Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
10 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
546 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530700 - ИСКУССТВО БАЛЕТА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ИСКУССТВА БАЛЕТА
1. Общая характеристика направления
530700 - Искусство балета
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр искусства
балета.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета при
очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Основной сферой профессиональной деятельности бакалавра
искусства балета является профессиональный балетный театр с
классическим репертуаром.
Также сферами профессиональной деятельности бакалавра искусства
балета могут быть:
- другие области хореографического искусства, театрально-
концертные организации;
- учреждения общеэстетического, дополнительного, общего и
профессионального образования.
1.3.2. Основным видом профессиональной деятельности бакалавра
искусства балета является исполнительская деятельность в качестве
артиста или солиста балета в профессиональных балетных труппах.
Также бакалавр искусства балета подготовлен к профессиональной
деятельности в качестве:
- исполнителя в профессиональных танцевальных коллективах
различных стилей и жанров;
- преподавателя хореографических дисциплин в учреждениях и
организациях, не ведущих подготовку профессиональных артистов
балета;
- хореографа.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к:
- продолжению образования в магистратуре по направлению 530700
- Искусство балета;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальностям:
050500 Хореографическое исполнительство,
050600 Искусство хореографа,
050700 Педагогика балета,
050800 История и теория хореографического искусства.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента: среднее
профессиональное хореографическое образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном
образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров по направлению 530700
- Искусство балета проводятся дополнительные вступительные
испытания профессиональной направленности - вступительный экзамен,
призванный выявить у абитуриента:
- владение техникой классического танца и другими
выразительными средствами балетного театра;
- понимание методических требований при исполнении отдельных
движений и танцевальных комбинаций;
- способности к импровизации и сочинению хореографических
композиций;
- необходимые знания в области теории музыки, понимание
метроритмических связей музыки и танца;
- знание истории хореографического искусства, современного
состояния балетного театра, понимание значения традиций и
преемственности в балетном искусстве.
Конкретные требования к дополнительным вступительным испытаниям
профессиональной направленности и виды этих испытаний
устанавливаются вузом в соответствии с настоящим государственным
образовательным стандартом.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
530700 - Искусство балета
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам освоения устанавливаются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины
- стандартом направления не предусматриваются. Отдельные курсы
могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы).
Необходимый для бакалавра уровень знаний закладывается в курсе
философии, а также с учетом профиля подготовки бакалавра в циклах
ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530700 - Искусство балета
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа жизни¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в прошлом¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции и¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль и¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп.¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. Специфика ¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенной ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦ Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос¦ ¦
¦ ¦на факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и занятость.¦ ¦
¦ ¦Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и ¦ ¦
¦ ¦благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2746 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2320 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦История хореографического искусства ¦ ¦
¦ ¦ Возникновение и развитие хореографического ¦ ¦
¦ ¦искусства, балетного театра, формирование ¦ ¦
¦ ¦ведущих школ классического танца, значение ¦ ¦
¦ ¦русского балета в развитии мирового ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства, современные течения¦ ¦
¦ ¦в зарубежном хореографическом искусстве, ¦ ¦
¦ ¦творчество ведущих мастеров, современный период ¦ ¦
¦ ¦в жизни отечественной хореографии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Теория и драматургия балетного театра ¦ ¦
¦ ¦ Балет как самостоятельный вид искусства. Танец ¦ ¦
¦ ¦и балет. Различные виды танцевальной техники, их¦ ¦
¦ ¦место и значение в балетном театре (на различных¦ ¦
¦ ¦этапах развития и в настоящее время). ¦ ¦
¦ ¦Выразительные средства балетного театра (танец, ¦ ¦
¦ ¦музыка, художественное оформление) и особенности¦ ¦
¦ ¦их взаимодействия в спектакле. Либретто как ¦ ¦
¦ ¦литературная и драматургическая основа балетного¦ ¦
¦ ¦спектакля. Хореографическая драматургия как ¦ ¦
¦ ¦внутренняя логика развития хореографических ¦ ¦
¦ ¦форм. Сюжетный и бессюжетный балет ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Классическое наследие и репертуар балетного ¦ ¦
¦ ¦театра ¦ ¦
¦ ¦ Основные произведения классического балетного ¦ ¦
¦ ¦репертуара. Наследие романтизма. Эпоха М. ¦ ¦
¦ ¦Петипа. Произведения А. Горского и М. Фокина. ¦ ¦
¦ ¦Работы К. Голейзовского, Ф. Лопухова и др. ¦ ¦
¦ ¦Выдающиеся произведения мастеров хореодрамы. ¦ ¦
¦ ¦Творчество Ю. Григоровича. Творчество ¦ ¦
¦ ¦хореографов середины и конца ХХ века. Выдающиеся¦ ¦
¦ ¦произведения зарубежного балетного театра ХХ ¦ ¦
¦ ¦века. Кордебалет, малые ансамбли, вариации, ¦ ¦
¦ ¦ведущие женские и мужские партии. Драматургия, ¦ ¦
¦ ¦композиция, мизансцены. Особенности стиля и ¦ ¦
¦ ¦методов мастеров прошлого. Интерпретация ¦ ¦
¦ ¦хореографического текста в работе репетитора с ¦ ¦
¦ ¦конкретным исполнителем. Проблема редактуры и ¦ ¦
¦ ¦реконструкции спектаклей классического наследия.¦ ¦
¦ ¦ Формы, пластический язык, методы становления и ¦ ¦
¦ ¦развития хореографической образности. ¦ ¦
¦ ¦Драматургия и композиция сюжетных и бессюжетных ¦ ¦
¦ ¦постановок. Индивидуальность стиля и метода ¦ ¦
¦ ¦современных хореографов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Теория и практика актерского мастерства в ¦ ¦
¦ ¦балетном театре ¦ ¦
¦ ¦ Актерское мастерство в балете - создание ¦ ¦
¦ ¦сценического образа специфическими средствами ¦ ¦
¦ ¦балетного театра (танец, пластика, пантомима и ¦ ¦
¦ ¦т.д.). Техника актерской игры и основы ¦ ¦
¦ ¦исполнительской выразительности. Выразительность¦ ¦
¦ ¦мимики, жеста, позы, походки, различных видов ¦ ¦
¦ ¦движения. Приемы актерской техники (сценическое ¦ ¦
¦ ¦внимание, воображение, эмоциональная и ¦ ¦
¦ ¦физическая память, отношение к факту и его ¦ ¦
¦ ¦оценка, вера в предлагаемые обстоятельства, ¦ ¦
¦ ¦общение с партнером и т.п.). Законы драматургии ¦ ¦
¦ ¦балетного спектакля и создание сценического ¦ ¦
¦ ¦образа. Значение системы К. Станиславского для ¦ ¦
¦ ¦балетного театра. Хореографический текст как ¦ ¦
¦ ¦главное выразительное средство в балете ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05¦История музыки ¦ ¦
¦ ¦ Музыкальная культура древних цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Музыка античности. Музыка Средневековья. Музыка ¦ ¦
¦ ¦эпохи Возрождения. Музыка барокко. Классицизм в ¦ ¦
¦ ¦музыке. Романтизм в музыке. Стилевое ¦ ¦
¦ ¦многообразие музыки ХХ века. Музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура Древней Руси. Барокко, классицизм, ¦ ¦
¦ ¦сентиментализм в русской музыке. История музыки ¦ ¦
¦ ¦России и зарубежных стран: этапы развития, ¦ ¦
¦ ¦художественные стили, творческие направления, ¦ ¦
¦ ¦музыкальные жанры, наследие композиторов ¦ ¦
¦ ¦прошлого, творчество современных авторов. ¦ ¦
¦ ¦Русская музыка XIX и ХХ веков ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06¦Теория музыки ¦ ¦
¦ ¦ Теория музыки (основные выразительные средства ¦ ¦
¦ ¦музыкального языка, его ладогармоническая и ¦ ¦
¦ ¦метроритмическая организация), анализ ¦ ¦
¦ ¦музыкальных форм, полифония ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07¦Музыкальная драматургия балета ¦ ¦
¦ ¦ Становление и развитие музыкальных жанров, форм¦ ¦
¦ ¦и драматургии балетного спектакля. ¦ ¦
¦ ¦ Анализ балетной музыки классического и ¦ ¦
¦ ¦современного репертуара; формы синтеза музыки и ¦ ¦
¦ ¦хореографии. Музыкально-хореографическая ¦ ¦
¦ ¦драматургия. Специфика музыкальной драматургии ¦ ¦
¦ ¦спектаклей, созданных на основе оригинальных ¦ ¦
¦ ¦партитур и не предназначенных для балета ¦ ¦
¦ ¦инструментальных произведений. Номерная ¦ ¦
¦ ¦структура и принципы музыкального развития ¦ ¦
¦ ¦(сюита, сквозное развитие, симфонизм, ¦ ¦
¦ ¦лейтмотивная система). Типы музыкальной ¦ ¦
¦ ¦драматургии в современном балете, связь с ¦ ¦
¦ ¦симфонической музыкой и современными средствами ¦ ¦
¦ ¦музыкальной выразительности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08¦История драматического театра и основы режиссуры¦ ¦
¦ ¦ Театр как вид искусства; литературный и ¦ ¦
¦ ¦сценический текст; принципы построения ¦ ¦
¦ ¦драматического действия. Происхождение театра; ¦ ¦
¦ ¦античный театр; европейский театр Средневековья;¦ ¦
¦ ¦театр эпохи Просвещения; европейский театр XIX -¦ ¦
¦ ¦ХХ веков; истоки русского театра; становление ¦ ¦
¦ ¦русской театральной культуры в XVIII веке; ¦ ¦
¦ ¦русский театр XIX - ХХ веков. Возникновение ¦ ¦
¦ ¦"новой драмы", режиссуры. ¦ ¦
¦ ¦ История режиссуры. Учение К.С. Станиславского. ¦ ¦
¦ ¦Концепции театра крупнейших русских и зарубежных¦ ¦
¦ ¦режиссеров. Режиссерский замысел постановки. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы современного театра. Особенности ¦ ¦
¦ ¦режиссуры музыкального театра ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09¦Сценография и история костюма ¦ ¦
¦ ¦ Основы сценографии. История театрально- ¦ ¦
¦ ¦декорационного искусства. История костюма. ¦ ¦
¦ ¦Понятие художественного стиля и моды. ¦ ¦
¦ ¦Материальная культура и быт разных народов: ¦ ¦
¦ ¦эпохи, стили, творческие направления, тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития. Работа балетмейстера и педагога- ¦ ¦
¦ ¦репетитора с художником ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.10¦История изобразительного искусства ¦ ¦
¦ ¦ Искусство Древнего мира. Эпоха античности, ее ¦ ¦
¦ ¦значение для последующего развития европейского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Средневековье. Западноевропейское ¦ ¦
¦ ¦искусство эпохи Возрождения. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления и художественные школы XVII - XVIII ¦ ¦
¦ ¦веков. Развитие искусства в XIX веке. Стилевое ¦ ¦
¦ ¦многообразие европейского искусства ХХ века. ¦ ¦
¦ ¦Проникновение европейской традиции за пределы ¦ ¦
¦ ¦Европы. ¦ ¦
¦ ¦ Основные этапы развития отечественного ¦ ¦
¦ ¦искусства; их соотношение с основными этапами ¦ ¦
¦ ¦развития культуры Западной Европы. Древнерусское¦ ¦
¦ ¦искусство. Русское искусство XVII века. ¦ ¦
¦ ¦Характерные особенности художественной культуры ¦ ¦
¦ ¦XVIII - середины XIX веков. Развитие русского ¦ ¦
¦ ¦искусства во второй половине XIX века. ¦ ¦
¦ ¦Прогрессивные тенденции развития отечественного ¦ ¦
¦ ¦искусства ХХ века. Основные периоды, стилевое и ¦ ¦
¦ ¦жанровое многообразие. Индивидуальные ¦ ¦
¦ ¦особенности стилей ведущих мастеров ХХ столетия ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.11¦Анатомия, физиология и основы балетной медицины ¦ ¦
¦ ¦ Строение и функции организма человека; опорно- ¦ ¦
¦ ¦двигательная система; нервная система; кровь и ¦ ¦
¦ ¦кровообращение; дыхание; пищеварение; обмен ¦ ¦
¦ ¦веществ и энергетика организма; основы ¦ ¦
¦ ¦диагностики и лечения балетной патологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.12¦Основы менеджмента исполнительских искусств ¦ ¦
¦ ¦ Понятие менеджмента, особенности и роль ¦ ¦
¦ ¦менеджмента в исполнительских искусствах (театр,¦ ¦
¦ ¦концертные организации и др.). Коммерческая и ¦ ¦
¦ ¦некоммерческая деятельность. Законы и ¦ ¦
¦ ¦нормативные акты, определяющие организационно- ¦ ¦
¦ ¦правовые основы существования театра. Отношение ¦ ¦
¦ ¦собственности в театральном деле. Понятие ¦ ¦
¦ ¦организационной структуры. Финансирование ¦ ¦
¦ ¦театрального дела; источники финансирования; ¦ ¦
¦ ¦спонсорство и меценатство, целевое ¦ ¦
¦ ¦финансирование. Планирование и организация ¦ ¦
¦ ¦творческо-производственной деятельности театра. ¦ ¦
¦ ¦Авторское право. Трудовые отношения в театре. ¦ ¦
¦ ¦Менеджмент исполнительских искусств за рубежом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦176 ¦
¦ ¦компонент <*> ¦<*> ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦250 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦3860 ¦
¦ ¦Специальные дисциплины устанавливаются вузом, ¦ ¦
¦ ¦включая дисциплины по выбору студента ¦ ¦
¦ ¦УМО рекомендует вузам, ведущим подготовку ¦ ¦
¦ ¦бакалавра искусства балета, включать в ¦ ¦
¦ ¦образовательную программу следующие дисциплины и¦ ¦
¦ ¦учебные курсы: ¦ ¦
¦ ¦Классический танец ¦ ¦
¦ ¦Народно-сценический (характерный) танец ¦ ¦
¦ ¦Дуэтно-классический танец ¦ ¦
¦ ¦Историко-бытовой танец ¦ ¦
¦ ¦Современный танец ¦ ¦
¦ ¦Основы методики преподавания хореографических ¦ ¦
¦ ¦дисциплин (классического танца) ¦ ¦
¦ ¦Основы хореографической композиции (искусства ¦ ¦
¦ ¦балетмейстера) ¦ ¦
¦ ¦Исполнительская практика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения (включая ¦8856 ¦
¦ ¦сессии) ¦ ¦
L--------+------------------------------------------------+-------
--------------------------------
<*> В данном разделе необходимо предусмотреть дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" объемом 100 часов.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению
530700 - Искусство балета
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую и творческую работу
студентов, практикумы, в том числе
экзаменационные сессии - 164 недели,
- практика (преддипломная) - 2 недели,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной квалификационной
работы - до 2 недель,
- каникулы, включая 8 недель
последипломного отпуска - до 40 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения,
могут быть увеличены решением Ученого совета вуза до одного года
относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный
объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не
должен превышать в период теоретического обучения в среднем 36
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по дисциплине "Физическая культура" и занятия
по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530700 - Искусство балета
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу для подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее
изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
вуза, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не
зачтено").
6.1.2. При реализации основной образовательной программы вуз
имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который включает в качестве обязательных "Иностранный
язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в
объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию".
Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению
вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы
при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина
является частью общепрофессиональной или специальной подготовки,
выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках
цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в цикл общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
реализовывать дисциплину "Физическая культура" в форме
лекционных занятий по курсу "Теоретические основы физической
культуры" (в объеме 76 часов) и практических занятий по курсу
"Тренаж классического танца" (в объеме 332 часов);
реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее
профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на
основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на
предыдущем этапе профессионального образования. Обучение в
сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования и
способности которых являются для этого достаточным основанием.
Условия освоения указанными лицами основной образовательной
программы высшего профессионального образования в сокращенные
сроки определяются федеральным органом управления образования.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися
творческой (научной, научно-методической) деятельностью.
Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, как
правило, должны иметь почетное звание в области искусства (ученое
звание, ученую степень) и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере. При этом для преподавателей практических
общепрофессиональных и специальных (танцевальных) дисциплин
устанавливается дополнительное требование - среднее
профессиональное образование по специальности "Хореографическое
искусство", квалификация "артист балета", опыт работы в качестве
артиста балета не менее 5 лет в профессиональных балетных труппах
с классическим репертуаром.
По циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин
рекомендуемая доля преподавателей, имеющих почетное звание в
области искусства, и/или ученую степень, и/или ученое звание, -
50%; при этом рекомендуемая доля преподавателей, имеющих почетное
звание заслуженного деятеля искусств, заслуженного или народного
артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), и/или
ученую степень доктора наук, и/или ученое звание профессора, -
10%.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному
обеспечению учебного процесса по специальности.
6.3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса по
направлению 530700 - Искусство балета включает наличие программ
и/или методических пособий по всем дисциплинам учебного плана
вуза, содержащих списки обязательной и дополнительной литературы
по предмету, наглядные пособия, аудио-, видео- и мультимедийные
материалы, рекомендуемые ресурсы Интернета.
Перечень профессионально важной учебно-методической и научной
литературы указывается в утверждаемых Министерством образования РФ
примерных учебных программах по дисциплинам, зафиксированным
настоящим государственным образовательным стандартом.
6.3.2. Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих
полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к
методическим пособиям, фондам учебной литературы, наглядными
пособиями, аудио-, видео- и мультимедийным материалам.
Вуз должен располагать:
- видеотекой, содержащей видеозаписи балетных спектаклей
классического и современного репертуара, видеофильмы, посвященные
творчеству выдающихся деятелей балетного искусства;
- фонотекой с аудиозаписями музыкальных произведений, изучение
которых предусмотрено программами дисциплин учебного плана,
балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения
уроков танца, репетиционного процесса и сценических выступлений;
- нотной библиотекой.
6.3.3. При формировании учебных групп и определении нагрузки
преподавателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
необходимо исходить из нормативов, закрепленных в федеральных
нормативных документах. Учитывая необходимость практического
освоения студентами исполнительских навыков различных видов танца,
практического изучения хореографического текста и особенностей
музыкального сопровождения, УМО рекомендует формировать группы в
среднем по 4 - 6 человек. Для отдельных общепрофессиональных и
специальных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, УМО
рекомендует предусматривать индивидуальные занятия.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса по специальности.
6.4.1. Вуз, реализующий основную образовательную программу
подготовки бакалавра, должен располагать материально-технической
базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей проведение всех видов практической, дисциплинарной
и междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской и
творческой работы студентов.
6.4.2. Вуз должен иметь (арендовать):
- балетные залы, имеющие пригодные для танца полы, балетные
станки (палки), зеркала, музыкальные инструменты и/или
звуковоспроизводящее оборудование;
- учебный театр или иную сценическую площадку, пригодную для
балетных спектаклей и хореографических представлений;
- парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные
инструменты и т.п.);
- видеозаписывающую и видеовоспроизводящую технику
(рекомендуется наличие видеостудии);
- звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику
(рекомендуется наличие кабинета/студии звукозаписи);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических
выступлений и необходимым реквизитом;
- раздевалки и душевые для студентов и преподавателей;
- медицинское подразделение.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. В период обучения по направлению 530700 - Искусство
балета на четвертом курсе в течение 2 недель проводится
преддипломная практика, с целью подготовки выпускной
квалификационной работы.
6.5.2. В качестве базы практики вуз должен иметь
профессиональную балетную труппу с классическим репертуаром.
Вуз должен иметь долгосрочный договор о проведении практики с
профессиональной балетной труппой. Если в вузе (или при вузе)
работает балетная труппа, вуз может проводить практику на
собственной базе.
Реализация дисциплины "Исполнительская практика" осуществляется
также на базе профессиональной балетной труппы.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
530700 - Искусство балета
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.1.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку абитуриента к решению
профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку (исполнение), в которой выпускник
показывает умение создавать художественное произведение (образ)
средствами балетного театра.
7.1.3. Требования к государственному экзамену:
междисциплинарный экзамен "История и теория балетного театра и
хореографического искусства" проводится по программе,
разрабатываемой вузом, предусматривающей контроль теоретических
знаний студента на междисциплинарном уровне, охватывающем
несколько дисциплин.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
7.2.1. Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации). Бакалавр должен:
- обладать необходимой глубиной знаний общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин, способствующих реализации его
профессиональной деятельности;
- знать историю хореографического искусства, основы теории
хореографического искусства и балетного театра;
- знать историю и теорию музыки, уметь анализировать
произведения танцевально-музыкальной литературы;
- ориентироваться в специальной литературе как по профилю
своего вида искусства, так и в смежных областях художественного
творчества, владеть методикой творческого анализа произведений
искусства и литературы;
- обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом;
- иметь базовые представления об основных формах, средствах и
методах педагогической деятельности, владеть базовыми навыками
хореографической композиции и репетиторской работы;
- знать основы анатомии и физиологии человека, основы балетной
медицины, диагностики балетной патологии, владеть навыками
оказания первой помощи;
- владеть выразительными средствами классического, дуэтного,
народно-сценического (характерного), историко-бытового,
современного танца;
- знать основные спектакли классического наследия и
современного репертуара;
- понимать особенности актерского мастерства и специфику
создания художественного образа в балетном театре;
- иметь опыт реализации художественного замысла хореографа в
профессиональном творческом коллективе.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
хореографического искусства.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Президиума
Совета Учебно-методического объединения по образованию в области
хореографического искусства 11 декабря 2002 года, протокол N 5.
|