Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
553 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530200 - ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления
530200 - Театральное искусство
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр театрального
искусства. Нормативный срок освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению 530200 - Театральное
искусство при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика бакалавра.
Бакалавр театрального искусства должен быть подготовлен к
художественно-творческой, исследовательской, педагогической,
организационно-производственной деятельности в области театра,
других видов исполнительских искусств. В зависимости от полученной
специальной подготовки бакалавр театрального искусства:
готовит и исполняет поручаемые ему роли в спектаклях,
концертах, теле-, радиопередачах, кинофильмах, других
произведениях, фиксируемых на носители; самостоятельно занимается
тренажем, сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую
характеру исполняемых ролей; участвует в обсуждении замысла
постановки, в которой непосредственно занят;
участвует в создании художественного проекта сценического
оформления спектакля (включая эскизы декораций, костюмов, грима,
рабочие макеты, габаритные чертежи, рисунки бутафории и реквизита
и т.п.), с учетом установленных сроков и затрат; участвует в
создании эскизов рекламы, интерьеров, выставок, проводимых
театром;
разрабатывает техническую документацию, необходимую для
сценического воплощения замысла художника-постановщика при
постановке спектакля, руководит этим процессом, используя при этом
новейшие достижения в области театрально-постановочной техники,
технологии и новых материалов;
участвует в формировании репертуара театра; осуществляет
постоянную связь с прессой, другими средствами массовой
информации, органами по охране авторских прав; ведет работу с
драматургами, рассматривает творческие заявки, подготавливает
заключения по ним; подготавливает договоры на приобретение права
использования произведений, контролирует выполнение авторами
договорных обязательств; редактирует тексты, включая рекламные;
участвует в исследованиях зрительской аудитории театра,
зрительских конференциях, беседах, лекциях;
участвует в управлении деятельностью театра, направленной на
удовлетворение нужд потребителей и получение доходов за счет
стабильного функционирования, поддержания деловой репутации;
участвует в планировании различных аспектов деятельности театра,
разрабатывает бизнес-планы и коммерческие условия заключаемых
договоров; участвует в маркетинговых исследованиях,
фандрейзинговых операциях, в разработке рекламной стратегии
организации.
В соответствии с полученной специальной подготовкой бакалавр
театрального искусства должен владеть основами соответствующего
вида профессиональной творческой деятельности:
- мастерства актера;
- театрально-декорационного искусства или искусства
моделирования сценического костюма, театральной куклы;
- мастерства театрального технолога;
- театроведение;
- театрального менеджмента.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 530200 - Театральное искусство;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальностям: 050100 - Актерское искусство, 050200 -
Режиссура театра, 050300 - Технология художественного оформления
спектакля, 050400 - Театроведение, 053900 - Сценография.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров по направлению 530200
- Театральное искусство проводятся дополнительные вступительные
испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
530200 - Театральное искусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по
направлению 530200 - Театральное искусство разрабатывается на
основании настоящего государственного образовательного стандарта и
включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра по направлению
530200 - Театральное искусство, к условиям ее реализации и срокам
ее освоения определяются настоящим государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по
направлению 530200 - Театральное искусство состоит из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по
направлению 530200 - Театральное искусство должна предусматривать
изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины
стандартом направления не предусматривается. Отдельные курсы могут
предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый
для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а
также с учетом профиля подготовки бакалавра в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530200 - Театральное искусство
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное ¦Всего¦
¦ ¦ содержание ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных ¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦направления. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христианства.¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦ Эволюция восточнославянской государственности ¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX века¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология. Культурология ¦ ¦
¦ ¦и история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦ Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор ¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм ¦ ¦
¦ ¦и индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная ¦ ¦
¦ ¦и цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦ Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос¦ ¦
¦ ¦и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. ¦ ¦
¦ ¦ Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦ Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦ Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦ Банковская система. Денежно-кредитная ¦ ¦
¦ ¦политика. Экономический рост и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Международные экономические отношения. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный баланс. ¦ ¦
¦ ¦Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3680 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3220 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦История литературы ¦ ¦
¦ ¦ Античная литература; литература Древней Греции ¦ ¦
¦ ¦и Рима; мифология и литература; жанры античной ¦ ¦
¦ ¦литературы. ¦ ¦
¦ ¦ Средневековая литература; христианство и ¦ ¦
¦ ¦литература; жанры средневековой литературы; ¦ ¦
¦ ¦древнерусская литература. ¦ ¦
¦ ¦ Литература эпохи Возрождения; титаны Возрождения¦ ¦
¦ ¦в национальных литературах Европы. ¦ ¦
¦ ¦ Литература нового времени; классицизм, его ¦ ¦
¦ ¦законы и художественная практика. ¦ ¦
¦ ¦ Литература эпохи Просвещения в странах Европы ¦ ¦
¦ ¦и в России; сентиментализм и его художественные ¦ ¦
¦ ¦черты; возникновение романтизма и специфика его ¦ ¦
¦ ¦развития в европейских странах и в России. ¦ ¦
¦ ¦ Становление реалистической литературы; ¦ ¦
¦ ¦европейский и русский роман XIX века; ¦ ¦
¦ ¦художественные направления в литературе рубежа ¦ ¦
¦ ¦ХIХ - ХХ вв. ¦ ¦
¦ ¦ Первая мировая война и русская революция в ¦ ¦
¦ ¦зеркале литературы. Литература о второй мировой ¦ ¦
¦ ¦войне. ¦ ¦
¦ ¦ Основные художественные системы и идеологические¦ ¦
¦ ¦направления литературы ХХ века. Русская и мировая¦ ¦
¦ ¦литература новейшего времени ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦История театра ¦ ¦
¦ ¦ Происхождение театра. Театр как синтез искусств.¦ ¦
¦ ¦Театр и литература. ¦ ¦
¦ ¦ Театр античности. Театральные формы в ¦ ¦
¦ ¦древнерусской культуре. ¦ ¦
¦ ¦ Дальнейшее развитие театральных форм в Европе ¦ ¦
¦ ¦и России. Эпоха средневековья, взаимоотношения ¦ ¦
¦ ¦с религией. Русский народный театр. ¦ ¦
¦ ¦ Сценическое искусство в Европе эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения. Литература Ренессанса. ¦ ¦
¦ ¦ Театр XVII - XVIII веков в Европе и России. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение русского профессионального театра. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие художественных культур. ¦ ¦
¦ ¦Классицизм. Эстетические идеи Просвещения в ¦ ¦
¦ ¦литературе и театре. Зарождение сентиментализма. ¦ ¦
¦ ¦Предромантические тенденции в театре на рубеже ¦ ¦
¦ ¦ХVIII - ХIХ веков. ¦ ¦
¦ ¦ Театр ХIХ века. Смена стилей и направлений ¦ ¦
¦ ¦(романтизм, реализм, символизм). Специфика ¦ ¦
¦ ¦развития русского искусства. "Золотой век" ¦ ¦
¦ ¦русского искусства. Русский роман и сцена. ¦ ¦
¦ ¦Рождение "новой драмы". Формирование ¦ ¦
¦ ¦режиссерского театра. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие национальных художественных ¦ ¦
¦ ¦культур и стилей в русском и европейском театре ¦ ¦
¦ ¦ХХ века. Многообразие (различие и общность идей) ¦ ¦
¦ ¦эстетических направлений. Театр - драма - роман ¦ ¦
¦ ¦и режиссура ХХ века. Жанры и формы театра. Театр ¦ ¦
¦ ¦и изобразительные искусства. Кино и его место в ¦ ¦
¦ ¦развитии искусства ХХ века. ¦ ¦
¦ ¦ Театр и музыка. Музыкальный театр (опера, балет,¦ ¦
¦ ¦оперетта, мюзикл). Основные этапы, тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Современные формы развития театра в России ¦ ¦
¦ ¦и за рубежом. Основные театральные идеи в России ¦ ¦
¦ ¦и на Западе на рубеже ХХ и XXI веков. Запад и ¦ ¦
¦ ¦Восток как проблема развития литературы и театра.¦ ¦
¦ ¦ Информационная революция, компьютеризация, их ¦ ¦
¦ ¦роль в развитии театрального искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Организация театрального дела в России ¦ ¦
¦ ¦ Театр в современной социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Органы государственного регулирования в сфере ¦ ¦
¦ ¦культуры. Нормативно-правовые документы, ¦ ¦
¦ ¦регулирующие театральную деятельность. ¦ ¦
¦ ¦ Театр и другие виды организаций исполнительских ¦ ¦
¦ ¦искусств. Организационно-правовые формы театров. ¦ ¦
¦ ¦Структура театров разных видов. ¦ ¦
¦ ¦ Источники финансирования деятельности театров. ¦ ¦
¦ ¦Ценообразование. Фандрейзинг. Маркетинговые ¦ ¦
¦ ¦исследования. ¦ ¦
¦ ¦ Планирование и организация творческо- ¦ ¦
¦ ¦производственного процесса в театре. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимоотношения театров с авторами. Виды ¦ ¦
¦ ¦авторских договоров. Смежные права исполнителей. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовые отношения в театре. Коллективный ¦ ¦
¦ ¦договор ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Безопасность жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦ Современный комплекс проблем безопасности. ¦ ¦
¦ ¦Человек и среда обитания. Защита населения в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях. ¦ ¦
¦ ¦ Безопасность в организациях культуры и ¦ ¦
¦ ¦искусства. ¦ ¦
¦ ¦ Правила техники безопасности. Ответственность ¦ ¦
¦ ¦работника за их соблюдение. Инструктаж по ¦ ¦
¦ ¦технике безопасности. ¦ ¦
¦ ¦ Должностные лица, ответственные за технику ¦ ¦
¦ ¦безопасности, их обязанности. ¦ ¦
¦ ¦ Требования безопасности к техническому и ¦ ¦
¦ ¦санитарному оснащению театров, концертных залов, ¦ ¦
¦ ¦цирков, кино- и телестудий. ¦ ¦
¦ ¦ Требования безопасности и санитарные требования ¦ ¦
¦ ¦к декорационным конструкциям, сценическим ¦ ¦
¦ ¦костюмам, реквизиту, пастижерным изделиям. ¦ ¦
¦ ¦ Трюковые сцены (номера), сцены боя и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за безопасность. Условия ¦ ¦
¦ ¦безопасности при использовании животных. ¦ ¦
¦ ¦ Расследование несчастных случаев. Последствия ¦ ¦
¦ ¦несчастных случаев для работника. Страхование. ¦ ¦
¦ ¦Социальное обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦ Противопожарная защита ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Профессиональная творческая деятельность - ¦ ¦
¦ ¦варианты ¦ ¦
¦ ¦ 1. Актерское искусство ¦ ¦
¦ ¦ Синтетическая природа театра; актер - ¦ ¦
¦ ¦центральная фигура театра, основные элементы ¦ ¦
¦ ¦актерского творчества; режиссер, его роль и ¦ ¦
¦ ¦значение в творческом процессе; драматургия - ¦ ¦
¦ ¦первооснова сценического произведения. ¦ ¦
¦ ¦ Режиссерский замысел и работа режиссера с ¦ ¦
¦ ¦актером. ¦ ¦
¦ ¦ Театральные системы (школы) и методология ¦ ¦
¦ ¦создания сценического образа. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Сценография ¦ ¦
¦ ¦ Театральная живопись и рисунок. Станковая ¦ ¦
¦ ¦композиция. Сценографическая композиция. ¦ ¦
¦ ¦Композиция сценического костюма. ¦ ¦
¦ ¦ 3. Технология художественного оформления ¦ ¦
¦ ¦спектакля ¦ ¦
¦ ¦ Технология сценического оформления, ¦ ¦
¦ ¦сценического света, театрального производства. ¦ ¦
¦ ¦Расчет театральных конструкций. Театральный ¦ ¦
¦ ¦макет. Устройство, оборудование сцены. ¦ ¦
¦ ¦ 4. Театроведение ¦ ¦
¦ ¦ Теория драмы и основы теории театра. Виды ¦ ¦
¦ ¦театрального искусства, специфика их ¦ ¦
¦ ¦исторического развития и современного бытования. ¦ ¦
¦ ¦Театр - синтетическое искусство, закономерности ¦ ¦
¦ ¦исторического развития различных видов искусств ¦ ¦
¦ ¦и театра. Исследовательская работа в области ¦ ¦
¦ ¦истории театра. Театрально-критическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Литературная часть в театре. ¦ ¦
¦ ¦ 5. Менеджмент в области исполнительских искусств¦ ¦
¦ ¦ Основы менеджмента, маркетинга, фандрейзинга. ¦ ¦
¦ ¦Экономика культуры. Планирование и организация ¦ ¦
¦ ¦творческо-производственного процесса в театре. ¦ ¦
¦ ¦Управление эксплуатацией театрального здания и ¦ ¦
¦ ¦сценического оборудования. Бухгалтерский учет ¦ ¦
¦ ¦и статистика в организациях исполнительских ¦ ¦
¦ ¦искусств, применение вычислительной техники и ¦ ¦
¦ ¦программного продукта. Исследовательская ¦ ¦
¦ ¦деятельность в области менеджмента ¦ ¦
¦ ¦исполнительских искусств ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины - устанавливаются ¦2332 ¦
¦ ¦вузом, включая дисциплины по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦с учетом варианта профессиональной творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности (ОПД.Ф.05), предусмотренного ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программой ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы устанавливаются вузом (факультетом) ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов обучения ¦8262 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
бакалавра по направлению - 530200 Театральное искусство
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научную и творческую работу
студентов, а также экзаменационные
сессии - 153 недели;
- практики - не менее 10 недель,
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту (исполнение)
выпускной квалификационной работы - не менее 5 недель,
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - до 40 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, а
также в случае сочетания различных форм обучения, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае
сочетания различных форм обучения могут быть увеличены вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный
объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения -
не более 34 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530200 - Театральное искусство
6.1. Требования к разработке основных образовательных программ
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу для подготовки
бакалавра по направлению 530200 - Театральное искусство на основе
настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"
или "зачтено", "не зачтено").
6.1.2. При реализации основной образовательной программы вуз
имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую
культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю",
"Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплина являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля
подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
учитывая необходимость координации дисциплин, связанных с
физической нагрузкой на студента по данному направлению,
реализовывать основное содержание дисциплины "Физическая культура"
в рамках циклов общепрофессиональных дисциплин и специальных
дисциплин, а выделенные на изучение "Физической культуры" часы
перераспределять в рамках цикла ГСЭ;
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при
очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с
учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
реализовывать основные образовательные программы подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее
профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на
основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на
предыдущем этапе профессионального образования. Обучение по
ускоренной основной образовательной программе может
реализовываться для лиц, способных освоить в полном объеме
основную образовательную программу за более короткие сроки.
Реализация сокращенных и ускоренных программ осуществляется вузом
в порядке, предусмотренном Типовым положением об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении).
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по
направлению 530200 - Театральное искусство.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 530200 - Театральное искусство должна
обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-
методической или творческой деятельностью; преподаватели общих
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, как правило,
должны иметь ученую степень, а преподаватели общепрофессиональных
и специальных дисциплин - опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере. Ведущий педагог (мастер курса) по
дисциплинам "Актерское мастерство", "Сценография" должен иметь,
как правило, не менее 10 лет педагогического стажа либо стажа
работы в театре по соответствующей специальности, иметь
достаточный авторитет в среде театральной общественности.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса по направлению 530200 - Театральное искусство.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам, наглядным пособиям, мультимедийным,
видеоматериалам, Интернету. Библиотека вуза помимо учебной
литературы, предусмотренной программами, должна содержать
драматургию, художественную литературу, изобразительные материалы,
периодические издания, необходимые для обеспечения художественно-
творческой деятельности в рамках освоения общепрофессиональных и
специальных дисциплин.
Все теоретические дисциплины учебного плана должны быть
обеспечены учебно-методической документацией, а к моменту
аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента
дневного отделения.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса по направлению 530200 - Театральное искусство.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавров, должно располагать материально-
технической базой, соответствующей действующим санитарно-
техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов занятий,
предусмотренных примерным учебным планом. Проведение занятий по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам требует наличия
специально оборудованных и укомплектованных аудиторий (свето-,
аудио- видео- или кинотехника, музыкальные инструменты, элементы
декораций, сценические костюмы, театральный реквизит, ширмы,
театральные куклы, другие аксессуары).
Вуз, ведущий подготовку бакалавров театрального искусства, для
включении в основную образовательную программу в качестве
профессиональной творческой деятельности дисциплину "Актерское
искусство" должен иметь учебный театр или сценические площадки,
позволяющие осуществлять репетиции, выпуск и проведение публичных
учебных и дипломных спектаклей.
6.5. Требования к организации практик.
Студенты, осваивающие основную образовательную программу по
направлению 530200 - Театральное искусство с присвоением степени
"Бакалавр", в период обучения проходят ознакомительную практику в
профессиональном (или учебном) театре, предусматривающую
знакомство со структурой театра, его основными творческими и
техническими подразделениями, процессом подготовки спектакля.
Перечень и содержание других практик определяется вузом
самостоятельно с учетом дисциплины профессиональной творческой
деятельности, реализуемой в основной образовательной программе.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 530200 - Театральное искусство
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
Итоговая государственная аттестация бакалавра по усмотрению
вуза включает выпускную квалификационную работу или
государственный экзамен.
7.1.1. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра театрального
искусства может основываться на обобщении выполненных курсовых
работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период
теоретического обучения.
Условия, сроки выполнения, вид квалификационной работы
устанавливается Ученым советом вуза. С учетом дисциплины
профессиональной творческой деятельности, реализуемой в основной
образовательной программе, квалификационная работа представляет
собой:
исполнение ролей в спектаклях, отрывках или концертных номеров,
подготовленных в учебном процессе;
художественный проект сценографического (костюмного) решения
спектакля по драматургическому (музыкально-драматическому)
произведению, выполненный студентом под руководством педагога;
разработка одной из актуальных проблем технологии
художественного оформления спектакля или технологическая
разработка, связанная с подготовкой и выпуском конкретного
спектакля в одном из театров (концертных организаций, цирков);
разработка одной из актуальных проблем истории, теории театра,
современного театрального процесса;
разработка одной из актуальных проблем театрального
менеджмента, истории театрального дела или комплексная разработка
конкретного театрального проекта.
7.1.2. Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен проводится по программе, разработанной
высшим учебным заведением, предусматривающей контроль
теоретических знаний или практических умений студента на
междисциплинарном уровне, охватывающем несколько дисциплин.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр театрального искусства должен уметь решать задачи,
соответствующие его степени (квалификации).
Бакалавр театрального искусства должен свободно ориентироваться
в специальной литературе по профилю деятельности; обладать
знаниями основных закономерностей развития искусства; уметь
анализировать произведения литературы и искусства.
Бакалавр театрального искусства должен знать: историю
литературы, театра, музыки; современные проблемы отечественного и
зарубежного театрального искусства; современную и классическую
драматургию; основы трудового законодательства и законодательства
об авторских и смежных правах; основные правила и нормы охраны
труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;
нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра.
В соответствии с полученной специальной подготовкой бакалавр
театрального искусства должен знать теорию и практику осваиваемого
вида профессиональной творческой деятельности:
- мастерство актера; основы музыкальной грамоты; законы
сценической речи и сценического движения; методы тренажа и
самостоятельной работы над ролью;
- искусство сценографии, опыт российского театра в области
сценического оформления, театральной техники и технологии; историю
театрально-декорационного искусства;
- технику и технологию изготовления, хранения и транспортировки
театральных декораций, мебели, сценических костюмов, реквизита,
других театральных аксессуаров; опыт работы в области театральной
техники и технологии;
- опыт театрально-критической деятельности; методы анализа и
реконструкции произведения сценического искусства; классическую и
современную драматургию; основы издательского дела; структуру
отрасли культуры и искусства, структуру театра;
- основы менеджмента, маркетинга и фандрейзинга,
делопроизводства, бухгалтерского учета; технологию планирования и
организации творческо-производственного процесса в театре;
передовой опыт в области менеджмента исполнительских искусств.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
театрального искусства.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению 530200 - Театральное
искусство одобрен на заседании Учебно-методического объединения в
области театрального искусства 14 октября 2002 г., протокол N 1.
|