МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-8ин/22-03
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 11
ПИСЬМО
от 7 февраля 2003 года
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз
работников народного образования и науки Российской Федерации
направляют для практического использования в работе разъяснения по
применению Положения о порядке аттестации педагогических и
руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования
России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России
24.07.2000, регистрационный N 2322).
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
Заместитель Председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА
Приложение
к письму Минобразования
России и Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11
В целях единообразного применения органами управления
образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке
аттестации педагогических и руководящих работников государственных
и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908
(зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный
N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской
Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации разъясняют:
1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается
установление федеральными ведомственными органами управления
образованием, органами управления субъектов Российской Федерации,
местными (муниципальными) органами управления образованием,
образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации,
а также установление иных квалификационных категорий, званий,
ступеней к квалификационным категориям и др.
2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для
каждого педагогического и руководящего работника осуществляется
индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно
руководителем органа управления образованием, образовательного
учреждения.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не
должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до
принятия решения.
По письменному заявлению работника в случаях его временной
нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения
в командировке или другим уважительным причинам продолжительность
его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем
органа управления образованием, образовательного учреждения.
3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации
для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо
исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До утверждения Минобразованием России вариативных форм
аттестации применяются формы, определенные федеральными
ведомственными органами управления образованием, органами
управления образованием субъектов Российской Федерации и не
противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые
формы аттестации для педагогических и руководящих работников,
имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени
и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.
4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником
аттестации на более высокую квалификационную категорию до
истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в
порядке, установленном Положением.
5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники
(преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием,
методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях на
условиях совместительства, проходят аттестацию на общих
основаниях.
6. Порядок формирования аттестационной комиссии
образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в
порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения.
7. На основании пункта 3.6 Положения представитель
соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке
включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.
8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство
образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы
управления образованием могут делегировать право проведения
аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и
руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих)
образовательных учреждений федерального подчинения только
непосредственно образовательному учреждению федерального
подчинения.
Присвоение работникам первой квалификационной категории в
указанных случаях осуществляется руководителем образовательного
учреждения.
9. Проведение аттестации педагогических и руководящих
работников на высшую квалификационную категорию находится в
исключительной компетенции центральной и главной аттестационных
комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в
компетенции соответствующих органов управления образованием, при
которых созданы указанные аттестационные комиссии.
10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую
квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной
аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.
11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как
педагогического работника осуществляется соответствующей
аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной
категории, на которую он претендует.
12. Для педагогических и руководящих работников, достигших
пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка
аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих
основаниях.
13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании
решения аттестационной комиссии руководитель образовательного
учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику
квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной
комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку
работника.
14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника
(раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной
категории вносятся следующие записи:
в графе 1 - порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая)
квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель"
(без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.;
"присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности
"директор" (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 - дата и номер приказа органа управления
образованием, образовательного учреждения, на основании которого
внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему
аттестацию по должности руководителя и педагогического работника,
в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим
должностям.
15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и
руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в
течение срока их действия на всей территории Российской Федерации,
в том числе:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная
категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения,
преподаваемого предмета (дисциплины);
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена
квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
при переходе из негосударственного образовательного
учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся
образовательными, на работу в государственные и муниципальные
образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих
работников осуществлялась в соответствии с Положением;
при переходе работников с одной руководящей должности на
другую руководящую должность из одного образовательного учреждения
в другое образовательное учреждение;
при выполнении педагогической работы на разных должностях, по
которым совпадают должностные обязанности, учебные программы,
профили работы в следующих случаях:
--------------------------------T---------------------------------
|Должность, по которой присвоена|Должность, по которой может учи-|
| квалификационная категория |тываться квалификационная кате- |
| |гория, присвоенная по должности,|
| |указанной в графе 1 |
+-------------------------------+--------------------------------+
| 1 | 2 |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Учитель, преподаватель |Воспитатель (независимо от места|
| |работы); социальный педагог,|
| |педагог-организатор; педагог|
| |дополнительного образования (при|
| |совпадении профиля кружка,|
| |направления дополнительной|
| |работы профилю работы по|
| |основной должности); учитель,|
| |преподаватель, ведущий занятия|
| |по отдельным профильным темам из|
| |курса "Основы безопасности|
| |жизнедеятельности" (ОБЖ) |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Старший воспитатель |Воспитатель |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Преподаватель-организатор основ|Учитель, преподаватель, ведущий|
|безопасности жизнедеятельности,|занятия с обучающимися по курсу|
|допризывной подготовки |"Основы безопасности|
| |жизнедеятельности, допризывной|
| |подготовки (ОБЖ) сверх учебной|
| |нагрузки, входящей в основные|
| |должностные обязанности;|
| |учитель, преподаватель|
| |физкультуры (физвоспитания) |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Руководитель физвоспитания |Учитель, преподаватель|
| |физкультуры (физвоспитания),|
| |инструктор по физкультуре;|
| |учитель, преподаватель, ведущий|
| |занятия из курса "Основы|
| |безопасности жизнедеятельности"|
| |(ОБЖ) |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Мастер производственного обу- |Учитель труда, преподаватель,|
|чения |ведущий преподавательскую работу|
| |по аналогичной специальности,|
| |инструктор по труду, педагог|
| |дополнительного образования (по|
| |аналогичному профилю) |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Учитель трудового обучения |Мастер производственного|
|(технологии) |обучения, инструктор по труду |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Учитель-дефектолог, учитель-ло-|Учитель-логопед, |
|гопед |учитель-дефектолог, учитель|
| |(независимо от преподаваемого|
| |предмета либо в начальных|
| |классах) в специальных|
| |(коррекционных) образовательных|
| |учреждениях для детей с|
| |отклонениями в развитии,|
| |воспитатель, педагог|
| |дополнительного образования (при|
| |совпадении профиля кружка,|
| |направления дополнительной|
| |работы профилю работы по|
| |основной должности) |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Учитель музыки общеобразова- |Преподаватель детской|
|тельного учреждения, препода- |музыкальной школы (школы|
|ватель учреждения среднего про-|искусств, культуры), музыкальный|
|фессионального образования |руководитель, концертмейстер |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Преподаватель детской музы- |Учитель музыки|
|кальной, художественной школы, |общеобразовательного учреждения,|
|школы искусств, культуры, му- |преподаватель учреждения|
|зыкальный руководитель, кон- |среднего профессионального|
|цертмейстер |образования |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Старший тренер-преподаватель, |Учитель, преподаватель|
|тренер-преподаватель, в т.ч. |физкультуры (физвоспитания),|
|ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП |инструктор по физкультуре |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Преподаватель учреждения на- |Учитель того же предмета в|
|чального или среднего профес- |общеобразовательном учреждении |
|сионального образования | |
+-------------------------------+--------------------------------+
|Учитель общеобразовательного |Преподаватель того же предмета в|
|учреждения |учреждении начального и среднего|
| |профессионального образования |
L-------------------------------+---------------------------------
Другие случаи учета квалификационной категории при работе на
разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные
обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются
соответствующим органом управления образованием (в т.ч.
ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение
квалификационной категории, на основании письменного заявления
работника.
16. Срок действия квалификационной категории по заявлению
работника в исключительных случаях (например, временная
нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам,
уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за
рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения
в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на
пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55
Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины)
может быть продлен до одного года соответствующими органами
управления образованием.
Заявления должны быть адресованы: на продление высшей
квалификационной категории - федеральному, федеральным
ведомственным органам управления образованием, органам управления
образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и
второй квалификационных категорий - местным (муниципальным)
органам управления образованием. Кроме того, орган управления
образованием субъекта Российской Федерации может принять общее
решение по данному вопросу.
Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по
указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по
вопросам аттестации педагогических и руководящих работников
рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административная процедура рассмотрения споров по вопросам
аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие
аттестационные комиссии или органы управления образованием не
могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.
|