Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 7904/02 ОТ 11.02.2003] ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СДЕЛКИ ПРИВАТИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКА АКЦИЙ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО УСТАВА, РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ И РАСПОРЯЖЕНИЙ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СВЯЗИ С НЕПОЛНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 11 февраля 2003 г. N 7904/02
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина А.А.,  Бойкова
   О.В.,  Витрянского В.В.,  Вышняк Н.Г.,  Иванниковой Н.П.,  Киреева
   Ю.А.,  Козловой А.С.,  Козловой О.А.,  Наумова О.А.,  Ренова Э.Н.,
   Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Хорошиловой И.И.
       рассмотрел  протест первого заместителя Генерального прокурора
   Российской Федерации на решение суда первой инстанции от 30.11.99,
   постановление суда апелляционной инстанции от 09.03.2000 по делу N
   А41-К2-14317/99    Арбитражного    суда   Московской   области   и
   постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от
   15.05.2000 по тому же делу.
       В заседании приняли участие:
       первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
   Бирюков Ю.С.;
       от  администрации  города  Троицка (ответчика) - представители
   Зуев В.А., Медведев А.В.;
       от   Комитета   по   управлению   имуществом   города  Троицка
   (ответчика)  - председатель  Андропов  С.Н.,  представитель Пармут
   Е.Г.;
       от  открытого  акционерного  общества  "Троицкая  электросеть"
   (третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных требований,  на
   стороне ответчика) - генеральный директор Пересада А.В.
       Заслушав и обсудив доклад судьи Хорошиловой И.И.,  выступление
   первого  заместителя  Генерального прокурора Российской Федерации,
   поддержавшего   протест,   а   также   объяснения   представителей
   участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
       Заместитель    прокурора    Московской    области    в  защиту
   государственных  и общественных  интересов обратился в Арбитражный
   суд  Московской  области  с иском  к администрации  города Троицка
   (далее - администрация),  Комитету по управлению имуществом города
   Троицка  (далее  - комитет)  о признании  недействительной  сделки
   приватизации  муниципального  предприятия  "Троицкая электросеть",
   государственной  регистрации  выпуска  акций акционерного общества
   открытого типа "Троицкая электросеть", государственной регистрации
   устава    АООТ   "Троицкая   электросеть",    распоряжения   главы
   администрации  от  27.03.95  N 83  "Об акционировании МП "Троицкая
   электросеть",    распоряжений   комитета   от   27.03.95   N  8  о
   преобразовании муниципального предприятия "Троицкая электросеть" в
   АООТ   "Троицкая   электросеть"   и от  26.05.95  N 18  о внесении
   изменений в устав и план приватизации АООТ "Троицкая электросеть".
       В качестве третьего лица на стороне ответчика,  не заявляющего
   самостоятельных требований, привлечено ОАО "Троицкая электросеть".
       Решением  суда  первой  инстанции от 30.11.99 в удовлетворении
   исковых требований отказано.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от  09.03.2000
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа постановлением
   от 15.05.2000 решение и постановление оставил без изменения.
       Суды  трех  инстанций  пришли  к выводу о том,  что в процессе
   приватизации  МП  "Троицкая  электросеть"  не  допущено  нарушений
   законодательства о приватизации.
       В   протесте   первого   заместителя   Генерального  прокурора
   Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить
   в связи с неправильным применением норм материального права,  дело
   направить на новое рассмотрение.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением
   комитета  от  07.10.93 N 79/93 учреждено муниципальное предприятие
   "Троицкая  электросеть",  утвержден  устав предприятия и определен
   уставный  фонд  из имущества,  переданного учредителем,  в размере
   25000000 рублей.
       За  указанным  предприятием  было  закреплено имущество в виде
   зданий,   сооружений   и имущества  городских  электросетей  общей
   балансовой  стоимостью  36925827  рублей  (в  том  числе  зданий и
   сооружений   (электроподстанций)   стоимостью   6745561   рубль  и
   имущества  (оборудования) стоимостью 30180266 рублей),  переданное
   01.11.93    с  баланса   Троицкого   института   инновационных   и
   термоядерных  исследований Министерства атомной энергии Российской
   Федерации  на баланс администрации города Троицка по акту приема -
   передачи.
       Распоряжением  главы  администрации от 27.03.95 N 83 разрешена
   приватизация   названного   предприятия   путем  преобразования  в
   акционерное общество открытого типа.
       Распоряжением   комитета   от   27.03.95   N  8  МП  "Троицкая
   электросеть"  преобразовано  в АООТ "Троицкая электросеть" (ныне -
   открытое акционерное общество "Троицкая электросеть"),  утверждены
   план   приватизации   предприятия,   акты   оценки  стоимости  его
   имущества, устав акционерного общества.
       Этим же распоряжением закреплено в муниципальной собственности
   49 процентов акций созданного акционерного общества.
       Распоряжением  комитета  от  26.05.95 N 18 в план приватизации
   предприятия   и  устав   общества   внесены   изменения   в  части
   распределения и размещения акций АООТ "Троицкая электросеть".
       В   состав   имущества  акционерного  общества  вошли  объекты
   инженерной   инфраструктуры   города   (энергообеспечения)  в виде
   воздушных    и   кабельных    линий,    силовых   трансформаторов,
   трансформаторных подстанций и другое оборудование.
       Согласно  пункту  2.4.8 Государственной программы приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
   (далее  - Государственная  программа  приватизации),  утвержденной
   Указом   Президента   Российской  Федерации  от  24.12.93  N 2284,
   приватизация  спорных  объектов  осуществляется по решению органов
   государственной власти и управления республик в составе Российской
   Федерации,   краев,   областей,   автономной  области,  автономных
   округов,   городов   Москвы   и  Санкт   -  Петербурга  и местными
   программами приватизации.
       Пунктом  2.12  Основных  положений  государственной  программы
   приватизации   государственных   и  муниципальных   предприятий  в
   Российской  Федерации после 1 июля 1994 года,  утвержденных Указом
   Президента  Российской Федерации от 22.07.94 N 1535,  установлено,
   что  органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
   а  также  органы  местного  самоуправления  имеют  право принимать
   решения   в  отношении  предприятий,   относящихся  к разделу  2.4
   Государственной  программы  приватизации  и соответствующему  виду
   собственности,   в   том   числе   и  о  запрещении   осуществлять
   приватизацию.
       В   протесте   указывается   на   ограничение   в приватизации
   вышеупомянутых  объектов  со  ссылкой  на  Программу  приватизации
   государственных  и муниципальных  предприятий в Московской области
   (далее - областная программа приватизации),  утвержденную решением
   Московской  областной  Думы  от  15.06.94  N 10/20,  пунктом 3.5.2
   которой   установлено,   что   объекты   и предприятия  инженерной
   инфраструктуры   городов   и  районов  (в  том  числе  электро-  и
   теплоснабжения,    водопроводно   -  канализационного   хозяйства,
   наружного   городского   освещения)  приватизации  не  подлежат  и
   передаются  местными  администрациями  в хозяйственное ведение или
   оперативное управление на основании соответствующих договоров.
       Суды  трех  инстанций в обоснование правомерности приватизации
   МП   "Троицкая  электросеть"  сослались  на  пункт  3.2  Программы
   приватизации  государственных  и муниципальных  предприятий города
   Троицка  после  1 июля  1994  года  (далее  - городская  программа
   приватизации),  утвержденной  постановлением  главы  администрации
   города Троицка от 08.11.94 N 708.
       Между  тем  в имеющемся  в деле  экземпляре данной программы в
   пункте  3.2  указано,  что ряд объектов,  в том числе МП "Троицкая
   электросеть", запрещен к приватизации в 1994 году.
       При   новом   рассмотрении   дела  суду  следует  дать  оценку
   законности   приватизации   МП   "Троицкая  электросеть"  с учетом
   ограничений,   установленных   областной  и городской  программами
   приватизации.
       Ошибочным  является  вывод суда апелляционной инстанции о том,
   что  по  исковому  требованию  о признании  сделки приватизации МП
   "Троицкая  электросеть"  недействительной  пропущен  срок  исковой
   давности  на  основании  пункта 1 статьи 31 Федерального закона от
   21.07.97  N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об
   основах   приватизации   муниципального   имущества   в Российской
   Федерации",  устанавливающего,  что все обязательства по договорам
   приватизации  муниципального  имущества  подлежат восстановлению в
   учете    продавцами    имущества    в   порядке,     установленном
   законодательством  Российской  Федерации,   в  течение  двенадцати
   месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
       Указанная   норма   не  связана  с применением  срока  исковой
   давности,  поэтому  отказ  в удовлетворении  данного требования по
   мотиву  пропуска  срока  исковой  давности  противоречит  пункту 1
   статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       В  связи  с тем,  что  ОАО  "Троицкая  электросеть" создано на
   основе   имущества,   вопрос  о законности  приватизации  которого
   подлежит дополнительному исследованию, при новом рассмотрении дела
   суду  следует разрешить остальные исковые требования в зависимости
   от установленного.
       Кроме   того,   судом   первой  инстанции  в нарушение  закона
   оставлено  без рассмотрения ходатайство ОАО "Троицкая электросеть"
   от   22.11.99   об   изменении  его  процессуального  положения  и
   привлечении  к участию в деле в качестве ответчика,  а не третьего
   лица,   не  заявляющего  самостоятельных  требований  относительно
   предмета спора.
       Оспариваемые  судебные акты нарушают единообразие в толковании
   и   применении   арбитражными   судами   норм  права,   поэтому  в
   соответствии  с пунктом  1 статьи 304 Арбитражного процессуального
   кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
       Учитывая  изложенное  и руководствуясь статьей 303,  пунктом 2
   части  1 статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса Российской Федерации,  Президиум Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 30.11.99,  постановление суда
   апелляционной инстанции от 09.03.2000 Арбитражного суда Московской
   области  по  делу  N А41-К2-14317/99  и постановление Федерального
   арбитражного суда Московского округа от 15.05.2000 по тому же делу
   отменить.
       Дело  направить  на  новое рассмотрение в суд первой инстанции
   Арбитражного суда Московской области.
   
                                                 Председательствующий
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz