культурных процессах и явлениях; характеристика основных
понятий и терминов социально-культурной деятельности; углубленное
изучение структуры и функций социально-культурной деятельности,
осмысление роли учреждений культуры как социального института;
углубленное знание истории отечественной теории социально-
культурной деятельности; концепций, школ научного исследования
социально-культурной деятельности, критическое осмысление
современных подходов, методов научного исследования в теории
социально-культурной деятельности; понимание роли сравнительно-
исторического, типологического, структурного, системного методов в
изучении и описании современной теории и практики социально-
культурной деятельности.
531202 - Теория и методология культурно-досуговой деятельности.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности
и специфики теории культурно-досуговой деятельности;
характеристика основных категорий и терминов культурно-досуговой
деятельности; углубленное изучение структуры, общественных функций
культурно-досуговой деятельности; углубленное знание отечественных
концепций культурно-досуговой деятельности, научных школ
исследования проблем социологии, культурологии и педагогики
досуга, осмысление современной методологии и методики научного
исследования в культурно-досуговой деятельности; освоение
современных технологий культурно-досуговой деятельности; изучение
мирового опыта организации культурно-досуговой деятельности.
531203 - Методология и теория социокультурного менеджмента.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности
социокультурного менеджмента и специфики научного знания о
процессах управления в социально-культурной сфере; характеристика
основных понятий и терминов социокультурного менеджмента;
углубленное знание принципов формирования инновационных моделей
управления социокультурной деятельностью; осмысление проблем
социокультурного программирования в системе управленческих
технологий; знание технологий планирования деятельности учреждений
социокультурной сферы; изучение мирового опыта организации
социокультурного менеджмента.
531204 - Теория и практика технологической деятельности в
социально-культурной сфере.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности
технологии социально-культурной деятельности; углубленное знание
структуры, содержания, форм, средств, методов в социокультурных
технологиях; освоение принципов и методов типологического анализа
технологий социально-культурной деятельности; владение методами
научного исследования проблемного поля социума, диагностики,
определения целей и задач форм, средств и методов технологий
социально-культурной деятельности; углубленное понимание сущности
технологического процесса на различных уровнях реализации
(социально-культурный проект, программа, модель); знание базовых
технологических систем социально-культурной деятельности
(рекреационные, зрелищные, игровые, информационные,
просветительские, коммуникативные и др.); понимание роли
сравнительно-исторического, типологического, структурного,
системного методов в изучении и описании современных технологий
социально-культурной деятельности; изучение мирового опыта
технологической деятельности в социально-культурной сфере.
Научно-исследовательская составляющая программы по решению
Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские
программы (магистерские специализации), отражающие существующие в
данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам
соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 531200 -
Социально-культурная деятельность зачисляются на
специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы магистра и
предусмотренных государственным образовательным стандартом
подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 531200 - Социально-культурная
деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра социально-культурной
деятельности, к условиям ее реализации и срокам освоения,
определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
По направлению разрабатывается, как правило, несколько
магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
социально-культурной деятельности (далее - образовательная
программа) состоит из основной образовательной программы
подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки,
которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента и научно-
исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом
цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в
федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
цикл ЕН - естественнонаучные дисциплины - стандартом
направления не предусмотрен;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 531200 - Социально-культурная ¦ ¦
¦ ¦деятельность ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7776 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки (с учетом специфики ¦ ¦
¦ ¦направления) ¦ ¦
¦ ¦ Состояние естественных и гуманитарных наук на ¦ ¦
¦ ¦современном этапе развития общества. Современная ¦ ¦
¦ ¦философия и методология науки. ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции глобализации, информатизации, ¦ ¦
¦ ¦формирования постмодернистского типа ¦ ¦
¦ ¦социокультурных систем и др. Специфика ¦ ¦
¦ ¦направления: социально-культурная деятельность как¦ ¦
¦ ¦самостоятельная область общественной практики, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающая педагогические условия развития ¦ ¦
¦ ¦личности и социальных общностей в контексте ¦ ¦
¦ ¦социальных, культурно-исторических и национально- ¦ ¦
¦ ¦культурных ценностей. Социально-культурные аспекты¦ ¦
¦ ¦синергетики, аксиологии неогуманизма. ¦ ¦
¦ ¦ Современное понимание общества как единства ¦ ¦
¦ ¦культуры и социальности, образуемых и ¦ ¦
¦ ¦преобразуемых деятельностью человека. Человек как ¦ ¦
¦ ¦активный субъект социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблемы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности в контексте формирования гражданского¦ ¦
¦ ¦общества. Перспективы теории социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности в новых исторических условиях ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки (с учетом специфики ¦ ¦
¦ ¦направления) ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы исторического развития науки и ее ¦ ¦
¦ ¦методологического осмысления. Современные проблемы¦ ¦
¦ ¦методологии научного познания. Специфика ¦ ¦
¦ ¦направления: возникновение и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦развития научных представлений о социокультурной ¦ ¦
¦ ¦обусловленности воспитания, культурно- ¦ ¦
¦ ¦просветительской и социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Теория социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности как самостоятельная, целостная, ¦ ¦
¦ ¦сложноорганизованная отрасль педагогической науки.¦ ¦
¦ ¦Теория социально-культурной деятельности как ¦ ¦
¦ ¦система идей, выводов о закономерностях и сущности¦ ¦
¦ ¦педагогического процесса, принципах его ¦ ¦
¦ ¦организации и технологиях (педагогических, ¦ ¦
¦ ¦культурных и др.) осуществления в условиях ¦ ¦
¦ ¦свободного времени, досуга. Основные источники ¦ ¦
¦ ¦формирования теории социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: изучение опыта, экспериментальная ¦ ¦
¦ ¦работа, использование достижений других наук. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь методологического, теоретического и ¦ ¦
¦ ¦прикладного уровней в научном исследовании ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Многоукладный ¦ ¦
¦ ¦состав методологии социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности (общенаучная методология, методология¦ ¦
¦ ¦интегративной науки и специально-научная ¦ ¦
¦ ¦методология). Современные проблемы ¦ ¦
¦ ¦методологического обоснования научного ¦ ¦
¦ ¦исследования социально-культурной деятельности ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании (с ¦ ¦
¦ ¦учетом специфики направления) ¦ ¦
¦ ¦ Возникновение и развитие информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий и их роль в современном обществе. ¦ ¦
¦ ¦Классификация информационных технологий. ¦ ¦
¦ ¦Современные проблемы компьютеризации: ¦ ¦
¦ ¦совершенствование технического обеспечения, ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь информационных и социокультурных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Специфика направления: современное ¦ ¦
¦ ¦состояние и перспективы внедрения компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологий в социально-культурную деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Использование компьютерных технологий в учебном ¦ ¦
¦ ¦процессе подготовки специалистов социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной сферы в вузах культуры и искусств ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.Р ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.В ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяется требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦8 не-¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦дель ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки магистра¦4068 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦11844¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
магистра по направлению 531200 - Социально-культурная
деятельность
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра социально-культурной деятельности при очной
форме обучения составляет 312 недели, в том числе:
- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
подготовку выпускной квалификационной
работы, а также экзаменационные сессии - 74 недели;
- практики: научно-исследовательская
практика и (или) научно-педагогическая
практика - не менее 6 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 8 недель;
- каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 16 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы магистра
социально-культурной деятельности по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного
срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра -
на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студентов при очной форме
обучения не должен превышать в среднем за период теоретического
обучения по основной образовательной программе подготовки
бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной
подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный
объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую на основе настоящего государственного образовательного
стандарта магистра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы в
объемах, предусмотренных настоящим образовательным стандартом,
регламентируются соответствующими программами научно-
исследовательской и научно-педагогической практики, утверждаемыми
Советом вуза (факультета) по согласованию с УМО.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин - в пределах 5% при условии
выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем
стандарте;
- предоставлять студентам-магистрам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающихся научной
и/или научно-методической деятельностью работой по данной
дисциплине.
Лекционные курсы по всем общим дисциплинам федерального
компонента специализированной подготовки магистра должны читаться
доцентами или профессорами, систематически занимающимися научно-
исследовательской работой по соответствующей дисциплине.
Реализация основной образовательной программы магистра должна,
как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз
имеет право привлекать для чтения курсов до 25% преподавателей
сторонних организаций.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
высококвалифицированных исследователей и преподавателей должна
обеспечиваться доступом каждого магистранта:
- к специализированным научно-библиотечным фондам, включающим
научную литературу, профессиональные журналы, реферативные журналы
по теории, истории и организации социально-культурной
деятельности, и родственных гуманитарных дисциплин (культурология,
педагогика, психология, социология, социология культуры и др.);
- к специализированным информационным базам данных и сетевым
источникам, по содержанию соответствующим полному перечню
дисциплин основной образовательной программы, а также наглядным
пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-
методической документацией по всем видам учебных занятий -
практикам, курсовому и дипломному проектированию, а к моменту
аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на одного студента
дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее программу подготовки
магистра, должно располагать материально-технической базой,
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-
исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным
планом.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра должно располагать базами практики,
созданными в учреждениях соответствующего профиля. Научно-
исследовательская и научно-педагогическая практика проводится по
утвержденному плану с закреплением за каждым магистрантом
руководителя практики и конкретного задания по практике. Итогом
выполнения поставленного задания является положительно оцененный
отчет о прохождении практики.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
531200 - Социально-культурная деятельность
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 531200 - Социально-культурная деятельность.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
(или) научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе
научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- умение выбирать необходимые методы исследования,
модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя
из задач конкретного исследования социально-культурной
деятельности;
- умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- умение вести научно-педагогическую работу с привлечением
современных информационных технологий;
- умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати;
- магистр социально-культурной деятельности должен быть широко
образованным и высококультурным человеком, обладающим
фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и
социально-педагогической) подготовкой;
- центральным звеном подготовки магистра является цикл
общепрофессиональных дисциплин в программе подготовки бакалавра и
цикл дисциплин направления в специализированной подготовке
магистра, освоение которых обеспечивает максимально широкий
профиль профессиональной подготовки, который в дальнейшем дает
возможность быстро адаптироваться к специфическим условиям и
участкам профессиональной деятельности в широких пределах системы
документально-информационных коммуникаций;
- магистр, глубоко освоивший цикл специальных дисциплин, должен
обладать основательной подготовкой к практической работе на всех
основных направлениях социально-культурной деятельности.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие
которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься
определенными видами профессиональной деятельности, отражающими
содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и должна включать государственные экзамены,
устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень
требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен
обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве
вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным
направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников
необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой
аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных
программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о
государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
народного художественного творчества, социально-культурной
деятельности и информационных ресурсов.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического совета по специальности 531200 - Социально-
культурная деятельность 20 декабря 2002 г., протокол N 2.
|