ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2003 г. N 65
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Воздушного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска
и спасания в государственной авиации.
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои
нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области поиска
и спасания в государственной авиации, в соответствие с настоящим
Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2003 г. N 65
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным
кодексом Российской Федерации, устанавливают в мирное время
порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания,
привлечения авиационных частей и авиационных предприятий,
находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти,
имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются -
авиационные предприятия), к дежурству в системе авиационного
поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а
также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и
средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и
квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и
персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы
работоспособности авиационной техники могут оказаться
недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и
утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным
исходом полета;
2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения,
осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и
организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-
спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим
службам и организациям;
3) "авиационные силы и средства" - воздушные суда с экипажем и
средствами спасения и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-
десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением,
а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами,
спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.),
аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды,
органы и пункты связи, контроля и управления;
4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного
движения, обеспечение электросвязи и предоставление
аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение
аэронавигации, а также поиск и спасание;
5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть
аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании
своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при
возникновении аварийных ситуаций;
6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к
оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту
бедствия парашюта или других средств десантирования;
7) "автономное существование" - вынужденное пребывание
пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на
водной поверхности без помощи извне;
8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно,
получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате
падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также
воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно,
попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его
борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в
результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым
потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;
10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия
экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и
здоровья экипажа в условиях автономного существования;
11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление
(приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с
изменением полетного задания из-за невозможности продолжения
полета по условиям безопасности;
12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание
воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении
угрозы жизни пассажирам или экипажу;
13) "Главный координационный центр" - орган Федерального
управления авиационно-космического поиска и спасания при
Министерстве обороны Российской Федерации;
14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона Единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах
которой организуется и проводится авиационный поиск и спасание;
15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание
содействия эффективной организации работы поисково-спасательной
службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в
пределах зоны авиационного поиска и спасания;
16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или
нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска
и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна,
потерпевшего бедствие;
17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий,
проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа
воздушного судна, потерпевшего бедствие;
18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное
специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого
подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;
19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность,
направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных
ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и
средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением,
обеспечение летного состава средствами спасения и
жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных
работ;
20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны
авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и
проводятся поисково-спасательные работы;
21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по
оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и
экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;
22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или
нештатная группа, организуемая в авиационных частях и на
авиационных предприятиях, подготовленная к десантированию с целью
оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна,
потерпевшего бедствие;
23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами
эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного
предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению
пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на
территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного
поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной
полосы воздушных судов;
24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор
приспособлений и устройств для покидания воздушного судна
пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле
(на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств
связи и сигнализации.
II. Организация поисково-спасательного обеспечения
3. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов
обеспечения деятельности государственной авиации и организуется
командирами авиационных частей (руководителями авиационных
предприятий).
4. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях,
использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в
условиях автономного существования;
оснащение воздушных судов государственной авиации (далее
именуются - воздушные суда) и летного состава средствами спасения
и жизнеобеспечения;
оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных
поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных
групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
организацию и контроль эксплуатации средств спасения и
жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной
команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники
к проведению поисково-спасательных работ;
организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих
бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами
государственной авиации (далее именуются - пункты управления
полетами) и координационных центров;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и
пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и
спасания;
организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание
помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих
или потерпевших бедствие.
5. Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению
осуществляют командиры авиационных частей и руководители
авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-
спасательных и парашютно-десантных служб.
6. Финансирование подготовки летного состава к действиям в
аварийных ситуациях и использованию средств спасения и
жизнеобеспечения, оснащения воздушных судов и летного состава
указанными средствами, организации и контроля их эксплуатации,
подготовки летного состава, наземной поисково-спасательной команды
и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к
проведению поисково-спасательных работ осуществляется за счет
средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих
воздушные суда государственной авиации (далее именуются -
федеральные органы исполнительной власти).
7. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в
каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии)
создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять
навыки летного состава в использовании средств спасения и
жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и
эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать
подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды
и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-
спасательных работ.
8. Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами
спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется
техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием
и условиями его выполнения и указывается в летно-технической
документации воздушного судна.
Использование средств спасения и жизнеобеспечения
осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть
сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию.
9. Воздушные суда в соответствии с руководством по
международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны
быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов
бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января
2005 г. и на частоте 406,025 МГц.
III. Осуществление авиационного поиска и спасания
Порядок организации авиационного поиска и спасания
10. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие,
подлежит немедленному поиску и спасанию.
Авиационный поиск и спасание организуются Федеральным
управлением авиационно-космического поиска и спасания при
Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется -
Федеральное управление), которое по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти определяет:
перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для
оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных
поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных
групп;
требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей
указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и
спасательных парашютно-десантных групп;
действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего
бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении
поисково-спасательных работ;
сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных
работ;
сроки проведения поиска с использованием радиотехнических
средств.
11. Авиационный поиск и спасание включают в себя:
аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных
служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и
пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и
спасания;
организацию и проведение поисково-спасательных работ в
отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие,
оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в
медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на
аэродромы);
управление поисково-спасательными силами и средствами,
обеспечение приоритетного использования ими воздушного
пространства при проведении поисково-спасательных работ.
12. Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-
спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным
радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен
их использованию, а маршрут его полета находится в зоне
досягаемости поисково-спасательных средств.
При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное
судно должно быть обеспечено спасательными плавательными
средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры
должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном
приводнении.
Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном
отношении, запрещаются.
13. В воздушном пространстве Российской Федерации для
организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны
авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с
зонами Единой системы организации воздушного движения Российской
Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД).
14. Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне
авиационного поиска и спасания определяется Федеральным
управлением по согласованию с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
15. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в
которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют
готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к
проведению поисково-спасательных работ.
16. В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного
пункта авиационного объединения, на командующего которого
возложена ответственность за организацию использования воздушного
пространства и управление воздушным движением, создается
координационный центр.
17. Применение авиационных сил и средств для проведения
поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками
военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и
руководителем межрегионального территориального управления
гражданской авиации.
18. Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и
средств, в том числе с использованием поисково-спасательных
воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и
спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим
авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и
спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем
Федерального управления.
19. Для обеспечения своевременного авиационного поиска и
спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и
средств, состоящих из:
персонала пунктов управления полетами;
поисково-спасательных воздушных судов со спасательными
парашютно-десантными группами на борту;
наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;
персонала пунктов приема информации международной спутниковой
системы "КОСПАС-САРСАТ";
радиотехнических средств федеральных органов исполнительной
власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия,
передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших
бедствие.
20. Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие
дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-
спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того,
оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема
потерпевших бедствие на борт воздушного судна.
21. Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и
экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех
аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-
спасательные команды. В состав этих команд входят 8 - 10 человек
(в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки
выделяется транспорт высокой проходимости или специальная
поисковая техника.
Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок
дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ
определяются командиром авиационной части (руководителем
авиационного предприятия).
22. Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах
создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные
группы в составе 6 - 8 человек.
На дежурство в системе авиационного поиска и спасания
назначаются 2 - 3 авиационных спасателя (в том числе медицинский
работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных
условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-
десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-
спасательного воздушного судна, а после десантирования -
руководителю поисково-спасательных работ.
23. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов
проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной
команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на
каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной
части (руководителем авиационного предприятия).
Указанные работы на территории и в районе аэродромов
осуществляются за счет средств собственника или пользователя
аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного
происшествия.
24. На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей
и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна
со спасателями на борту.
25. К дежурству в системе авиационного поиска и спасания
привлекаются летчики (штурманы) 1 и 2 классов, прошедшие
специальную подготовку и действующие на основании приказа по
авиационной части (авиационному предприятию).
Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению
посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию
авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и
снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.
Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных
воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ
определяются командиром авиационной части (руководителем
авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж.
Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов
осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными органами
исполнительной власти.
26. В соответствии с полученными заявками по обеспечению
полетов и перелетов воздушных судов начальник поисково-
спасательной и парашютно-десантной службы авиационного
объединения, имеющего зону авиационного поиска и спасания,
составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на
сутки.
На основании этого плана командный пункт авиационного
объединения доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов сведения о
количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных
сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих
аэродромах и доводятся до сведения летного состава на предполетной
подготовке.
Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в
зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения
командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей (авиационных
предприятий) по их запросу и ежедневно докладывается в Главный
координационный центр.
27. Уровень подготовки экипажей воздушных судов, находящихся на
дежурстве в системе авиационного поиска и спасания, не должен быть
ниже уровня подготовки экипажей, обеспечивающих полеты. Контроль
за соответствием осуществляется координационным центром зоны
авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами в
тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными
судами осуществляется дежурство.
28. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам
устанавливаются три степени готовности:
1) при готовности N 1:
воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели
опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-
спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного
судна и подготовлено к немедленному использованию;
летный состав и спасательная парашютно-десантная группа
находятся на борту воздушного судна на рабочих местах, а
технический состав - у воздушных судов;
задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в
полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом
управления полетами;
наземная поисково-спасательная команда готова к немедленному
выходу для выполнения задачи;
вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды
осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не позднее
15 минут после подачи команды;
2) при готовности N 2:
воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-
спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного
судна и подготовлено к использованию;
летный и технический состав, а также спасательная парашютно-
десантная группа находятся в специально отведенном месте вблизи
воздушного судна;
экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;
задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в
полете;
наземная поисково-спасательная группа находится в местах,
определенных командиром авиационной части (руководителем
авиационного предприятия), имущество и снаряжение наземной
поисково-спасательной команды погружено на транспортные средства,
подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных
средств указано в инструкции по производству полетов в районе
аэродрома;
вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды
осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не позднее
30 минут после подачи команды;
3) при готовности N 3:
воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-
спасательные средства готовы к применению и находятся в
установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);
летный и технический состав, наземная поисково-спасательная
команда и спасательная парашютно-десантная группа находятся на
занятиях (работах или отдыхе);
вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной
команды осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут
зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха
минус 45 град. С и ниже вылет воздушных судов и выход наземной
поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 2 часов
после подачи команды.
29. Время дежурства экипажей поисково-спасательных воздушных
судов организуется следующим образом:
в готовности N 1 - не более 2 часов;
в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;
в готовности N 2 только на период полетов с последующим
переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;
в готовности N 3 - не более 15 суток.
30. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также
в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для
авиационного поиска и спасания экипажи должны находиться в
готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при
возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных
Министерством обороны Российской Федерации.
31. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных
воздушных судов, находящихся в готовности N 1 и 2, в целях, не
связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается.
32. Экипажи дежурных поисково-спасательных воздушных судов,
находящихся в готовности N 3, могут использоваться при условии
соблюдения сроков вылета для выполнения срочных санитарных
заданий, тренировок экипажей и выброски парашютистов в районе
аэродрома.
33. Для круглосуточного дежурства в системе авиационного поиска
и спасания на аэродромах, на которых нет своих поисково-
спасательных воздушных судов, могут направляться экипажи и
поисково-спасательные воздушные суда других авиационных частей
(авиационных предприятий), подготовка которых организуется
руководителями, которым подчинены эти экипажи.
Своевременное выделение и подготовка дежурных поисково-
спасательных сил и средств к проведению ими в установленные сроки
поисково-спасательных работ осуществляются командиром авиационной
части (руководителем авиационного предприятия), от которой
выделены эти силы и средства.
34. Оснащение авиационных и наземных поисково-спасательных сил
и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также
транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными
частями (авиационными предприятиями).
Аварийно-спасательное имущество и снаряжение хранятся на борту
дежурного поисково-спасательного воздушного судна или в специально
отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного имущества
и снаряжения отвечает бортовой авиационный техник или специально
назначенное лицо.
35. Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего
бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории
иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в
данном государстве, в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права.
Терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных
государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим
или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.
36. В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие
воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали
результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна
принимается специально уполномоченным органом, осуществившим
государственную регистрацию или государственный учет этого
воздушного судна.
Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации
потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации
иностранного государства принимается Министерством обороны
Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного
судна иностранного государства - Федеральным агентством воздушного
транспорта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
37. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого
официально прекращен, считается пропавшим без вести.
Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется
немедленно при получении любых новых сведений о месте его
нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения
поиска.
38. Порядок подготовки руководящего состава и специалистов
авиационных объединений (далее именуются - органы управления
полетами) и пунктов управления полетами к проведению поисково-
спасательных работ, подготовка летного состава к действиям в
аварийных ситуациях, подготовка спасательной парашютно-десантной
группы и наземной поисково-спасательной команды определяются
Министерством обороны Российской Федерации.
Подготовка поисково-спасательных сил и средств
к проведению поисково-спасательных работ
39. Подготовка органов (пунктов) управления полетами к
проведению поисково-спасательных работ включает в себя
теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по
управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании
разрабатываемого плана подготовки органа (пункта) управления
полетами.
Для проведения занятий привлекается летный и инженерно-
технический руководящий состав, в том числе медицинский персонал и
профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, органов
местного самоуправления и гидрометеорологической службы, пожарные
и специалисты Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
40. Контроль готовности органов (пунктов) управления полетами и
должностных лиц к проведению поисково-спасательных работ
осуществляют руководители федеральных органов исполнительной
власти, а также лица, определенные начальником Федерального
управления.
Управление поисково-спасательными силами и средствами
41. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших
бедствие (далее именуется - сообщение о бедствии), относится к
категории абсолютного приоритета. Лица, имеющие право на
предоставление услуг связи, обязаны обеспечить немедленную
передачу такого сообщения.
42. Для своевременного обнаружения и оказания помощи пассажирам
и экипажу воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие,
установлен единый международный сигнал "SOS" ("Терплю бедствие").
Сигналы бедствия передаются всеми имеющимися на борту
средствами связи и оповещения и только по команде командира
воздушного судна.
43. Для приема сообщений о бедствии на территории Российской
Федерации организуется дежурство радиоспециалистов,
осуществляемое:
круглосуточно;
в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов
воздушных судов;
после получения сообщения о бедствии воздушного судна.
На пунктах приема информации международной спутниковой системы
"КОСПАС-САРСАТ" организуется круглосуточное дежурство на частотах
121,5 и 406,025 МГц.
44. Поисково-спасательное воздушное судно оборудуется таким
образом, чтобы оно могло поддерживать связь на авиационных
аварийных частотах, на частотах, выделенных в районах поисково-
спасательных работ, а также на любых предписанных частотах.
Кроме того, каждое поисково-спасательное воздушное судно
оборудуется устройствами для наведения на аварийные передатчики,
работающие на аварийных частотах. Поисково-спасательное воздушное
судно, используемое для поисково-спасательных работ над акваторией
морей и океанов, должно быть оснащено радиоаппаратурой,
позволяющей поддерживать связь с торговыми морскими судами на
частоте 2 182 кГц.
45. Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна
сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его
приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной
радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими
радиостанциями на этой частоте.
46. Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия,
передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в
пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при
групповом полете - командиру (ведущему) группы.
47. Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с
воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать
радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира
группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район
бедствия. При этом он должен сообщить свое местонахождение и по
возможности расчетное время прибытия в район бедствия.
48. Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально,
докладывает о своих наблюдениях, а также о координатах места
бедствия руководителю полетов (командиру группы) и действует по
его указанию.
Если связь с руководителем полетов сразу установить не удается,
экипаж указанного воздушного судна продолжает наблюдение,
устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего
бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого
воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или
ближайший пункт управления полетами, используя все возможные
каналы связи.
49. В случае покидания воздушного судна в полете экипаж
оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи
сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения
и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические
средства.
После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж
готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.
50. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего
бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу
же после приземления экипажа с парашютом проверяется
прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик
работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.
После приземления в начале каждого часа первых суток
производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом
после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время
радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие
сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача
сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты
в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа
является аналогичным передаваемому в воздухе.
При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-
спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с
радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного
воздушного судна.
51. При получении сообщения о бедствии персонал частей
(подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов
независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в
действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного
судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи,
выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о
дальнейших действиях.
Полученная информация докладывается в пункты управления
полетами.
52. Ответственность за готовность средств связи и
радиотехнического обеспечения полетов к своевременному обеспечению
поисково-спасательных работ возлагается на командира (начальника,
руководителя) части (подразделения) связи и радиотехнического
обеспечения полетов.
53. Ответственность за немедленное использование средств связи
и радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи
экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие, возлагается на
руководителя полетов (диспетчера), принявшего сообщение о
бедствии.
54. Если в результате принятых мер по предотвращению бедствия у
экипажа возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до
аэродрома, передается сообщение о том, что опасность миновала.
Задачи координационных центров
и пунктов управления полетами
55. Организация работы авиационных поисково-спасательных служб
и координация их деятельности при проведении поисково-спасательных
работ осуществляются:
Главным координационным центром;
координационными центрами в зонах авиационного поиска и
спасания;
региональными координационными центрами на территории
межрегионального территориального управления гражданской авиации
(могут создаваться двухсекторные центры).
56. Главный координационный центр осуществляет:
контроль за обеспечением полетов и перелетов воздушных судов
над территорией Российской Федерации в поисково-спасательном
отношении, в том числе перелетов литерных воздушных судов и
авиационных групп;
общее руководство организацией проведения поисково-спасательных
работ;
организацию взаимодействия и координацию действий авиационных
поисково-спасательных сил и средств федеральных органов
исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ;
непрерывный сбор и обобщение информации о ходе поисково-
спасательных работ;
ведение плана проведения поисково-спасательных работ на карте;
ведение ежедневного учета и контроля готовности дежурных
поисково-спасательных сил и средств;
подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств при
проведении поисково-спасательных работ и в целях проверки их
готовности;
проверку сообщений о бедствии, полученных с помощью
международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", для определения
местоположения потерпевших бедствие воздушных судов и доведение
этих сообщений до координационного центра;
организацию и проведение практических тренировок с поисково-
спасательными силами и средствами федеральных органов
исполнительной власти;
анализ и оценку проведенных поисково-спасательных работ.
Указания и рекомендации Главного координационного центра в
отношении организации и проведения работ поисково-спасательными
силами и средствами обязательны для всех руководителей органов
(пунктов) управления полетами.
57. Задачи по авиационному поиску и спасанию для
координационных центров, региональных координационных центров, а
также органов (пунктов) управления полетами и порядок их действий
при проведении поисково-спасательных работ определяются
Федеральным управлением.
Управление поисково-спасательными силами и средствами
58. Управление поисково-спасательными силами и средствами
включает в себя:
непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии
авиационных поисково-спасательных сил и средств, их всесторонней
обеспеченности и готовности к применению;
своевременное принятие решения по проведению поисково-
спасательных работ;
своевременное планирование работы координационного центра,
органов (пунктов) управления полетами, а также применения
авиационных поисково-спасательных сил и средств;
информирование исполнителей о задачах проведения поисково-
спасательных работ;
организацию и поддержание взаимодействия с координационным
центром, органами (пунктами) управления полетами;
оперативное внесение изменений в планы проведения поисково-
спасательных работ в соответствии с изменением обстановки;
постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений.
59. Поисково-спасательные работы с применением поисково-
спасательных сил и средств должны начинаться в случае:
получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего
бедствие;
получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;
получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов
или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10
минут после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в
течение более 5 минут;
получения экипажем воздушного судна разрешения на посадку и
непроизведения ее в установленное время с потерей радиосвязи с
ним;
потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного
пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи
более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;
получения и подтверждения сведений из пункта приема информации
международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения
места нахождения морских и воздушных судов, потерпевших бедствие;
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
наличия указаний координационных центров.
60. Подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и
выход наземных поисково-спасательных команд осуществляются на
основании решений начальника смены Главного координационного
центра, начальника смены координационного центра и начальника
смены регионального координационного центра.
Руководители полетов (авиационные диспетчеры) и персонал
пунктов управления полетами при возникновении ситуаций,
предусмотренных в пункте 59 настоящих Правил, могут инициировать
начало проведения поисково-спасательных работ после доклада в
координационный центр и получения его разрешения на применение
поисково-спасательных сил и средств.
61. Поисково-спасательная работа считается начатой с момента
подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным
силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск
находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с начала
эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший
аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта
гибели экипажа воздушного судна.
|