ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2003 года
Дело N 49-Г03-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Зелепукина А.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 7 февраля 2003 г.
гражданское дело по кассационной жалобе Х. на решение Верховного
Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2002 г. по заявлению Х. о
назначении даты выборов главы администрации г. Нефтекамска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения Х., представителя Президента Республики
Башкортостан Тимершина Х.А., Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Х. обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов главы
администрации г. Нефтекамска Республики Башкортостан в
соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ
"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В
обоснование заявления сослался на то, что согласно Закону
Республики Башкортостан N 223-з от 9 июня 2001 года "О статусе
главы муниципального образования" глава муниципального образования
должен избираться населением. Следовательно, глава г. Нефтекамска,
по его мнению, должен быть избран населением, а не назначаться
указом Президента Республики Башкортостан. В связи с неназначением
даты выборов нарушаются его конституционные права на осуществление
местного самоуправления.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2002
г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Х. ставится вопрос об отмене решения суда
по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации
установление общих принципов организации системы органов местного
самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" порядок образования, объединения, преобразования или
упразднения муниципальных образований, установления и изменения их
границ и наименований определяется законом субъекта Российской
Федерации.
В связи с этим на территории Республики Башкортостан приняты
соответствующие Законы: "Об административно-территориальном
устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных
образований" от 14 марта 1996 года; "Об установлении границ
муниципальных образований в Республике Башкортостан" от 25 июля
2001 года и "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан"
от 13 марта 1998 года (с изменениями от 11 января и 5 июня 2001
года), которые регулируют порядок образования, объединения,
преобразования, упразднения муниципальных образований,
установления и изменения их границ и наименований в Республике
Башкортостан.
Согласно приложению к Закону Республики Башкортостан от 25 июля
2001 года "Об установлении границ муниципальных образований в
Республике Башкортостан" в г. Нефтекамске определены границы шести
муниципальных образований: Восточный, Центральный, Южный,
Западный, Амзинский поссовет, Ташкиновский сельсовет.
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу о том, что
заявитель может реализовать свое право на участие в осуществлении
местного самоуправления на территории муниципальных образований,
расположенных в г. Нефтекамске.
В границах города создание единого муниципального образования
не предусмотрено законами Республики Башкортостан.
Кроме того, структура и наименование органов местного
самоуправления определяются в Уставе муниципального образования.
С учетом указанных обстоятельств у суда не было оснований для
назначения даты выборов главы администрации г. Нефтекамска.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом норм
материального права является несостоятельным, как не основанный на
положениях закона.
Не свидетельствует о незаконности решения суда и ссылка на то,
что наличие на территории города Нефтекамска нескольких
муниципальных образований создает ситуацию неэффективного
управления, поскольку решение вопроса о территориях, на которых
осуществляется местное самоуправление, относится к компетенции
субъекта Российской Федерации.
Нарушения судом норм материального права, в том числе и тех, на
которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2002
г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Х. - без
удовлетворения.
|