ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2003 г. N 6887/02
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова
О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой
Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А.,
Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юкова
М.К., Юхнея М.Ф.
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Ренова Э.Н. на решение суда
первой инстанции от 26.10.01, постановление суда апелляционной
инстанции от 04.02.02 Арбитражного суда Приморского края по делу N
А51-8878/01-4-290 и постановление Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа от 07.05.02 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители: от Федеральной
пограничной службы Российской Федерации - Мажирин С.И. и Кривошеев
В.А.; от закрытого акционерного общества "Римско" - Черемнова А.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Римско" (далее - общество)
обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Приморской
государственной морской инспекции Тихоокеанского регионального
управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации
(далее - моринспекция) о признании недействительным ее
постановления от 12.09.01 N 11/и/77-915 о привлечении общества к
ответственности за экологическое правонарушение, связанное с
вывозом рыбопродукции в иностранные порты.
Решением суда первой инстанции от 26.10.01 исковое требование
удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.02
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановлением от 07.05.02 оставил решение и постановление без
изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названные судебные акты
отменить, в удовлетворении иска отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, судно общества - транспортный
рефрижератор, следовавшее в исключительной экономической зоне
Российской Федерации курсом к ее внешней границе, было остановлено
моринспекцией для проверки, в результате которой выявлена
рыбопродукция, полученная из сырья, добытого по квотам,
предусматривающим поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие
предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или
реализацию продукции на территории Российской Федерации. Данные
обстоятельства послужили основанием для вынесения моринспекцией
постановления от 12.09.01 N 11/и/77-915 о привлечении общества к
ответственности по статье 84 Закона Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды", действовавшей на момент
обнаружения правонарушения и принятия указанного постановления.
Принимая решение о признании недействительным постановления
моринспекции, суды исходили из того, что Постановление
Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1010 "О квотах
на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских
вод, территориального моря, континентального шельфа и
исключительной экономической зоны Российской Федерации" (далее -
постановление о квотах) адресовано Государственному комитету
Российской Федерации по рыболовству, определяет виды квот,
которыми наделяются пользователи водных биологических ресурсов, но
не регламентирует порядок контроля за поставками рыбопродукции на
территорию Российской Федерации. Несоблюдение условий квот не
является экологическим правонарушением, за которое статьей 84
Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
установлена ответственность.
При этом судами не учтено то обстоятельство, что Постановление
о квотах принято в целях совершенствования государственного
управления водными биологическими ресурсами и регулирует отношения
в сфере их охраны и рационального использования. Названное
Постановление устанавливает виды квот на вылов водных
биологических ресурсов, классифицируя их по субъектам и способам
распределения, а также по основаниям распоряжения уловом.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Постановления о квотах
Госкомрыболовству России поручено ежегодно, до 1 ноября,
определять в установленном порядке и представлять в Правительство
Российской Федерации предложения о квотах на вылов на следующий
год с выделением в их составе промышленных квот на вылов,
выделяемых субъектам Российской Федерации, территории которых
прилегают к морскому побережью, для распределения между
заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на
рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории
Российской Федерации, или реализацию продукции на территории
Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае вид квоты определяет общий
порядок распоряжения добытым по ним уловом. Соответствующие
ограничения обязательны как для лиц, получивших квоту, так и для
лиц, осуществляющих переработку выловленных по этой квоте
ресурсов, а также продажу, отправку и транспортировку полученной
рыбопродукции.
Суды не приняли во внимание, что квота является необходимым
условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов,
поэтому такое нарушение, как перевозка в иностранные порты
рыбопродукции, подлежащей ввозу в Российскую Федерацию,
затрагивает сферу охраны и рационального использования природных
ресурсов.
На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 84 Закона
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора,
заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза
из-за границы и вывоза за границу объектов животного мира, их
продуктов отнесено к числу экологических правонарушений.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 84 Закона
названные в ней действия отнесены к экологическим правонарушениям.
Суды неверно применили положения природоохранного
законодательства, что нарушает публичные интересы и является
основанием к отмене судебных актов в соответствии с пунктом 3
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты, которыми
признано недействительным постановление моринспекции от 12.09.01 N
11/и/77-915 о привлечении общества к ответственности, следует
отменить и в иске обществу отказать.
Размер определенного этим постановлением штрафа подлежит
деноминации с учетом требований Указа Президента Российской
Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба цен" и пункта 7
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N
1182 по тому же вопросу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 26.10.01, постановление суда
апелляционной инстанции от 04.02.02 Арбитражного суда Приморского
края по делу N А51-8878/01-4-290 и постановление Федерального
арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.02 по тому же
делу отменить.
В удовлетворении искового требования о признании
недействительным постановления Приморской государственной морской
инспекции Тихоокеанского регионального управления Федеральной
пограничной службы Российской Федерации от 12.09.01 N 11/и/77-915
закрытому акционерному обществу "Римско" отказать.
Председательствующий
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|